'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  160 просмотров

Афанасьева В.Т., Мартынова С.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА БАЗЕ СЛУЖБ РАННЕЙ ПОМОЩИ *

  


Аннотация:
ранний возраст является сенситивным периодом в познавательном, двигательном, речевом развитии детей. В данной статье рассмотрены особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе Служб ранней помощи   

Ключевые слова:
ранний возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья, особенности психофизического развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей   


УДК 1

Афанасьева В.Т.

Учитель-логопед отдела работы с детьми с особыми образовательными потребностями ГБУ ДО РС(Я) «РЦ ПМСС»

(г. Якутск, Россия)

 

Мартынова С.С.

Педагог-психолог отдела работы с детьми с особыми образовательными потребностями ГБУ ДО РС(Я) «РЦ ПМСС»

(г. Якутск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОВЗ НА БАЗЕ СЛУЖБ РАННЕЙ ПОМОЩИ

 

Аннотация: ранний возраст является сенситивным периодом в познавательном, двигательном, речевом развитии детей. В данной статье рассмотрены особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе Служб ранней помощи.

 

Ключевые слова: ранний возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья, особенности психофизического развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей.

 

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения. Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ОВЗ можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Ранний возраст является особо сензитивным, пластичным для качественных преобразований. Наблюдается высокий темп созревания психофизических функций. Это период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, множественных причинно-следственных связей, характера движений и соотношений, период для усвоения речи, развития слухового восприятия, ориентировки в окружающем мире, становление связной речи, накопление лексики. Ребенок рождается с предпосылками базовых возможностей развития, но с некими границами и исключительной зависимостью от взрослого.

В раннем возрасте у детей идет период формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Для физического и нервно-психического развития детей первых трех лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, на втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение с взрослым, а предметно-манипулятивная. В личностном плане у него появляется стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

В настоящее время детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуется особый подход, необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности. В образовательных учреждениях индивидуально подходить к каждому ребенку, проводить психолого-педагогическую работу с родителями.

В образовательном пространстве для детей с ОВЗ в обучении и воспитании нужны специальные адаптированные программы, которые могли бы помочь в успешной адаптации, в раскрытии потенциала ребенка, предупреждение вторичных дефектов и т.д.

Для выявления уровня психофизического развития детей раннего возраста с ОВЗ мы подобрали методики: Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей в возрасте 2 года 6 месяцев» [5, с. 10]; методика Стребелевой Е.А. «Психолого-педагогическое обследование детей второго года жизни» [6, с. 24]; методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Диагностика уровня развития общения ребенка второго года жизни» [7, с. 59].

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад №2 «Олененок» городского округа «город Якутск» и в Службе ранней помощи ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения». В эксперименте участвовало десять детей с ОВЗ в экспериментальной группе и десять детей с нормативным развитием в контрольной группе.

Методика Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей в возрасте 2 года 6 месяцев» представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов и соотнесение их в группу. Выделено пять групп для оценивания глубины и диапазона отставания детей: I группа - дети с нормальным уровнем развития; II группа – дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок; III группа – дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока; IVгруппа – дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока; V группа - дети с отставанием на 4 - 5 эпикризных сроков. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

 
(табл.1)

Наименование задания

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Оценка отставания эпикризных сроков

 

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

1

Активная речь

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

2

Сенсорное развитие

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

3

Игра

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

4

Конструктивная деятельность

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

5

Навыки самообслуживания

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

6

Движения

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

Общая сумма в %

 

 

 

34%

66%

50%

50%

 

 

 

 

Экспериментальная группа
Контрольная группа

Активная речь

 
Сенсорное развитие
Игра
Конструктивная деятельность
Навыки самообслуживания

 

 

 

 

Движения
Группа

Активная речь

 
Сенсорное развитие
Игра
Конструктивная деятельность
Навыки самообслуживания

 

 

 

 

Движения
Группа
1
-
-
-
+
+
-
V
1
+
+
+
+
+
+
I
2
-
-
+
-
-
-
V
2
+
+
+
+
+
+
I
3
-
+
-
-
+
+
IV
3
-
+
+
+
+
+
II
4
-
-
+
+
-
-
V
4
+
+
-
+
+
+
II
5
+
-
-
-
-
-
V
5
+
+
+
+
+
+
I
6
-
+
+
-
+
-
IV
6
+
+
+
+
+
-
II
7
+
+
-
+
-
-
IV
7
+
+
+
+
+
+
I
8
-
-
+
-
-
+
V
8
+
+
+
+
+
+
I
9
-
+
+
-
+
-
IV
9
+
+
+
+
+
+
I
10
-
-
-
+
+
-
 V
10
+
+
+
+
+
+
I

Мы видим, что в экспериментальной группе 66% детей относится к V группе (дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков) и 34% относится к IV группе (дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока);

В контрольной группе 50 % детей относятся к I группе (дети с нормативным и опережающим развитием) и 50% детей к II группе (дети с отставанием на 1 эпикризный возраст).

