'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  176 просмотров

Рыжкова О.Б.

  


ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКУ, ПРЕБЫВАЮЩЕМУ В ДЕПРЕССИИ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается вопрос об оказании помощи подростку, испытывающему депрессивное состояние   

Ключевые слова:
депрессия, причины депрессивного состояния, психологическая помощь   


УДК 1

Рыжкова О.Б.

Педагог-психолог

Государственный гуманитарно-технологический университет

Гуманитарно-педагогический колледж

(г. Орехово-Зуево, Россия)

 

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПОДРОСТКУ, ПРЕБЫВАЮЩЕМУ В ДЕПРЕССИИ

 

Аннотация: в статье затрагивается вопрос об оказании помощи подростку, испытывающему депрессивное состояние.

 

Ключевые слова: депрессия, причины депрессивного состояния, психологическая помощь.

 

Подростковый возраст - этап жизни, который сопровождают многочисленные изменения: физические, эмоциональные, психологические, социальные. Подростки видят хорошее и плохое по телевидению, в Интернете, на улице и часто считают, что жизнь несправедлива, при этом испытывают чувство стресса.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, подвержены депрессивным расстройствам. Они могут плакать без видимых причин, проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях, увлекаться музыкой нигилистической тематики.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У подростков часто может пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными, прекратить посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, частые пропуски учебных занятий.

Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессии у подростка. Тот, кто проводил много времени с друзьями, начинает большую часть своего времени проводить в одиночестве. Не может поделиться своими чувствами с другими, считая, что он одинок в этом мире, никто не хочет его выслушать, не заботится о нем.

Подросток может чувствовать себя неудачником, ему может казаться, что он «недостаточно хорош».

Причиной депрессивного состояния у подростка чаще всего выступает совокупность факторов, которые оказывают губительное влияние на его ранимую психику.

К ним относятся:

  1. Гормональные изменения в организме. Они вызывают перепады настроения, вспышки гнева, раздражительность и повышенную тревожность.
  2. Конфликты со сверстниками Подросток может быть изгоем в учебной группе или подвергаться буллингу, что усиливает у него чувство одиночества и ощущение собственной неполноценности. Он чувствует себя неудачником, которого незачем и не за что любить и уважать.
  3. Семейное неблагополучие. Завышенные родительские требования, конфликты, равнодушное отношение к успехам и достижениям подростка заставляют его сильно переживать.
  4. Проблемы с учёбой. Высокие учебные нагрузки, давление преподавателей, страх перед экзаменами.
  5. Травмирующее событие в жизни подростка Смерть кого-то из близких, авария и так далее.
  6. Личностные особенности

К появлению депрессии могут привести: юношеский максимализм (стремление всё делить на «белое» и «чёрное»), повышенная чувствительность к критическим замечаниям, переживания по поводу «несовершенства» своей внешности.

Для депрессии характерны изменения в поведении, настроении и мышлении подростка.

Эмоциональные изменения: чувство печали и тоски, подавленное настроение и повышенная слезливость, раздражительность и вспышки гнева,

частые конфликты с друзьями и близкими, болезненная реакция на неудачи.

Кроме того, возникает чувство собственной никчёмности, подросток чрезмерно критичен к себе, испытывает повышенное чувство вины.

Изменяется и поведение: нарушается сон, появляется апатия, упадок сил, ощущение постоянной усталости, равнодушие к собственному внешнему виду, бунтарское поведение, стремление к одиночеству.

Заметны изменения в мыслительной деятельности: сниженная концентрация внимания; постоянное «прокручивание» в голове мрачных и тревожных мыслей, забывчивость, нарушения памяти.

Если подросток часто говорит или шутит о смерти, рассуждает о бессмысленности своего будущего или испытывает сильный страх перед ним, равнодушно относится к себе и собственному здоровью, уничижительно отзывается о собственной персоне: «Я – ничтожество», «Лучше бы я умер» и т.д., то пора бить тревогу.

Как в таком случае разговаривать с подростком? Что может родитель, педагог, неравнодушный взрослый?

Подросток должен знать, что взрослый – на его стороне, что бы ни случилось.

Быть внимательным к его высказываниям. Слушать без нравоучений, критики и непрошеных советов.

Даже если проблема кажется незначительной и надуманной, не обесценивать переживания подростка. В этом возрасте ситуации чувствуются и воспринимаются иначе, и мелкое, на взгляд взрослого недоразумение, может стать концом света для ребёнка. Понять его чувства.

Не повышать на подростка голос, исключить конфликтные, вызывающие и агрессивные интонации.

Не принимать решения за него.

Дать почувствовать подростку, что ему доверяют.

Отмечать даже небольшие успехи ребёнка. Чаще говорить о том, насколько он важен для окружающих.

Посоветовать завести личный дневник, которому он может доверить всё, что беспокоит и тревожит.

Быть ближе к ребёнку. Подросток должен знать, что всегда может обратиться за помощью и получить её.

 Главное, помнить: то, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков
[Текст] / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000. - 224 с.

Шаб Л. Ключ к себе. Даем отпор грусти и депрессии.-М.:ЛитРес, 2021.-218с. https://www.litres.ru/liza-shab/kluch-k-sebe-daem-otpor-grusti-i-depressii-66437550/

 

Ryzhkova O.B.

Educator-psychologist

State Humanitarian and Technological University

Humanities and Pedagogical College

(Orekhovo-Zuevo, Russia)

 

PROVIDING PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE

A TEEN IN DEPRESSION

 

Abstract: the article touches upon the issue of providing assistance to a teenager experiencing a depression.

 

Keywords: depression, causes of a depressive state, psychological assistance.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рыжкова О.Б. ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКУ, ПРЕБЫВАЮЩЕМУ В ДЕПРЕССИИ // Вестник науки №11 (44) том 3. С. 25 - 29. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4927 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4927



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.