'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 1
  4. Научная статья № 63

Просмотры  92 просмотров

Музапарханов Г.Б., Байгабулова К.К.

  


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ *

  


Аннотация:
в статье делается анализ сущности менеджмента. Определяется его роль в социально-экономическом развитии Республики Казахстан. Определены основные функции менеджмента, влияние которых на социально-экономическое развитие имеет большое значение   

Ключевые слова:
менеджмент, управление, социально-экономическое развитие, программы   


Важную роль в экономическом взаимодействии между государствами и социально-экономическом развитии имеет менеджмент и его элементы, формы, методы и технологии. На особую его важность обратил внимание Президент РК Н.А. Назарбаев, подписывая Указ в 2007 году «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан», определил ключевым критерием выполнения государственных программ результативность, эффективность и качество государственного управления в стране [9]. Использование данных категорий менеджмента находит применение в государственных целевых, государственных региональных программах социально-экономического развития: среди отдельных параметров подобных программ заложены энергоэффективность, эффективность выполнения программы в целом, публикуются ежегодные отчеты о выполнении программ. Программно-целевой метод как технология менеджмента в Республике Казахстан охватывает все отрасли социальной и экономической сфер. Более продуманно используются такие технологии менеджмента, как социально-экономическое прогнозирование, благодаря которым просчитываются социальные и экономические потребности. Важную роль в информационном обеспечении деятельности государственных и муниципальных органов власти играют технологии мониторинга. Вышеописанные технологии как элементы системы менеджмента внедряются органами власти в содержание деятельности по государственному управлению. Таким образом, обеспечивается определенный комплексный эффект (экономический, политический, социальный, информационный и т.п.), а также результативность и качество. С учетом вышесказанного внедрение идей менеджмента в государственное управление Республики Казахстан должно происходить с учетом правильного понимания сущности менеджмента. Именно анализ понятия «менеджмент» позволяет выработать представления о сущности этой деятельности. Обращение к научной литературе позволяет отметить, что категория «менеджмент» не имеет однозначного толкования среди ученых, и тем более практиков [2]. Усложняет его понимание тот факт, что в научной литературе существует более 300 определений, раскрывающих, что такое управление, и 150 определений, поясняющих, что такое менеджмент. Таким образом, наблюдается отсутствие понятийного единства. Понятие «управление» гораздо шире понятия «менеджмент» и соотносятся они как общее и частное. Следует признать, что наиболее полно раскрывает сущность менеджмента представитель классической (административной) школы менеджмента Анри Файоль, рассматривающий его как совокупность процессов планирования, организации, мотивации и контроля, объединенных между собой коммуникацией и принятием решений. Если первые четыре ученый относит к функциям менеджмента, то последние два компонента он называл технологиями менеджмента. Главный предмет исследования менеджмента как науки – информация – как важнейший источник для коммуникации и принятия решения [6]. Вместе с тем, дальнейшее развитие теории и практики менеджмента расширяло взгляды на данный феномен. Использование в управленческой практике системного, процессного и ситуационного подхода усложняет однозначное понимание менеджмента. Более того, среди теоретиков не прекращаются споры о том, чем на сегодня является менеджмент – это наука, искусство и практика? Попытка категорично ответить на данный вопрос приводит к выводу о том, что обязательность профессиональной подготовка и компетентности менеджера не вызывает сомнений, в то же время прочные научные знания в области управления не гарантируют успех без соответствующей практики, отражающей специфику управленческого труда в тех или иных организациях, представляющих разные отрасли деятельности, будь-то государственная служба или коммерческое предприятие. Умение эффективно использовать практический опыт и научные знания позволяет раскрыться мастерству и искусству [2; 6]. Российский исследователь проблем менеджмента А.Д. Зарецкий рассматривает менеджмент как вид коммерческого управления. Коммерция предполагает извлечение прибыли – главный критерий деятельности менеджера. Менеджер должен выстраивать субъект-субъектное взаимодействие с подчиненными таким образом, чтобы извлечь из него максимальную прибыль [6]. Традиционно менеджмент в зависимости от типа организации (государственной или коммерческой) делится на подвиды в зависимости от структурных подразделений (администрирование, производство, маркетинг, финансы, кадры, инновации и т.