'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  107 просмотров

Перевалов А.А.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной теме развития и регулирования инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В рамках статьи дано понятие малому и среднему бизнесу в России, инновациям и инновационному потенциалу. Автором уделено внимание развитию и регулированию инновационного потенциала предприятий в России как на макро-, так и на микроуровне   

Ключевые слова:
малый бизнес, средний бизнес, инновации, инновационный потенциал, развитие инновационного потенциала, регулирование инновационного потенциала   


УДК 001.895

Перевалов А.А.

Магистрант 1 курса института финансов, экономики и управления

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

(Россия, г. Тольятти)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: статья посвящена актуальной теме развития и регулирования инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В рамках статьи дано понятие малому и среднему бизнесу в России, инновациям и инновационному потенциалу. Автором уделено внимание развитию и регулированию инновационного потенциала предприятий в России как на макро-, так и на микроуровне.

 

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, инновации, инновационный потенциал, развитие инновационного потенциала, регулирование инновационного потенциала.

 

Актуальность темы определена тем, что необходимость государственной поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) заложена в Конституции Российской Федерации (далее - РФ), которая закрепляет возможность ведения предпринимательской деятельности и гарантирует защиту основных прав и интересов участников предпринимательской деятельности [11, с. 75]. Предприятия МСБ бизнеса, составляя значительную часть ВВП, обеспечивая рост занятости, развивая рисковые, наукоемкие и инновационные формы деятельности, благоприятствуют экономическому росту.

В условиях современной конкуренции и пандемии коронавируса субъектам МСБ все труднее приспосабливаться к факторам внешней среды, которые влияют на эффективность хозяйствования. Тем более сложно в 2020-2021гг. уделять внимание и ресурсы инновационному развитию. Тем самым важно на государственном уровне поддержать МСБ и эффективно регулировать инновационное развитие и формировать инновационный потенциал МСБ в России.

Цель работы - охарактеризовать особенности развития и регулирования инновационного потенциала предприятий МСБ в РФ.

Отметим, что МСБ сегодня - это «социально-экономический фундамент, без которого не может стабильно развиваться любое инновационно-ориентированное государство» [4, с. 74]. МСБ значительно способствует государственному социальному и региональному развитию из-за того, что их собственники нередко являются примером инициативности и действенности.

Существует множество определений, что же такое МСБ. Так, А.Д. Шеремет считает, что МСБ - это «определенный набор предприятий и организаций, соответствующих законодательно определенным критериям и имеющий собственную специфику развития» [12, с. 23].

Е.В. Горшенина считает направление МСБ «обособленной сферой бизнеса, для которой необходим особый режим хозяйствования, поскольку данная сфера является локомотивом экономики и основой формирования среднего класса в стране» [5, с. 15].

По мнению В.А. Зайкиной, МСБ - это «сфера предпринимательства, в которой малый бизнес (ИП, микро и малые предприятия) в основном находится в сфере торговли и услуг, а средние фирмы функционируют в тех сферах, где формируется более значительная добавленная стоимость – в строительстве, обрабатывающей индустрии, аграрном секторе» [7, с. 27].

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» №209-ФЗ говорит о том что: «субъектами МСБ являются прошедшие регистрацию в едином государственном реестре юридических лиц потребительские кооперативы (за исключением государственных и региональных унитарных организаций), коммерческие предприятия и предприниматели – физические лица, занесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без основания юридического лица, и кроме того крестьянские хозяйства» [1].

В России на данное время инновационный МСБ только начинает развиваться. Готовность и способность того или иного инновационного предприятия осуществить впервые и воспроизвести нововведение характеризует его инновационный потенциал. Напомним, что «инновация (от лат. innovatio – в направлении изменений) – это внедренное новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности продукции или процессов, востребованное рынком. Инновация также является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений, открытий, рационализации» [3, с. 34].

В мировой экономической литературе «инновация» обозначает «процесс превращения потенциального научно-технического процесса в реальный, который реализуется в новых технологиях и продуктах» [6, с. 105].

Инновационный потенциал (государства, отрасли, предприятия) – «совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал в любом государстве относят к категории национального достояния» [9, с. 41].

Современное законодательство России дает возможность развитию нового этапа инновационной предпринимательской деятельности. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в порядке убывания юридической силы: Конституция Российской Федерации, специализированные кодексы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств (постановления, приказы, распоряжения, инструкции, разъяснения, указания и т. п.), акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [13, с. 42].

Государственное регулирование инновационной деятельности – «это комплексное воздействие государственных органов власти на деятельность инновационных предприятий, а также на внешнее окружение с целью качественного изменения воспроизводственного процесса, обеспечения благоприятной экономической, социальной среды для ведения бизнеса» [8, с. 57].

Основными направлениями государственного регулирования в сфере инноваций на уровне субъектов РФ «выступают:

- создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере (на уровне регионов специальными органами являются министерство экономического развития, департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности, министерство промышленности и науки);

- определение основных направлений государственной инновационной политики и мер по ее реализации;

- финансирование инновационной деятельности;

- осуществление амортизационной и налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности» [9, с. 44].

На макроуровне развитие и регулирование инновационного потенциала предприятий МСБ в РФ осуществляется, по большей части, согласно Постановления Правительства РФ от 15.04.2014г. №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [2]. Программа действует по 2024г. включительно.

«Цели госпрограммы

- создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;

- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых;

- стимулирование технологического развития и повышение производительности труда;

- повышение эффективности государственного управления» [2].

