'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 4
  4. Научная статья № 31

Просмотры  151 просмотров

Назаркова-Бабкина Ю.Д.

  


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЛИ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности экологического бизнеса с позиций ответственности и маркетинга. Делается акцент на рассмотрении принципов экологической этики в сфере предпринимательства. Автором приводятся примеры конкретных решений, используемых в области развития экологического бизнеса   

Ключевые слова:
бизнес, маркетинг, ответственность, экологический бизнес, экология   


УДК 330.15

Назаркова-Бабкина Ю.Д.

Предприниматель

(Россия)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ИЛИ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности экологического бизнеса с позиций ответственности и маркетинга. Делается акцент на рассмотрении принципов экологической этики в сфере предпринимательства. Автором приводятся примеры конкретных решений, используемых в области развития экологического бизнеса.

 

Ключевые слова: бизнес, маркетинг, ответственность, экологический бизнес, экология.

 

В современных условиях в Российской Федерации реализуются экологические национальные проекты, а государство призывает к ответственности владельцев бизнеса, причиняющего вред окружающей среде. Компании не могут оставаться в стороне от этих изменений. В связи с этим актуализируется рассмотрение вопросов, касающихся экологического бизнеса, сопоставления ответственности и маркетинга.

Необходимо обратить внимание на то, что до 1960-х годов владельцы бизнеса не инвестировали свои ресурсы в защиту окружающей среды. Эта тенденция начала меняться в 1990-х годах. К. Куллинан представил концепцию «земного правосудия», в которой, по замечанию Я.Э. Дадаева, указывалось, каким образом правовое регулирование может защитить планету от вредных методов ведения бизнеса. Эта теория объясняла, как предприятия, загрязняющие окружающую среду, можно эффективно регулировать и привлекать к ответственности за негативные действия (в контексте экологии) [1, с. 66].

Помимо внешней повестки (глобальный уровень), существует также и внутренняя: новые национальные цели, ужесточение государственной политики по отношению к хозяйствующим субъектам, усиление контроля за природопользованием, потребительский запрос на повышение качества жизни (в том числе, с экологической позиции), и корпоративный сектор обязан быть проактивным, иными словами, делать сверх того, что требуют, и работать на перспективу.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на то, как бизнес взаимодействует с экологической повесткой в России. Речь идет:

- об улучшении технологий и производства. При этом важно подчеркнуть, что затраты на экологию не ограничиваются улучшением производственных процессов, предпринимательство поддерживает благотворительные проекты и акции, вкладывает средства в обучение персонала и в устойчивое развитие. К примеру, в 2020 году «X5 Group» присоединилась к Глобальному договору ООН и выработала стратегию, в которой зафиксирована ключевая цель: содействовать ответственному потреблению и использованию ресурсов [5, с. 193];

- о поддержке экологических проектов. Представители бизнеса могут прибегать к взаимовыгодным коллаборациям с фондами и движениями. К примеру, бренд одежды «URBANTIGER» выпустил вместе с «WWF» лимитированную коллекцию одежды в поддержку амурского тигра, «Lamoda» во время пандемии предложила фондам льготные условия для продажи мерча и поделилась экспертным опытом в онлайн-продажах [4, с. 376]. Бизнес также может поддерживать экологические инициативы вместе с сотрудниками. Например, организуя в офисах фандрайзинг, подключая коллектив к интеллектуальному волонтерству или оказывая бесплатные услуги благотворительным фондам. Весьма популярной становится концепция «зелёного» офиса — пространства, в котором сведён к минимуму вред для экологии и человека;

- о выстраивании экологичного бизнеса. Крупные организации и малое предпринимательство поддерживают экологические инициативы финансами, временем и вниманием, однако ответственное отношение к экологии может стать и самостоятельным бизнесом. Вторую жизнь пластику дают, перерабатывая его для производства одежды и аксессуаров. Всё чаще запускаются проекты, для которых забота об окружающей среде — приоритетная задача. Компании решают эту задачу разными способами: выстраивают этичное производство, минимизируют отходы, декларируют ответственный подход в своих ценностях;

На основе отмеченного выше можно выделить основные принципы экологической этики, лежащие в основе построения экологического бизнеса. О.С. Киселёва формулирует их следующим образом:

- принцип справедливости;

- принцип устойчивости;

- принцип достаточности;

- принцип солидарности [2, с. 60].

Владельцы бизнеса и сотрудники могут продвигать вопросы экологической этики, активизируя внедрение более экологичных методов. Также могут помочь реструктуризация производства и процессов утилизации отходов, наем поставщиков, ориентированных на устойчивое развитие. Важно обращать внимание на создание прочной основы для разработки долгосрочного плана экологической этики в масштабах всей компании.

