'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  140 просмотров

Новикова Н.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема выявления уклонений от уплаты налогов, проблемы собираемости налогов в современных экономических условиях   

Ключевые слова:
налоговое администрирование, налоговые платежи, собираемость налогов   


УДК 34

Новикова Н.А.

Московский финансово-юридический университет

(г. Москва, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема выявления уклонений от уплаты налогов, проблемы собираемости налогов в современных экономических условиях.

 

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые платежи, собираемость налогов.

 

Несмотря на факт того, что в международных документах, регулирующих налоговые отношения, установлены основные принципы налогового администрирования [1], в российском налоговом законодательстве на сегодняшний день они не закреплены.

Неоценимый вклад в определение перечня принципов налогового администрирования внесли Арутюнян О. К., Ефремова Т. А., Теремецкий И. Т. и другие.

Отметим, что в экономической литературе и российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует единый признаваемый всеми перечень принципов налогового администрирования, что затрудняет повышение эффективности налогового администрирования на практике.

Проблемы собираемости налогов в РФ имеют особое значение, т.к. налоги оказывают значительное влияние на финансовые отношения в целом. Налоги составляют основной доход государства, одновременно являясь сильнейшим рычагом в управлении предприятиями в условиях рыночной экономики. От полноты собираемости налогов и сборов зависит эффективность налоговой системы в целом, своевременное и полное финансирование расходов государства и муниципальных образований  [2].

Однако в настоящее время отмечается снижение собираемости налогов, несмотря на усиливающееся административное воздействие на налогоплательщиков со стороны налоговых органов.

Проблемы собираемости налогов можно разделить, по нашему мнению, на две основные группы: методологические и прикладные. Первые отражают методологические просчеты в подходах к оценке налогового потенциала территорий, к методикам оценки эффективности налоговых каналов и, собственно говоря, собираемости налогов. Вторые указывают на непосредственные причины дефицита бюджета и снижения поступлений от конкретных налогов.

Решение теоретических и методологических проблем зачастую лежит исключительно в сфере законодательной и исполнительной власти, но основу таких изменений может составлять мнение научного сообщества. Известно, что понятие «собираемость налогов» не закреплено в налоговом и бюджетном законодательстве. Собираемость налогов можно рассматривать как показатель эффективности реализации фискальной функции налоговой системы, что делает этот критерий чрезвычайно важным.

И.И. Ахметшин и В.М. Минеева считают, что собираемость налогов является одним из основных показателей, характеризующих результативность контрольной работы налоговых органов [3].

В России данный показатель также можно считать индикатором налогового администрирования. В этом случае достоверно определить данное понятие как степень полноты исполнения налоговых обязательств, определяемых действующим законодательством, и рассчитывать как отношение объема налоговых платежей, поступивших в определенный период, к объему налоговых обязательств, которые должны быть исполнены в этот же период в соответствии с действующим законодательством.

Кратко рассмотрим анализ динамики налоговых поступлений.

В федеральный бюджет за I квартал 2020 года поступило администрируемых доходов в сумме 14938 млн рублей, что на 2510 млн рублей или на 20,2% больше, чем за I квартал 2019 года в результате роста поступлений по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС).

Поступления в консолидированный бюджет субъекта за I квартал 2020 года составили 33602 млн рублей, что на 109 млн рублей или на 0,3% меньше, чем за I квартал 2019 года.

Общая сумма поступлений по страховым взносам на обязательное социальное страхование за I квартал 2020 года составила 33001 млн рублей и увеличилась относительно I квартала 2019 года на 3272 млн рублей или на 11%, что на 4,7 процентных пункта (далее – п.п.) опережает темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 106,3% и на 2,8 п.п. опережает темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников Ростовской области в размере 108,2% за январь 2020 года.

В структуре поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за I квартал 2020 года по сравнению с I кварталом 2019 года увеличились доли поступлений по НДС – с 22,4% до 27,7%, по НДФЛ – с 27% до 27,3%, по налогам на совокупный доход – с 5,6% до 6,1%. Уменьшились доли поступлений по налогу на прибыль организаций – с 29,6% до 26%, по акцизам – с 4,9% до 3,5%, по налогам и сборам за пользование природными ресурсами – с 1,7% до 1,3%, по имущественным налогам – с 8,4% до 7,6%.

В федеральный бюджет за I квартал 2020 года относительно I квартала 2019 года положительная динамика поступлений достигнута по НДC, сумма поступлений по которому составила 13436 млн рублей и увеличилась на 3119 млн рублей или на 30,2%, что обусловлено, в основном, ростом исчисленных и уплаченных сумм налога по представленным декларациям за IV квартал 2019 года по ряду организаций.

В тоже время по остальным основным налогам и сборам сформировалась отрицательная динамика поступлений.

Задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование) по состоянию на 01.04.2020 составила 16749 млн рублей, что на 2004 млн рублей или на 13,6% больше задолженности, числившейся на 01.01.2020.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний.

Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

-одни и те же работники и ресурсы;

-тесное взаимодействие всех участников схемы;

-разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Таким образом, наиболее опасные формы уклонения, а именно преступления имеют свою специфику и наносят ущерб бюджетам всех уровней. большая часть ВВП нашей страны создается в теневой экономике. Причем развитие «тени» происходит параллельно: экономический рост в открытом секторе сопровождается ростом теневой деятельности, по крайней мере, в тех же пропорциях.

Следовательно, на современном этапе, учитывая кризисную ситуацию в реальном секторе, и как следствие, потребность в денежных средствах у хозяйствующих субъектов, важнейшие преобразования в российском законодательстве необходимо направить:

- на пересмотр переложением налоговой нагрузки с юридических лиц на физических лиц;

- повышение призрачности банковских операций;

- разработке более эффективного и доступного кредитования бизнеса для текущей деятельности;

- повышение возможности, возмещения ущерба государству, при достаточных основаниях полагать, о наличии совершения правонарушения, на досудебных уровнях контрольных мероприятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Алиев, Б.Х. Рост собираемости налогов и сборов как индикатор действенности налоговой системы // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 2. - № 10. - С. 18-21.

Ахметшин, И.И. Налогообложение в цифрах / И.И. Ахметшин, В.М. Минеева // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 1. -№ 38. - С. 213-218.

Баяндурян, Г.Л. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Г.Л. Баяндурян, А.А. Полиди, Л.М. Осадчук и др. - Краснодар: Издательство ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2015. - С. 125-131.

Бондарь, О.А. Методы измерения совокупной налоговой задолженности и уровня собираемости налогов и сборов // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 6 (125). - С. 47, 50.

 

Novikova N.A.

Moscow University of Finance and Law

(Moscow, Russia)

 

PROBLEMS OF IDENTIFICATION OF TAX EVASION

 

Abstract: the article examines the problem of identifying tax evasion, the problem of tax collection in modern economic conditions.

 

Keywords: tax administration, tax payments, tax collection.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Новикова Н.А. ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ // Вестник науки №11 (44) том 1. С. 69 - 76. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4899 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4899



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.