'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  132 просмотров

Щуровская В.А., Чекалин В.С.

  


ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
система управления корпоративной культурой является важным аспектом в функционировании каждой современной организации. Однако вопрос о стратегическом управлении корпоративной культурой компании в настоящий момент является не до конца изученным и мало систематизированным. Эффективно выстроенная система управления корпоративной культурой организации, интегрированная в ее общую стратегию, является важным условием мотивации сотрудников и их ориентации на достижение целей организации в долгосрочной перспективе   

Ключевые слова:
корпоративная культура, стратегическое управление, организационное поведение, стратегия организации, мотивация сотрудников, корпоративные ритуалы, управление организацией, элементы корпоративной культуры   


УДК 334.021

Щуровская В.А.

магистрант 2 курса, Институт магистратуры

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Чекалин В.С.

 доктор экономических наук, профессор ВАК,

профессор кафедры государственного и территориального управления

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аннотация: система управления корпоративной культурой является важным аспектом в функционировании каждой современной организации. Однако вопрос о стратегическом управлении корпоративной культурой компании в настоящий момент является не до конца изученным и мало систематизированным. Эффективно выстроенная система управления корпоративной культурой организации, интегрированная в ее общую стратегию, является важным условием мотивации сотрудников и их ориентации на достижение целей организации в долгосрочной перспективе.

 

Ключевые слова: корпоративная культура, стратегическое управление, организационное поведение, стратегия организации, мотивация сотрудников, корпоративные ритуалы, управление организацией, элементы корпоративной культуры.

 

Система стратегического управления в традиционном дискурсе чаще всего затрагивает такие подсистемы, как маркетинг, финансы, управления человеческими ресурсами. Проблема стратегического управления корпоративной культурой организации значительно меньше рассмотрена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, по мнению целого ряда ученых (М. П. Куковякина, И. Н. Дышловой, Ю. В. Хибер, В. Х. Тирацуян, Л. А. Трофимова, П. С. Штода и др.), корпоративная культура организации является одним из важнейших объектов стратегического управления в компании, неотъемлемой частью генеральной стратегии организации. Проведенный анализ источников по проблеме исследования позволили нам выделить несколько принципиально отличных подходов к определению места и роли корпоративной культуры в системе стратегического управления организацией. Последовательно раскроем каждый из выделенных нами подходов.

Первый подход представлен в исследованиях Э. Б. Адельсеитовой, М. И. Луневой и О. В. Одинцовой, Л. А. Лебедевой [1, 6, 5]. Он заключается в определении корпоративной культуры как одного из возможных элементов корпоративного управления в организации.

В своей работе М. И. Лунева и О. В. Одинцова отмечают, что корпоративная культура является одним из важнейших элементов стратегического управления в компании; ее формирование способствует формированию системы рычагов и ограничений, которые задают вектор действиям всех членов организации. Чаще всего данная система формируется из норм поведения, ценностей и верований сотрудников компании [6, С. 35].

Корпоративную культуру авторы определяют, как «культурное пространство организации, выражающееся в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и общения между людьми, принимаемое всеми сотрудниками предприятия и направленные на реализацию услуг и духовных благ обществу» [6, С. 34].

Все указанные выше элементы в обязательном порядке должны найти свое отражение в корпоративной культуре организации, именно на этом начальном этапе формируются все необходимые предпосылки для дальнейшей успешной реализации стратегии развития организации; этим процессом исследователи понимают «проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь» [6, С. 36].

Более узко специализировано данный подход раскрывается в исследовании Э. Б. Адельсеитовой [1]. Исследователь рассматривает теоретико-методические подходы к формированию стратегий корпоративной культуры, которая будет способствовать практической реализации принципов устойчивого развития государственных структур. Такой подход к выстраиванию корпоративной культуры, в том числе в формате стратегического планирования и управления, предполагает использование механизмов самосовершенствования, наращивания функционального потенциала и самореализации сотрудников, работающих на государственной службе.

Результирующее и обобщающее исследование в рамках данного подхода представлено в работе Л. А. Лебедевой «Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы» [5]. Автор рассматривает корпоративную культуру как одну из базовых функций управления, которая раскрывается в реализации стратегического потенциала организации через взаимосвязь между корпоративной культурой, социально-трудовыми отношениями и системой организационного поведения. Представленный подход способствует повышению экономической, целевой и социальной эффективности управления корпоративной культурой организации.