В первую очередь, следует проанализировать бизнес-процессы: где и чем бизнес наносит вред окружающей среде. Необходимо продумать, как это можно минимизировать или оптимизировать. Существуют профильные агентства, которые дают бизнесу такие консультации. Они помогут и с анализом, и с поиском оптимальных решений. Первые шаги могут быть весьма простыми: сортировка мусора на производстве и минимизация отходов — например, заменить одноразовые стаканчики стеклянными, сократить использование пластика.

Следует отметить, что экологизация не только приносит пользу окружающей среде, она также может быть полезна для бизнеса за счет:

- экономии средств: за счет меньших затрат на сырье, энергию, воду и утилизацию отходов;

- деловой репутации: люди могут с большей вероятностью поддержать бизнес, который заботится о его воздействии на окружающую среду;

- восстановления ресурсов: повторное использование и переработка ресурсов могут быть прибыльными;

- безопасности труда: сокращение использования химикатов и отходов может улучшить здоровье и безопасность на рабочем месте;

- соблюдения правовых норм: бизнес должен соответствовать законодательству об охране окружающей среды.

Ключевая роль отводится экологическому аудиту, который может помочь оценить характер и степень текущего воздействия бизнеса на окружающую среду. Это позволит:

- определить, как бизнес может уменьшить свое негативное влияние на окружающую среду;

- расставить приоритеты в деятельности по управлению окружающей средой;

- продемонстрировать подотчетность правительству, клиентам и акционерам.

Целесообразно обратиться к рассмотрению конкретных примеров, отражающих особенности экологического бизнеса. Так, за последние года модернизация была реализована на столичных промышленных предприятиях — «Газпромнефть-МНПЗ», «Мосэнего», «МОЭК». К примеру, обновление инфраструктуры на московском нефтеперерабатывающем заводе позволило за 6 лет сократить выбросы в атмосферу на 55,6%. Десять лет назад Москва взяла курс на устойчивое экологическое развитие. За это время в полтора раза уменьшилось загрязнение воздуха, улучшилось качество воды и почвы. Постепенно внедряется раздельный сбор отходов — в том числе, это заслуга бизнеса и общественных организаций [3, с. 247].

В конце 2020 года в Москве прошла акция «РСО: Сортируй с пользой!». В течение трёх недель по городу с остановками курсировали пять мобильных пунктов приёма разделенных отходов — бумаги, пластика, стекла, тетрапака и металла. Участие в акции приняли 70 тысяч человек, всего удалось собрать 130 тонн отходов [5, с. 194]. Мероприятие прошло при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Департамент поддерживает и другие проекты, например, программу «Школа утилизации: электроника». Она безвозмездно утилизирует электронные отходы частных лиц, органов власти и бюджетных учреждений и реализуется в 11 регионах Российской Федерации.

В последние годы тренд на ответственность и экологичность распространился и на сферу инвестиций. В результате возникло понятие ESG. В современных условиях интерес покупателя к экологичным товарам растет. Но потребители ожидают инициативы от предпринимательства — оно должно быть активно вовлечено в экологическую повестку. При этом настоящие долгосрочные инновации требуют времени: люди должны новые продукты узнать, попробовать, поверить в них — и для бизнеса это период инвестиций.

Таким образом, для современных компаний крайне важно обеспечить должное внимание к окружающей среде при осуществлении своей деятельности, включая решение проблемы изменения климата, а также поощрение переработки и сохранения биоразнообразия. При этом на первый план выходят вопросы ответственности. С маркетинговых позиций продвижение экологически безопасных методов может выделить бизнес среди конкурентов и привлечь новых клиентов, которые желают приобретать продукты и услуги представителей экологического бизнеса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Дадаев Я.Э. Культура в современной миссии бизнеса: экологический аспект // ФГУ Science. 2020. № 4 (20). С. 65-70.

Киселева О.С. Экологический бизнес как пример взаимодействия морали и экономики // Colloquium-journal. 2020. № 17-2 (69). С. 59-60.

Костин П.А. К исследованию современной парадигмы экологической ответственности бизнеса // Право и практика. 2021. № 2. С. 245-249.

Мезенцева Е.В., Королюк Е.В. Экологическое предпринимательство: сущность, направления функционирования и механизмы поддержки // ЦИТИСЭ. 2021. № 1 (27). С. 372-380.

Хурнова Л.М., Трегубова Ю.А. Повышение уровня экологической результативности сферы бизнеса // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2021. № 2 (33). С. 190-195.

 

Nazarkova-Babkina I.D.

Businesswoman

(Russia)

 

ENVIRONMENTAL BUSINESS:

RESPONSIBILITY OR MARKETING

 

Abstract: this article examines the features of ecological business from the standpoint of responsibility and marketing. Emphasis is placed on considering the principles of environmental ethics in the field of entrepreneurship. The author provides examples of specific solutions used in the development of environmental business.

 

Keywords: business, marketing, responsibility, ecological business, ecology.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Назаркова-Бабкина Ю.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЛИ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД // Вестник науки №10 (43) том 4. С. 210 - 215. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4869 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4869



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.