В рамках госпрограммы действует подпрограмма №5 «Стимулирование инноваций», решающая проблему - слабое состояние инновационной активности в бизнесе. Основные меры, направленные на решение этой проблемы:

- создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу «инновационного лифта»;

- создание университетского комплекса «Иннополис»;

- развитие механизмов правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности;

- реализация проекта «Сколково» [4, с. 76].

Основными формами государственной поддержки являются следующие основные направления (рисунок 1).

 

 

Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий предоставляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Но эффективность ее остается низкой. Например, рассмотрим динамику создания малых и средних инновационных предприятий (2009-2020 гг.) (рисунок 2).

 

 

После 2011г. заметна удручающая (кроме 2018г.) динамика снижения количества инновационных предприятий МСБ. Среди основных факторов, повлиявших на такую тенденцию, выделим следующие:

- задекларированная, но слабо реализованная политика поддержки инновационного потенциала МСБ в РФ;

- ограничение стимулов инновационного развития по причине западных санкций и частичного запрета экспорта;

- все еще низкий уровень квалификации предпринимателей в сфере МСБ для обеспечения внедрения инноваций;

- снижение деловой активности и финансового обеспечения МСБ в 2020-2021гг.

На наш взгляд, основные задачи развития и регулирования инновационного потенциала предприятий МСБ в РФ на ближайшую перспективу показаны на рисунке 3.

 

 

Что касается микроуровня развития и регулирования инновационного потенциала, то управление инновациями в организации – это «управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала той или иной организации» [3, с. 34].

Для осуществления руководства над организацией, внедряемой инновации, существует особая направленность стратегического управления на высшем уровне, называемое инновационным менеджментом. «Его целью является установить основные направления научно - технической и производственной деятельности организации в следующих областях:

– разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

– модернизация и совершенствование издаваемой продукции;

– дальнейшее развитие создания традиционных видов продукции;

– снятие с производства устаревшей продукции» [6, с. 106].

На основе инновационного подхода важно разработать эффективный организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятий (их товаров/услуг). На наш взгляд, такой механизм включает в себя 5 компонентов (рисунок 4).

 

 

Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования предприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо - и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах.

Согласимся с мнением, что «МСБ в рамках инновационного развития стоит взаимодействовать с крупным бизнесом» [13, с. 43], обладающим более значительными финансовыми, кадровыми и техническими ресурсами, а также имеющими выходы на рынки зарубежных технологий. Основные задачи, требующие решения в направлении взаимодействия МСБ и крупного бизнеса в сфере инноваций, по нашему мнению, следующие (рисунок 5).

 

 

Таким образом, на государственном, региональном уровнях, как и на уровне самих предприятий происходит формирование инновационного потенциала МСБ. Темпы развития такого потенциала и количество инновационных предприятий в сравнении с развитыми странами оставляют желать лучшего в России. Несомненно, в будущем останутся те предпринимательские структуры МСБ, которые смогут быть гибкими и адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сформировать инновационный потенциал. А если государство действительно желает получить инновационную экономику не на бумаге, а на деле, то необходимо больше уделять внимание инновациям, выделять более значительные средства для их поддержки и развития на долгосрочной основе, контролировать целевое использование средств. Развитие инноваций и формирование тем самым конкурентных преимуществ предприятий обеспечат экономический рост России в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный Закон РФ №209-ФЗ от 27.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (с учетом изменений от 17 августа 2021 г. № 1365). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/postanovlenie_pravitelstva_rf_ot_15_aprelya_2014_g_n_316.html

Атбанова У.Х. Управление инновациями в организации // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - №61-6. - С. 34-36.

Бурянина О.А. Основные направления государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности предприятий // Социум и власть. - 2020. - №1. - С. 74-89.

Горшенина Е.В. Предпринимательство в России: начинаем свое дело. - Краснодар: ООО «Центр экономических исследований», 2020. - 118 с.

Давлетбаева Н.В., Джабраилов Д.Х. Особенности государственного регулирования и поддержки предприятий промышленного комплекса в контексте их инновационного развития // Вестник академии знаний. - 2020. - №6. - С. 105-109.

Зайкина В. А. Поддержка малого и среднего бизнеса в эпоху кризисов. – М.: Знание, 2017. – 355 с.

Земенцкий Ю.В. Основные тенденции и особенности инновационного развития российской экономики // Петербургский экономический журнал. - 2020. - №1. - С. 56-63.

Инновационная политика: учебник для вузов / под редакцией Л. П. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2020. - 229 с.

Кашанина Т. В. Предпринимательство: правовые основы. – М.: Инфра, 2017. – 347 с.

Морозов А.А. Современная институциональная ситуация субъектов малого и среднего предпринимательства в России. - Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №3-2. - С. 75-79.

Предпринимательство: организация, экономика, управление / под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 480 с.

Симонова Е.В. О роли малого инновационного и крупного бизнеса в развитии экономики России // Экономическая среда. - 2021. - №1. - С. 41-46.

Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru

 

Perevalov A.A.

1st year Master's student of the Institute of Finance,

Economics and Management

Togliatti State University

(Russia, Togliatti)

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND REGULATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the article is devoted to the topical topic of the development and regulation of the innovative potential of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Within the framework of the article, the concept of small and medium-sized businesses in Russia, innovation and innovation potential is given. The author pays attention to the development and regulation of the innovative potential of enterprises in Russia both at the macro and micro levels.

 

Keywords: small business, medium business, innovation, innovation potential, development of innovation potential, regulation of innovation potential.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Перевалов А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №11 (44) том 1. С. 42 - 53. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4896 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4896



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.