п.), и, несмотря на разницу в организационно-правовых формах, суть и содержание работы менеджера принципиально не меняется – достижение определенного эффекта, контроль над ситуацией и управление желаемыми изменениями. Этот факт позволяет не считать менеджмент как сугубо коммерческий вид управления. На современном этапе наблюдается внедрение основных положений менеджмента в сферу государственного управления и социальную сферу, где предоставляют услуги, и деятельность носит некоммерческий характер. Однако, использование отдельных элементов менеджмента позволяет повысить эффективность государственного управления социально-экономических процессов, при чем речь идет не только о нормальном функционировании, но и о развитии их. Принципиально важным вопросом теории менеджмента является определение его роли в социальноэкономическом развитии. Внимательное изучение государственных документов Республики Казахстан позволяет определить факт наличия и использования элементов менеджмента, и выполняемых с помощью менеджмента функций. На современном этапе использование приемов менеджмента оказывает влияние на процессы государственного регулирования процессов социально-экономического развития в Республике Казахстан. Определение стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий требует ориентации на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим, и в государственных документах, и среди отдельных казахских ученых-экономистов (М. Кемел) отмечается, что возрастает роль органов государственной власти и местного самоуправления в процессе социальноэкономического развития, которая выражается в ориентирующей на потребности населения функции [4; 5; 9; 10]. Необходимо комплексное использование научного прогнозирования для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием в государственном и муниципальном управлении, которое должно основываться не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив. Таким образом, можно утверждать, что менеджмент в социально-экономическом развитии обеспечивает выполнение функций планирования, прогнозирования, анализа в Республике Казахстан на уровне всей страны, таки отдельных регионов [7; 8]. Сущность управления социально-экономическим развитием состоит в качественном изменении жизни населения, которые вызваны целенаправленными действиями органов государственной власти и муниципального управления и выражены в увеличении реальных доходов населения. Для реализации социально-экономического развития применяют чаще всего программно-целевой метод, позволяющий достигнуть поставленных целей, конечных результатов с меньшими затратами, объединить интересы снизив ведомственную разобщенность. Рассматривая данную технологию как элемент менеджмента, можно заключить, что роль менеджмента сводится к обеспечению выполнения функций стратегического планирования, целеполагания, оптимизации и концентрации ресурсов [3]. В соответствии с терминологией, наработанной в теории управления проектами, целый ряд российских исследователей (А.Г. Воронин, В.А. Лапин А.Н. Широков и др.) склонен рассматривать сам процесс социальноэкономического развития в качестве объекта управления [3, c.28]. Характеризуя описываемый объект, важно отметить, что программы и проекты, в том числе и социальноэкономического развития, отличают масштабы изменений и отведенного для реализации целей времени, а также в количестве исполнителей, реализующих проекты и программы. Программу следует рассматривать как крупный по масштабу объект управления социально-экономического развития, представляющую собой систему взаимосвязанных самостоятельно управляемых проектов. Программу социально-экономического развития муниципального образования следует понимать как систему мер, направленных на достижение поставленных целей. Соответственно менеджмент обеспечивает выполнение проектно-ориентированной функции в социально-экономическом развитии. Анализ сущности понятия позволяет рассматривать его как сложный культурно-исторический феномен, имеющий многозначность трактовок. Влияние методологии системного, процессного и ситуационного подходов усложняют представления о менеджменте. Представления о менеджменте как науке, теории и практике также дифференцируются в зависимости от управленческого опыта и модели менеджмента каждого отдельно взятого государства (японского, американского, немецкого и др.). Основная суть менеджмента заключается в повышении результативности, эффективности и качестве процессов управления, что делает его привлекательным и в некоммерческих сферах и отраслях деятельности, в том числе и в государственном управлении. Роль менеджмента в управлении социально-экономическом развитии конкретизируется в обеспечении посредством его использования ряда функций, а именно: анализ, планирование, прогнозирование, мониторинг, целеполагание, оптимизация и концентрация ресурсов, проектно-ориентированная функции.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Музапарханов Г.Б., Байгабулова К.К. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 142 - 144. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/491 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/491



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.