В ходе эксперимента мы отметили, что у детей раннего возраста с ОВЗ выявлены трудности в овладении со связной речью, подбором по образцу геометрических фигур, последовательностью выполнения заданий.

По методике Стребелевой Е.А. «Обследование познавательного развития детей 2 – 3 лет», выполнение заданий оценивалось в баллах: 1 балл - ребенок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям; 2 балла - ребенок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий; 3 балла - ребенок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях; 4 балла - ребенок задание принимает и самостоятельно его выполняет. В таблице 2 показаны результаты обследования.

 

(табл.2)

Наименование задания

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Оценка баллов по группа

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Понимание словесной инструкции

«Поймай шарик»     

 

 

+

 

 

 

 

+

2

Зрительное восприятие

«Найди парные картинки»

 

+

 

 

 

 

 

+

3

Восприятие цвета

«Поиграй с цветными кубиками»

 

+

 

 

 

 

 

+

4

Действие по подражанию

«Построй из палочек»

 

+

 

 

 

 

+

 

5

Наглядно-действенное мышление

«Достань тележку»

 

+

 

 

 

 

 

+

Общий балл

11

19

 

Дети
Экспериментальная группа
 
Контрольная группа
Двигательные навыки
«Каталка»
 Мелкая моторика
«Пирамидки»
Восприятие
«Разложи игрушки»
Понимание речи
«Возьми игрушку»

Действие по подражанию «Построй башню»

Баллы
Двигательные навыки
«Каталка»
 Мелкая моторика
«Пирамидки»
Восприятие
«Разложи игрушки»
Понимание речи
«Возьми игрушку»

Действие по подражанию «Построй башню»

Баллы
1
2
2
1
2
1
2
1
 
 
 
 
 
 
2
1
1
1
2
1
 
2
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
 
7
 
 
 
 
 
 
7
 
 
 
 
 
 
8
 
 
 
 
 
 
8
 
 
 
 
 
 
9
 
 
 
 
 
 
9
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 

 

В экспериментальной группе дети показали 6 человек средний уровень, 4 - низкий общая сумма по выполненным заданиям составила 11 баллов из 20 возможных (55 %). Дети с ОВЗ с трудом вступают в контакт с педагогом, самостоятельно не могут выполнить задание, действуют с предметами без учёта их свойств. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого результата, поэтому для них характерны хаотические действия или отказ от выполнения задания. Многие из них не справляются выполнить задание по подражанию. Дети эмоционально реагируют на игрушки, но самостоятельно организовать игру не могут.

В контрольной группе общая сумма по выполненным заданиям составила 19 баллов из 20 возможных (95%). Дети с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования. Дети заинтересованы в результатах своей деятельности, у них имеется стойкий интерес к выполнению заданий.

Диагностическая методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Диагностика уровня развития общения ребенка второго года жизни» включает в себя четыре ситуации, которые предполагают регистрацию инициативности и средств общения ребенка. Выделяются три уровня: высокий, средний, низкий. В таблице 3 показаны результаты диагностики.

 

Табл.3

 

Наименование задания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

1

Ситуация 1.

«Пассивный взрослый»      

+
 
 
 
 
+

2

Ситуация 2.

«Индивидуальная предметная деятельность»

+

 

 

 

 

+

3

Ситуация 3.

«Ситуативно-деловое общение»

 

+

 

 

 

+

4

Ситуация 4.

«Незнакомый предмет»

+

 

 

 

+

 

Общая сумма

75%

25%

 

 

25%

75%

 

В экспериментальной группе получены следующие результаты: 25 % заданий - С (среднего уровня); 75% заданий - Н (низкого уровня). Инициативность в общении дети проявляют не во всех пробах. В ситуации «Пассивный взрослый» ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов. В ситуации «Индивидуальная предметная деятельность» ребенок обращается ко взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. У детей с ОВЗ снижена потребность в общении, мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам они привлекают с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически.

В контрольной группе 25 % заданий - С (среднего уровня); 75% заданий - В (высокого уровня). Дети пользуются разнообразными средствами для налаживания контактов с взрослым. Хорошо понимают речевые обращения, правильно выполняют несложные инструкции (подать, принести предмет, совершить действие со знакомым предметом и т.д.). Ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание педагога к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре.

Таким образом, к особенностям психофизического развития детей раннего возраста с ОВЗ можно отнести: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем; низкий уровень развития восприятия; им необходимо более длительное временя для приема и переработки сенсорной информации; неустойчивость, рассеянность внимания; слабое развитие интеллектуальной активности, навыков самоконтроля. Дети с ОВЗ с трудом вступают в контакт с педагогом, самостоятельно не могут выполнить задание, действуют с предметами без учёта их свойств. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого результата, поэтому для них характерны хаотические действия или отказ от выполнения задания. Многие из них не справляются выполнить задание по подражанию. Дети эмоционально реагируют на игрушки, но самостоятельно организовать игру не могут.

