'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 5
  4. Научная статья № 5

Просмотры  141 просмотров

Магомедмирзоева Д.Я., Семилетова Я.И., Шлындова Н.В.

  


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ *

  


Аннотация:
в статье дан краткий анализ положения собых экономических зон в регионах Российской Федерации. Рассмотрены перспективы развития Особых экономических зон в РФ   

Ключевые слова:
Свободные экономические зоны, СЭЗ, особые экономические зоны, ОЭЗ, привлечение инвестиций, полюса роста, точки роста   


УДК 336.027

Магомедмирзоева Д.Я.

к.э.н., доцент кафедры стратегического маркетинга

и территориально-отраслевого развития

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Семилетова Я.И.

старший преподаватель кафедры стратегического маркетинга

и территориально-отраслевого развития

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Шлындова Н.В.

магистр

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ

 

Аннотация: в статье дан краткий анализ положения собых экономических зон в регионах Российской Федерации. Рассмотрены перспективы развития Особых экономических зон в РФ.

 

Ключевые слова: Свободные экономические зоны, СЭЗ, особые экономические зоны, ОЭЗ, привлечение инвестиций, полюса роста, точки роста.

 

Привлечение инвестиций в экономику страны является одной из приоритетных задач для любого государства. Инвестиции способствуют развитию экономики, технологическому прогрессу, повышению квалификации кадров, обмену информацией и другим факторам, улучшающим социально-экономическую жизнь государства. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, страны используют различные инструменты, одним из которых являются особые экономические зоны или свободные экономические зоны). Сегодня ОЭЗ играют важную роль в развитии многих стран, в том числе и России.

Особые экономические зоны - это часть территории страны на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.

ОЭЗ функционируют на основании Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005.

ОЭЗ способствуют сдерживанию оттока денежных средств за границу. Государству выгодно, чтобы предприниматели платили нологи в Росиии, а не за рубежом, а также это способствует привлечению иностранных инвесторов, которые аналогично будут платить налоги в России.

В условиях, когда на Россию обрушается огромное количество санкций очень сложно привлекать иностранные инвестиции, также существует ряд проблем с отбором проектов, проблемы с некорректным распределением полномочий между региональными и федеральными властями [1].

Кроме развитой инфраструктуры и специального административного режима, на территориях ОЭЗ действуют специальные налоговые, страховые и таможенные льготы. В зависимости от типа, в разных ОЭЗ установлены свои размеры льгот. Каждый регион может сам устанавливать специальные налоговые льготы для резидентов ОЭЗ.

Минэкономразвития ежегодно оценивает эффективность деятельности ОЭЗ и предоставляет отчет о результатах их деятельности. Оценка эффективности осуществляется по 25 абсолютным и относительным количественным показателям и по шести расчётным показателям эффективности. Если сводный расчётный показатель оценки больше 80% -значит, ОЭЗ функционирует эффективно, 40–80% указывают на достаточно эффективное функционирование ОЭЗ, при менее чем 40% ОЭЗ признаётся неэффективной. Несмотря на сложности, по итогам 2020 г. ОЭЗ продемонстрировали свою эффективность. Среднее значение сводного показатели оценки функционирования по всем ОЭЗ составило 94%.

По данным Минкомразвития за 15 лет работы Особых экономических зон объем заявленных инвестиций оставил более 900 миллиардов рублей.

За всё время функционирования ОЭЗ было создано 42,2 тыс. рабочих мест. За 2020 г. ОЭЗ предоставили 5448 новых рабочих мест. За шесть лет этот показатель вырос более чем в 2,5 раза.

Также наблюдается планомерный рост показателя выручки ОЭЗ. По итогам 2020 г. объём выручки от продажи товаров, акцизов, выполнения работ и оказания услуг, за вычетом НДС, составил 287,9 млрд руб., а за весь период функционирования ОЭЗ превысил 1,2 трлн руб.

Важным фактором при оценке эффективности работы российских ОЭЗ является динамика уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов. За последние годы этот показатель также растёт по мере увеличения количества резидентов и их финансовых и операционных показателей. По итогам 2020 г. сумма уплаченных в бюджет налогов составила 24 млрд руб.

