'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 5
  4. Научная статья № 2

Просмотры  190 просмотров

Сенина А.И.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассказывается о проведённом исследовании, которое позволило выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта руководителя и психологического климата в педагогическом коллективе   

Ключевые слова:
интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, психологический климат, педагогический коллектив   


УДК 005.32

Сенина А.И.

магистратура 1 курс, Организационная психология

Московский финансово-промышленный университет

(г. Москва, Россия)

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Аннотация: в данной статье рассказывается о проведённом исследовании, которое позволило выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта руководителя и психологического климата в педагогическом коллективе.

 

Ключевые слова: интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, психологический климат, педагогический коллектив.

 

Актуальность темы обусловлена меняющимися современными условиями труда педагогического коллектива, а также высокими требованиями к уровню психологической подготовки руководителей. Руководитель предъявляет к коллективу определённые требования. Но требования будут работать тогда, когда они психологически обдуманы и выражены в правильной форме. Коллективу часто приходится знакомится с нововведениями, поэтому сотрудники могут испытывать разные эмоции. На основе этого, в коллективе складывается определённый психологический климат.

Таким образом, каждый сотрудник по-разному реагирует на проблемы, возникающие в процессе труда. Это значит, что современному руководителю необходимо иметь развитый эмоциональный интеллект, чтобы психологически верно действовать в нестандартных ситуациях.

При работе над исследованием перед нами стояла цель: выявление и описание взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта руководителя образовательной организации и психологического климата в коллективе, определение возможности развития эмоционального интеллекта руководителя путём обучения.

Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» появилось благодаря учёным Дж.  Гилфорд (Guilford, 1967), X.  Гарднер (Gardner, 1993) и Г. Айзенк (Айзенк, 1995). Термин «эмоциональный интеллект» впервые в психологию ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году. Спустя 12 лет, в 2002 году был создан стандартизированный опросник для измерения эмоционального интеллекта. Учёные определили «эмоциональный интеллект» как способности «отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышлений и действий».

Переходя к понятию «психологический климат», необходимо сказать о том, что ввёл его впервые отечественный психолог Н.С. Мансуров. Более подробно понятие «психологический климат» раскрыл В.М. Шепель. Он говорил о том, что психологический климат возникает на основе близости членов коллектива, их симпатии, интересов, склонностей, что выражается в виде эмоциональной окраски психологических связей коллектива.

Разделяя понятие «эмоциональный интеллект» на составляющие, образуется два очень важных элемента: «эмоции» и «интеллект». Эмоции разнообразны: восторг, восхищение, изумление, гнев, удивление, презрение и другие. Попадая в разные ситуации, человек чувствует определённые эмоции. Они могут быть как приятными, так и неприятными. Понятие «интеллект» несёт на себе другую очень ответственную роль. В психологии «интеллект» имеет когнитивный характер и связан с переработкой информации.

Таким образом, «эмоциональный интеллект» определяется как способность получать информацию об эмоциях, перерабатывать её и различать, какие эмоцию чувствует человек.

Педагогический коллектив является чуткой системой взаимодействия. Педагоги работают как коллеги, а также являются примером для учеников образовательной организации. По мнению авторов термина «эмоциональный интеллект» Джона Майера и Питера Сэловея, для успешной деятельности руководителя, ему необходимо овладеть четырьмя навыками эмоционального интеллекта: понимать свои эмоции; понимать эмоции других людей; управлять своими эмоциями; управлять эмоциями других людей.

Результаты работы над развитием у руководителя умения распознавать эмоций других показали, что руководитель способен распознавать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние сотрудников. Он способен считывать эмоции людей, понимать причину возникающих эмоций и принимать решения о своих действиях.

Таким образом, для руководителя очень важно понимать не только свои эмоции, но и эмоции сотрудников, чтобы создавать и поддерживать позитивный настрой в организации. В результате качественной работы над собой, руководитель способен наладить положительные отношения между сотрудниками. Что оказывает хорошее влияние на психологический климат в коллективе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Орлова К.В. Эмоциональная компетенция руководителя. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. Том 2. – С. 518-519.

Полякова, И. В. Организационная психология: учебно-методическое пособие / И. В. Полякова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 140 c. 

Семенкова С.Н. Методические рекомендации по подготовке и написанию научных работ гуманитарного направления / Семенкова С.Н. - Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2014. – 56 с.

Сергиенко, Е. А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (Msceit V. 2.0) : руководство / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. — Москва : Институт психологии РАН, 2010. — 176 c.

Ситников М.А. Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы // Организационная психология. – 2019. Т 9. - №3. – с. 153-173.

Ушаков Д.В., И. Н. Андреева, В. А. Барабанщиков, О. В. Белоконь Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. — Москва: Институт психологии РАН, 2009. — 352 c. 

 

Senina A.I.

1 year master's degree, Organizational Psychology

Moscow University of Finance and Industry

(Moscow, Russia)

 

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL

LEADER’S INTELLIGENCE & PSYCHOLOGICAL

CLIMATE IN THE PEDAGOGICAL TEAM

 

Abstract: this article describes a study that has made it possible to identify the relationship between the emotional intelligence of a leader and the psychological climate in the teaching staff.

 

Keywords: intelligence, emotions, emotional intelligence, psychological climate, teaching staff.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Сенина А.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Вестник науки №10 (43) том 5. С. 9 - 12. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4871 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4871



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.