Второй подход нашел свои отражение в работах И. Н. Дышлового, Ю. В. Хибер, М. П. Куковякиной, В. Х. Тирацуяна, Л. А. Трофимовой, П. С. Штода, И. Л. Шевченко [3, 4, 8, 9]. В контексте данного подхода корпоративная культура рассматривается как непосредственный инструмент и механизм формирования стратегии организации.

В исследовании И. Н. Дышлового и Ю. В. Хибер анализ корпоративной культуры является важным аспектом при реализации стратегического планирования организации. Этот этап должен включать в себя следующие шаги: формирование целей и миссии организации, анализ факторов внутренней и внешней среды организации; по результатам данного этапа происходит совмещение стратегии и корпоративной культуры организации [3, С. 124].

Таким образом, корпоративная культура выступает важным аспектом в реализации стратегии организации, так как она мотивирует сотрудников на выполнение и перевыполнения плановых задач, а также оказывает влияние на поведение и мотивацию сотрудников.

На позиции создания корпоративного кодекса в рамках формирования стратегии организации базируется и исследование М. П. Куковякиной. Исследователь также указывает на то, что помимо норм, формально закрепленных в кодексе, в организации существуют и негласные правила, несоблюдение которых будет приводит не только к абстрактному негативному результату, но и к трудностям в сфере стратегического планирования [4, С. 284].

Основным инструментом формирования корпоративной культуры в разрезе стратегического планирования является система внутренних коммуникаций. Именно создание единого информационного поля будет способствовать формированию единой генеральной стратегии деятельности организации.

Коллективное исследование В. Х. Тирацуяна, Л. А. Трофимовой, П. С. Штода основано на гипотезе о том, что система стратегического планирования корпоративной культуры тесно связана с системой репутационного менеджмента, которая включает в себя: развитие нравственных принципов сотрудников, контроль качества продукции и услуг, нормирование труда [8, С. 42].

Таким образом, происходит формирование уникальной системы принятых в организации методов достижения целей, а также формы взаимоотношений при исполнении работ, что, собственно, и отличает конкретно взятую компанию от остальных. Безусловным достоинством достоинством корпоративной культуры является то, что она способствует упрощению процесса стратегического управления организацией: в области мотивации, развитии системы внутреннего и внешнего контроля, планирования на различных уровнях.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что в рамках данного подхода корпоративная культура является важным механизмом корпоративного управления, который пока слабо задействован в большей части российских компаний. Улучшить использование этого механизма можно через разработку и реализацию стратегии развития корпоративной культуры. В рамках данной стратегии необходимо установить взаимосвязи между отдельными ее компонентами и элементами системы корпоративного управления. Результатом всей этой работы будет повышение уровня корпоративного управления в организации.

Третий подход раскрывается в исследованиях М. Р. Гапова, Д. К. Хубиева, А. В. Сапунова, В. Е. Тихомирова, Яфанга Тсаи [2, 7, 10]. Исследователи приходят к выводу о том, что корпоративная культура выступает вектором и двигателем формирования стратегии компании, иными словами, что не корпоративная культура определяется стратегией организацией, а наоборот – формирование стратегии организации происходит на базе сложившейся корпоративной культуры организации.

А. В. Сапунова и В. Е. Тихомиров отмечают в своей работе, что в современных условиях необходимо понимание, что значимость корпоративной культуры, как одного из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное стратегическое управление, заметно возросло. Понимание роли и значения корпоративной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение выстраивать необходимую корпоративную культуру является важнейшим условием успешных организационных изменений [7, С. 229].

По итогам исследования, авторы приходят к выводу о том, что российские компании только тогда смогут реально конкурировать с западными компаниями, когда смогут сравняться с ними не только по технической оснащенности, но и по искусству управления социальной структурой, составляющей ядро организации. В зависимости от целей компании, внешней среды, в которой она работает, персональной культуры сотрудников, необходима разработка эталонной модели корпоративной культуры именно в разрезе стратегического управления организацией.

По мнению Яфанга Тсаи, процесс формирования корпоративной культуры является длительным и сложным. Она основана на ценностях и убеждениях сотрудников компании. Ценности сотрудников влияют на их отношение к работе. Важнейшей целью руководства компании является формирование лидерского поведения, которое будет формировать удовлетворенность работой. Таким образом, понятия корпоративной культуры, лидерского поведения и удовлетворенности работой тесно связаны с процессом стратегического планирования [10].

