'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  212 просмотров

Сафарова М.Дж.

  


СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ ФАКТОР КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ *

  


Аннотация:
в статье автор рассматривает проблему стратификации термина и его отношения к образу жизни в обществе. Автор отмечает корреляты образа жизни личности, влияний ролевой концепции стратификации и противоречивости исследования образа жизни как основного термина социологии. Автор отмечает роль исследований западных и российских ученых в изучении термина стратификации и его отношения к образу жизни в обществе. В статье автор также обсуждает проблему национального образа жизни с точки зрения национальной экономики как основного элемента стратификации в обществе. Понятие стратификации использовалось как дополнительный инструмент для изучения критических моментов в исследованиях ученых. В статье автор рассматривает проблему анализа образа жизни сообществ для профильной дифференциации материальных стилей жизни с особым вопросом о социалистическом образе жизни, теориях, концепциях, методах и результатах исследования образа жизни в повестке дня исследования стратификации. Статусные конфликты и меняющиеся идеологии поведения и стилей досуга: социальные, экономические и культурные факторы   

Ключевые слова:
стратификация, отношения, жизнь, стиль, общество, влияния, противоречие, социология, исследования, национальный, стихия   


УДК 1

Сафарова М.Дж.

Преподаватель кафедры общественных дисциплин

ГОУ «ТГМУ имени Абуали ибни Сино»

(Республика Таджикистан, г. Душанбе)

 

СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ ФАКТОР

КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Аннотация: в статье автор рассматривает проблему стратификации термина и его отношения к образу жизни в обществе. Автор отмечает корреляты образа жизни личности, влияний ролевой концепции стратификации и противоречивости исследования образа жизни как основного термина социологии. Автор отмечает роль исследований западных и российских ученых в изучении термина стратификации и его отношения к образу жизни в обществе. В статье автор также обсуждает проблему национального образа жизни с точки зрения национальной экономики как основного элемента стратификации в обществе. Понятие стратификации использовалось как дополнительный инструмент для изучения критических моментов в исследованиях ученых.

В статье автор рассматривает проблему анализа образа жизни сообществ для профильной дифференциации материальных стилей жизни с особым вопросом о социалистическом образе жизни, теориях, концепциях, методах и результатах исследования образа жизни в повестке дня исследования стратификации. Статусные конфликты и меняющиеся идеологии поведения и стилей досуга: социальные, экономические и культурные факторы.

 

Ключевые слова: стратификация, отношения, жизнь, стиль, общество, влияния, противоречие, социология, исследования, национальный, стихия.

 

Проблема стратификации в социологии является актуальной темой, поскольку она отражает социальные вопросы общества и указывает на дисбаланс в социальном составе населения. Важное место в исследование проблем стратификации в обществе занимают труды западных социологов. С точки зрения классового подхода эти вопросы занимают особое место в работах классиков марксизма, которые разработали теорию стратификации на основе теории социализма [2,90] Эти вопросы также отражены в работах Парсонса, который разработал структурную структурно-функциональные о направления в социологии [4,88]

Некоторые ученые полагают, что в трансформирующемся обществе, традиционные критерии социальной стратификации утрачивают свою силу и убедительность, вследствие чего происходит верификация разнообразных стратификационных шкал или их комбинаций, но относительно образа жизни они остаются на уровне классовых различий. Именно доступность досуга является показателем образа жизни и это напрямую зависит от материального положения в обществе. Часть граждан, с низким материальным положением более 12 часов в сутки занят производством материальных благ и его образ жизни состоит именно из производственной деятельности. Более обеспеченная часть населения тратить меньше времени на материальные блага и имеет больше свободного времени, в период которого они посещают культурно-массовые мероприятия, ходят в ресторан, посещают музеи, выставки, театр и другие культурные общества. Таким образом, задача государства в организации программ национального образа жизни состоит в том, чтобы снизит на уровне индивидуума стратификационные критерии организации образа жизни. Все больше создаются объекты общего досуга, где на равных могут провести время представители разных классов, вне рамок своего статуса. Тем не менее устранить роль материального положения в организации образа жизни является исключением только для отдельных стран с социальной политикой (северная Корея). Статусный фактор включает три компонента: владение капиталом, производящим доход; причастность к процессам распределения, перемещения и обмена общественного продукта; уровень личных доходов и потребления [6,282-289]. У Вебера человек мотивируется социальной структурой: он не толь­ко получает материальное вознаграждение, зависящее от его места в процессе производства; человек получает вознаграж­дение также и за свой образ жизни, и выражается оно в пре­стиже, которым он пользуется в обществе, а это обеспечивает ему ряд возможностей и льгот, не зависящих от его места в про­изводственных отношениях [4,78] В связи с этим на национальном уровне возможное расширение сети рынков, бозорча в микрорайонах, рынка поддержанных вещей и других форм организации производственных отношений создает оптимальные условия для организации общения и полезного использования образа жизни. Рассчитано, что около половины населения занято самостоятельным производством и это составляет часть образа жизни. Поэтому организации рынков способствует полезной организации образа жизни.

