'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 5
  4. Научная статья № 13

Просмотры  205 просмотров

Пиллер И.К.

  


СЛУЖБА КАБАКУ (ПРАЗДНИК КАБАЦКИХ ЯРЫЖЕК) КАК ОСНОВА РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ *

  


Аннотация:
в статье дается объяснение того, почему данное произведение русской литературы XVII века повлияло в целом на жанр политической сатиры и породило огромный пласт культуры, который в рамках русской культуры выглядит чем-то особенным, в сравнении с зарубежной сатирой   

Ключевые слова:
служба кабаку, сатира, кабак   


УДК 82-7+93/94+304.2

Пиллер И.К.

студент 3 курса историко-филологического факультета

Благовещенский государственный педагогический университет

(Россия, г. Благовещенск)

 

СЛУЖБА КАБАКУ (ПРАЗДНИК КАБАЦКИХ ЯРЫЖЕК)

КАК ОСНОВА РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ

 

Аннотация: в статье дается объяснение того, почему данное произведение русской литературы XVII века повлияло в целом на жанр политической сатиры и породило огромный пласт культуры, который в рамках русской культуры выглядит чем-то особенным, в сравнении с зарубежной сатирой.

 

Ключевые слова: служба кабаку, сатира, кабак.

 

 Стоит начать с того, чем вообще является «Служба кабаку». Это литературная пародия, отражающая исторический аспект социальной политики Российского государства того времени. В целях пополнения государственной казны в середине XVII в. была введена монополия государства на производство и продажу спиртных напитков. Вся страна была покрыта сетью «царевых кабаков», во главе которых стояли целовальники – чиновники, которые целовали крест и давали клятву «бесстрашно за прибыль ожидать его государевы милости, и в том приборе никакого себе опасения не держать, питухов не отгонять» [1, с. 208]. «Царев кабак» стал источником настоящего народного бедствия, в народе дискуссия о них стала острой злободневной темой. Пользуясь своими правами, целовальники  беззастенчиво спаивали народ. Содержание «Службы…» отражает результат проведенной реформы.

Теперь о том, что такое «сатира» – это жанр комедии, представляющий собой резкое поэтическое унизительное обличение событий, людей, их действий и прочего [2, с. 460]. Сейчас сатира преобразовалась в форму постиронии, которая представляет собой порой обличение событий в максимально грубой и прямой формулировке, а также по интонации преподносится как правда, что, кстати, схоже с сатирой, ведь по факту в ней говорится правда, скрытая за шутливым текстом.

Сатира в России существовала и до «Службы кабаку» («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» и так далее), но она не предлагала обличения конкретных событий, а давала некое, переведенное в абстрактную плоскость, понятие возможно реальных событий, когда же «Служба…» проходится по духовенству, власти и ее конкретной реформе, то есть это дало начало возможности критики власти, хотя бы в форме сатиры, потому как можно было критиковать Царя и Церковь в открытую? Пример Ивана Посошкова очевиден (оппозиционный Петру Первому и дворянству публицист, который написал «Книгу о скудности и богатстве», по итогу был арестован за свой главный труд и скончался в тюрьме [3, с. 606]). В последующие столетия подобное проявление сатиры приобретет новые формы, в особенности это будет видно в 80-90-ые гг. XX в.

Если сравнить с зарубежной сатирой, то очевидно различие: в Западной культуре не создавалось культов правителей, отчего там могли критиковать любую политику, поэтому сейчас мы видим такую ситуацию, что современные западные сатирики могут проходиться вообще по всем аспектам политики (я не беру сейчас в расчет нынешние реалии «защиты угнетенных и меньшинств»), когда в России необходимо максимально тонко шутить, чтобы не наткнуться на критику или негативные санкции.

В данный момент  многие сатирики на Западе максимально стараются отходить от острых тем, поскольку альтернативное мнение, а тем более высмеивание событий может вызвать у общества «культуру отмены», при которой человека просто лишат возможностей существовать в обществе, поскольку он не подходит под его рамки.

В целом, можно сказать о том, что сатира в России сформирована влиянием политики авторитаризма, когда люди искали более простые способы высказываться относительно событий в стране, а «Служба кабаку» стала первым примером такого вида сатиры. Эта пародия-сатира является одним из лучших русских произведений так называемой демократической смеховой литературы XVII в., заложившей основы сатирического направления в русской литературе XVIII-XIX вв.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Адрианова-Перетц В.П. «Праздник кабацких ярыжек»: Пародия-сатира второй половины XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л. : Академия наук СССР, 1934. – Т. I. – С. 172-273;

Горнфельд А.Г. Сатира // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Т.28. –  СПб., 1900. – С. 460-463;

Павлов-Сильванский Н.П. Посошков, Иван Тихонович // Русский биографический словарь: в 25 томах. Т.14. – СПб., М., 1910. – С. 604-620.

 

Piller I.K.

3rd year student of the Faculty of History and Philology

Blagoveshchensk State Pedagogical University

(Russia, Blagoveshchensk)

 

TAVERN SERVICE (FEAST OF TAVERN DRINKERS)

AS THE BASIS OF RUSSIAN POLITICAL SATIRE

 

Abstract: in this article author gives the explanation of reasons why the Russian literature of the XVII century influenced the genre of political satire as a whole and gave rise to a huge layer of culture, which in the framework of Russian culture looks like something special, in comparison with foreign satire.

 

Keywords: tavern service, satire, tavern.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Пиллер И.К. СЛУЖБА КАБАКУ (ПРАЗДНИК КАБАЦКИХ ЯРЫЖЕК) КАК ОСНОВА РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ // Вестник науки №10 (43) том 5. С. 78 - 81. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4882 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4882



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.