У детей наблюдаются трудности в овладении связной речью, в подборе по образцу геометрических фигур, в последовательности выполнения заданий. Кроме того, проявляется недопонимание обращенной речи, запаздывание реакции на имя; дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми; пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, активный словарь состоит из 5-10 слов, иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание детям и их родителям, и педагогам квалифицированной профессиональной помощи в создании условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка средствами диагностики, консультирования, просветительской и развивающее - коррекционной работы.

В начале поступления ребенка в Службу ранней помощи проводятся беседы с родителями о его индивидуальных особенностях, анкетирование – знакомство для правильной организации занятий. В это время проводится наблюдение за ребенком, заполняется индивидуальная программа развития ребенка.

Основной задачей индивидуального психолого-педагогического сопровождения является всестороннее развитие детей раннего возраста с ОВЗ. С этой целью   составляется индивидуальная программа развития ребенка (ИПР) – индивидуальная программа развития ребенка, в которой организованы и описаны условия обучения ребенка с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков; в которой учитываются его особенности и способности. Принципы службы ранней помощи строятся с учётом развивающего обучения и зоны ближайшего развития.

Остановимся на анализе ИПР за прошлый, 2020 год. Данные на ИПР показали, что у многих детей за этот год улучшился уровень понимания, восприятия речи и активная речь. Результаты сравнения уровня сенсорного и игрового развития ребенка показали, что игровая деятельность не стоит на одном месте, ведь именно с помощью игры ребенок знакомится и общается с детьми, развивается, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познает. В начале посещения Службы ранней помощи у многих детей не были сформированы такие навыки самообслуживания, как: самостоятельно умывать руки, лицо, вытираться полотенцем, самостоятельно есть, одеваться. Данные показали, что в сентябре 7 детей, не имевших навыков самообслуживания, научились самостоятельно есть, частично одеваться уже в конце мая.

Немаловажным анализом, который проводился тщательнее всего, является адаптация. Из 16 детей в начале посещения Службы ранней помощи 9 детей почти не контактировали с взрослыми и не контактировали с детьми. После проведенной работы по адаптации детей результат показал, что в конце курса занятий дети начали больше взаимодействовать со взрослыми и контактировать
с детьми, и бесконтактных детей нет.

Таким образом, по результатам ИПР видно, что работа по психолого-педагогическому сопровождению ребенка раннего возраста с ОВЗ помогает детям адаптироваться, развить навыки, память, речь и сенсорику.

Своевременная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для освоения ими основных знаний, умений и навыков, реализации систем по социальной адаптации – может способствовать их развитию.

В результате комплексного психолого-педагогического сопровождения, проводившегося в условиях Службы ранней помощи ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения», у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации; их родители получают психолого-педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс развития ребенка.

Следует отметить, что компетентность педагогов в психолого-педагогическом сопровождении играет наиболее значимую роль в воспитательно-образовательном процессе.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогическом сопровождении является неотъемлемой частью коррекционной работы и основой полноценного развития дошкольника, имеющего нарушение в развитии.

Необходимо понимать, что у всех детей с нарушениями в развитии первичный дефект влечет за собой задержку формирования всех психических, познавательных процессов. Так как природа наградила ребенка в раннем возрасте потенциалом к интенсивному развитию, родители и все специалисты должны обязательно это использовать. Постоянная, непрекращающаяся работа, пронизывающая каждый вид деятельности, очень важна для ребенка с ОВЗ в плане сокращения возможного отставания в его развитии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Варенова Т.В. Теория и парктика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – 2-е изд.доп. – Мн.: ООО «Асар», 2007. – 320 с.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.

Пантюхина, Г.В., Печора, К.Л., Фрухт, Э.Л. Методы диагностики. нервно-психического развития детей раннего возраста. - М.: ВУНМЦ, 1996. - 76

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.

Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет - М.: МГППУ, 2002. - 128 с.

 

Afanasyeva V.T.

Teacher-speech therapist of the department

of work with children with special educational needs

Republican Center of Psychological, Medical and Social Maintenance

(Yakutsk, Russia)

 

Martynova S.S.

Educator-psychologist of the department

of work with children with special educational needs

Republican Center of Psychological, Medical and Social Maintenance

(Yakutsk, Russia)

 

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL

ACCOMPANYING EARLY CHILDREN WITH HEALTH PROBLEMS

ON THE BASIS OF EARLY AID SERVICES

 

Abstract: early age is a sensitive period in the cognitive, motor and speech development of children. This article discusses the features of psychological and pedagogical support for young children with disabilities on the basis of Early Care Services.

 

Keywords: early age, children with disabilities, peculiarities of psychophysical development of young children with disabilities, psychological and pedagogical support of children.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Афанасьева В.Т., Мартынова С.С. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА БАЗЕ СЛУЖБ РАННЕЙ ПОМОЩИ // Вестник науки №10 (43) том 4. С. 14 - 25. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4840 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4840



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.