Согласно теории марксистов, образ жизни является следствием разделения общества на классы и от доступа к национальному богатству и именно от его справедливого распределения зависит форма национального образа жизни Собственность, согласно К. Марксу, формирует наиболее сильный социальный раскол в обществе. Формируются производственные отношения и появляется классовая борьба. Показателен фрагмент работы Ф. Энгельса, в котором он отмечает следующее: «рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т.д. Основу классового общества согласно теории Маркса составляет эксплуатация нации и соответственно образ жизни социума также исходит от стратификации в обществе. Класс превосходит нацию и поэтому сторонники марксизма для улучшения национального образа жизни рабочего класса и бедного крестьянство исходили из их объединения в рамках мирового объединения.

Маркс утверждал, что образ жизни и сознание человека определяются его положением в системе производственных отношений; у Вебера структура социальных классов или сословий (статусов) в значительной степени автономна от экономических классов и определяется образом жизни человека [4,79]

Веблен в своей работе «Теория праздного класса» (1899/1994) критикует высшие классы за его роль в поощрении расточительного образа жизни. Ради того, чтобы произвести впечатление на остальную часть общества, праздный класс впадает в «демонстративный досуг» (непродуктивную трату времени) и «демонстративное потребление» (трату на товары больших денег, чем те стоят). Это влияет на пред­ставителей прочих социальных классов, и они, прямо или косвенно, пытаются под­ражать праздному классу. В результате формируется образ жизни которое идет во вред национальному образу жизни. Веблена в отличие от большинства социологов того времени главное внимание уделяет не производству, а потреблению. Таким образом, этот труд предвосхитил сегодняшний сдвиг социальной теории от производства к потреблению [5,67]

Стремление к шикарной жизни, лакшаринг, элитные поселки, элитные клубы, элитные рестораны — это только некоторые формы элитного образа жизни, которое все больше уступает своё место обществу равных возможностей. Так, например, посещение футбольного матча чемпионата Англии является национальным образом жизни и государство заботится о том, чтобы посещение этих матчей было доступным для каждого англичанина.

В последние годы, значение производства, особенно в Со­единенных Штатах, все более уменьшается (например, меньшее число работни­ков занято в производстве товаров), тогда как значение потребления возросло (все больше людей занято в связанной с потреблением сфере услуг и все больше лю­дей значительную часть своего досуга тратят на потребление). В таком обществе имеет смысл переместить наше внимание с вопроса средств производства к во­просу средств потребления и в соответствие с этим шоппинг, посещение рынка, аукционов продаж, гаражных продаж, вещевых рынков и других объектов торговли входит в национальный образ жизни среднего американца. [5,67]

М. Вебера по этому поводу утверждает, что общественная система состоит как минимум из трех стратификационных порядков, в каждом из которых неравномерно распределяются наиболее дефицитные ресурсы: экономический порядок, или распределение доходов и богатства; политический порядок, или распределение власти; социальный порядок, или распределение авторитета, уважения, престижа. То есть «тремя автономными измерениями стратификации», или стратификационными порядками образа жизни, согласно Веберу, являются собственность, власть и престиж как три отдельных фактора, образующих в своем взаимодействии основания иерархий в любом обществе. [6,89] В этой структуре престиж является критерием образа жизни, тогда как собственность его содержит а власть является организатором образа жизни. То есть неравенство, а точнее, порядок неравенств как порядок разнообразных, не одинаковых по объемам и качеству жизненных шансов и возможностей он вводит для наблюдения и описания общества в качестве конститутивного элемента самого этого общества – того, к чему индивиды должны приспосабливаться и что они не в состоянии изменить. Различия в собственности порождают экономические классы; различия в доступе к власти создают политические партии, а различия в престиже порождают страты, или статусные группировки [6,90]

Таким образом несмотря на различные доступные формы образа жизни, фактор распределение доходов, богатства и власти является главным критерием, определяющим национальный образ жизни.

В пирамиде А. Маслоу наглядно представлен весь набор потребностей, которые определяют жизнь человека, а также модель его поведения в обществе и его образ жизни. И чтобы понять структуру образа жизни индивида необходимо понимать, какие потребности он имеет. Как отмечал Энгельса «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей…» [6,95]

В обществе крупного капитала не может иметь место понятие «солидарность», которую ввел в качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Э. Дюркгейм и без которого не существует общественного порядка. Но стратификационные элементы образа жизни, их различия среди классов, отражаются в девиантном-протестном поведение низших слоёв общества. Например, недоступность отдыха в парках, непозволительность посещение театра, аквапарка и других мест развлечения приводит к росту стратификационного разделения образа жизни бедных и богатых слоев общества. Рассуждая о недоступности элементов нормального образа жизни, Бауман отмечает, что «каждый может очутиться в роли потребителя; у каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями, которые предоставляет подобный образ жизни. Но не каждый способен быть потребителем. Одного желания недостаточно; чтобы желание стало по настоящему желанным и тем самым приносило удовольствие, нужна относительно реальная надежда на возможность приблизиться к объекту желания. У одних есть все основания на это надеяться, а для многих других это просто беспочвенная мечта. В жизни все мы обречены делать выбор, но не у всех есть возможности для этого» [1,10]

Таким образом игнорируются формы ответственности -социальный контроль, внешний контроль, формальный контроль, личный контроль и другие элементы ответственности.