В 2021 году Правительство России утвердило создание особых экономических зон (ОЭЗ) в Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.

В Оренбургской области откроют компании, которые будут заниматься производством пластиковых труб, бурового оборудования, литий-титановых батарей для складской техники. Также ожидается запуск на территории линию по глубокой переработке мяса и открытие транспортно-логистического терминала. На реализацию поставленных целей из регионального бюджета будет направлено 1,67 млрд рублей.

К 2030 году планируемый объем частных инвестиций в новые произодства 8,9 млрд рублей, количество созданных рабочих мест превысит 900 [3].

В ОЭЗ «Стабна» Смоленской области власти планируют реализовать не менее шести инвестпроектов. Основные направления – фабрика фабрику по производству трикотажного полотна, предприятия по сборке грузовиков-внедорожников, завода по переработке торфа. Объем частных инвестиций в проекты составит около 10,5 млрд рублей. В регионе появится более 600 новых рабочих мест [4].

В Ивановской области будет создана ОЭЗ «Иваново», где начнут работу 5 резидентов, занимающихся производством трикотажного полотна, хлопчатобумажной пряжи, тканей для спецодежды. Как отмечается, на новых предприятиях трудоустроят около 3,2 тысячи человек. Объем частных вложений в производства составит более 8 млрд рублей.

Ранее стало известно, что в Новгородской области создадут особую экономическую зону промышленно-внедренческого типа [2].

В целом можно говорит об эффективности существующих ОЭЗ. Основные финансовые и операционные показатели демонстрируют уверенный рост, в том числе и в кризисный 2020 г. Однако положительные результаты достигаются по большей части за счёт ОЭЗ промышленно-производственного типа. В технико-внедренческих зонах, где функционируют инновационные предприятия, на товары и услуги которых спрос ещё до конца не сформировался, об эффективности можно будет говорить не ранее чем через десять лет. Что касается туристических ОЭЗ, то здесь курорты одного типа м. Могут перетягивать туристов из одного региона в другой, ухудшая показатели эффективности.

Рассматривая перспективы развития особых экономичемских зон, нужно отметить, что для России это важный стратегический проект, который решает раяд важных для государства задач таких, как:

  • обеспечение притока иностранного капитала;
  • борьба с безработицей;
  • развитие экспорта и программы импортозамещения;
  • привлечение инновационных технологий;
  • создание высококвалифицированных кадров;
  • развитие отдельных регионов.

В середине 2021 года Министерство экономического развития Российской Федерации внесло в Федеральное правительство законопроект, предусматривающий объединение технико-инновационных зон и промышленного производства. Эти меры призваны облегчить получение статуса резидента в Особой экономической зоне. Кроме того, новый законопроект также касается новых налоговых льгот. Все эти меры должны повысить эффективность особой экономической зоны в ближайшие годы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ

Режим достпа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_54599/

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ

Режим достпа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

«30 самых важных событий в течении 30 лет после введения политики реформ и открытости» Режим доступа: http://russian.china.org.cn/china/txt/2008-10/27/ content_16669648.htm

Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ Режим достпа: http://www.ved.gov.ru/

 

Magomedmirzoeva D.Ia.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department

of Strategic Marketing and Territorial and Sectoral Development

Saint-Petersburg State Agrarian University

(Russia, Saints Petersburg)

 

Semiletova Ia.I.

Senior Teacher of the Department

of Strategic Marketing and Territorial and Sectoral Development

Saint-Petersburg State Agrarian University

(Russia, Saints Petersburg)

 

Shlundova N.V.

master student

Saint-Petersburg State Agrarian University

(Russia, Saints Petersburg)

 

OUTLOOK FOR THE DEVELOPMENT

OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

OF RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the article provides a brief analysis of the situation of their economic zones in the regions of the Russian Federation. Outlooks for the development of Special economic zones in the Russian Federation are considered.

 

Keywords: Free Economic Zones, Special Economic Zones, investment promotion, growth poles, growth points.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Магомедмирзоева Д.Я., Семилетова Я.И., Шлындова Н.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ // Вестник науки №10 (43) том 5. С. 27 - 32. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4874 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4874



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.