 Активность образа жизни зависит от стратификации и по той причине, что в некоторых случаях недоступность транспорта, расстояние от дома до работы или от дома до школы лишает человека всякой личной жизни. «Работа- дорога-дом-работа-дорога-дом» такова бесконечная тенденция образа жизни людей, лишенных доступа к транспорту или личному автомобилю. Так, например, образ жизни человека, работающего в офисе в центре города, отличается от работника фермы. В соответствие с затраченным трудом, различается и вид досуга, потребление и другие факторы образа жизни. [6,70]

 В рамках образа жизни, индивид согласно Белл, имеет выбора относительно вопросов купить тот или иной товар, заводить ребенка, выходить замуж или жениться и т.д. Есть выбор, но нет возможности реализовать этот выбор и это ограничивает образ жизни и вносить в него стратификационные особенности - богатый образ жизни и бедный образ жизни. Отсутствие возможности выбора является не только следствием бедности, но и следствием отсутствия власти. В частности, Роджек указывает на отсутствие выбора у женщин по причине отсутствия у них власти в обществе [6,70]

Таким образом выбор в данном случае для бедных слоёв населения является не свободой, а преградой, поскольку они не могут реализовать свои потребности и, следовательно, иметь достойный образ жизни. Непосредственное признание человеком собственного неравенства с другими слоями общества в классе и по социальному статусу определяется стратификационными качествами и именно эти ограничения в национальной образ жизни должны быть основными проблемами государственных программ по снижению стресса, бунтногонастроения и других программ по снижению уровни бедности и в особенности в больших городах, где эти пропорции наиболее заметны.

 В завершение данного вопроса стоит отметить, что стратификационный фактор как функциональный компонент национального образа жизни хотя и не признается некоторыми социологами, но оно существенно ограничивает или увеличивает выбор образа жизни. Наличие классовых различий, недоступность досуга, диспропорции в уровне личных доходов, выбор потребления и другие факторы образа жизни являются следствием разделения общества на классы и ограничение доступа к национальному достоянию. Закрытие общих рынков и строительство супермаркетов в больших городах ограничивает круг общения, места привычного посещению, место работы, место обсуждения новостей какими являются местные рынки все больше сужает национальный образ жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004.— 188 с. С.144

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство. т. 2

Ленин В.И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1

Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с. OCR: http://soc.lib.ru

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-еизд. —СПб.: Питер, 2002. — 688 с: ил. — (Серия «Мастерапсихологии»).OCR: AllanShade, janex@narod.ru

Теоретические основы оценки стратификации инновационного общества // И.А. Панкратов, Г.Р. Шамьенова / Философия, социология и культурология.- С.282-289

Veal A.J. The concept of lifestyle: a review School of Leisure and Tourism Studies, University of Technology, Sydney, Lindfield, NSW, 7070, Australia Version of record first published: 22 Aug 2006.http://www.tandfonline.com/loi/rlst

 

Safarova M.J.

Lecturer of the Department of Social Disciplines

State Educational Institution "TSMU named after Abuali ibni Sino"

(Republic of Tajikistan, Dushanbe)

 

 

THE STRATFIKATIONAL FACT AS FUNKTIONAL

ELEMENT OF NATIONAL LIFE STILE

 

Abstract: in article author discuss the problem of stratification term and its attitudes to life style in society. Author note the correlates of life style personality, role concept of stratification influences and controversy a study of the life style concern as a main sociology term. Author note the role of research West and Russian scholars’ in the study of stratification term and its attitudes to life style in society. In this article the author also give to discussion the problem of national life style from point of view of national economy as a main of stratification element in society. The concept of stratification was used as an additional tool for studying critical moments in the research of scholars.

In article author discuss the problem of communities life-style analysis to profile differentiation of material life styles with special issue on socialist life style, theories, concepts, methods and results of life style research in stratification research agenda. Status conflicts and the changing ideologies of the leisure behaviors and styles: social, economic, and cultural factors.

 

Kewwords: stratification, attitudes, life, style, society, influences, controversy, sociology, research, national, element.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сафарова М.Дж. СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ ФАКТОР КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Вестник науки №10 (43) том 4. С. 51 - 59. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4844 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4844



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.