Работа Яфанга Тсаи основана на исследовании работы медсестер в больницах Тайваня. Это исследование было перекрестным. Из 300 полученных анкет 200 были действительными, и исследование было основано на них. Достоверность полученных данных подтверждается результатами α-и корреляционного анализа Кронбаха. Была исследована взаимосвязь между тремя факторами – корпоративной культурой, лидерским поведением и удовлетворенностью работой в контексте стратегического управления

Ученым были получены следующие результаты исследования:

  • удовлетворенность и лидерское поведение значимо (положительно) коррелируют с удовлетворенностью работой в процессе разработки стратегии организации;
  • взаимодействие между руководством и сотрудниками, если оно развивается в позитивной ключе и закреплено на уровне корпоративной культуры внесет значимый вклад в разработку стратегии организации;
  • культура внутри организации (корпоративная культура) очень важна, она играет значимую роль в формировании мотивации сотрудников в стратегическом аспекте;
  • сотрудники, их признание и принятие целей организации могут повлиять на их поведение и отношение к разработке стратегии ораганизации;
  • коммуникация и сотрудничество будут поощряться для выполнения стратегических миссии и целей организации.

По итогам проведенного анализа и выделения трех различных подходов к формированию корпоративной культуры в контексте системы стратегического управления, мы можем прийти к следующим выводам. В большинстве исследования обоснованы ключевые направления внедрения системы управления стратегическими изменениями в организации в условиях активного воздействия среды функционирования. Исследователи подчеркивают, что управление стратегическими изменениями в организации является целенаправленным действием системы менеджмента как платформы стратегических изменений с целью перевода его из одного состояния в другое (желательное) в соответствии с определенными стейкхолдерами стратегическими целями и заданными средой деятельности условиями.

Определено, что внедрение системы управления стратегическими изменениями в организации имеет ряд особенностей, присущих, во-первых, специфике данного процесса как интегрированной составляющей стратегического менеджмента; во-вторых, функционированию организации как социально-экономической системы, в рамках которой функционал стратегических изменений связан с деятельностью человеческого фактора и функционированием команды и участников изменений, а именно корпоративной культуры.

Для обеспечения эффективной реализации стратегических изменений необходимым условием является формирование корпоративной культуры адаптивной по отношению к изменениям в организации и внедрения системы управления стратегическими изменениями. При этом целесообразно выделить следующие виды рисков стратегических изменений: кадровые, процессно-технологические, ресурсные, рыночные и организационные.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Адельсеитова Э. Б. Формирование корпоративной культуры в системе государственного стратегического управления // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. – № 1 (67), 2020. – С. 32-35

Гапов М. Р., Хубиева Д. К. Организационная культура в системе стратегического управления // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Вологда: ООО «Маркер», 2017. – С. 42-49

Дышловой И. Н., Хибер Ю. В. Роль корпоративной культуры в стратегическом управлении // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – №1-1 (123), 2017. – С. 123-126

Куковякина М. П. Корпоративная культура как инструмент стратегического управления организации на примере компании МТС // Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространств. – № 3-1, 2016. – С. 284-286

Лебедева Л. А. Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы // Научный Вестник Московского Государственного Технического Университета Гражданской Авиации. – №214 (4), 2016. – С. 84-89

Лунёва М. И., Одинцова О. В. Корпоративная культура как основа управления стратегическими изменениями в организации // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (социальный инженер-2016). Сборник материалов Всероссийского научного форума молодых исследователей. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016. – С. 34-36

Сапунов А. В., Тихомиров В. Е. Корпоративная культура как двигатель стратегии организации // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. – Пенза: Наука и Просвещение, 2016. – С. 229-231

Тирацуян В. Х., Трофимова Л. А., Штода П. С. Корпоративная культура – инструмент стратегического управления организацией // Humanitarian and socio-economic sciences journal. – № 1 (12), 2019. – С. 41-45

Шевченко И. Л. Корпоративная культура как механизм корпоративного управления в российских компаниях // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: экономика и менеджмент. – Т. 10, №4, 2016. – С. 116-121

Yafang Tsai, Relationship between Organizational Culture, Leadership Behavior and Job Satisfaction. BMC HSR. 2011. Электронный ресурс. Режим доступа. https://bmchealthservres.biomedcentral.com/articles/10.1186/1472-6963-11-98

 

Shchurovskaya V.A.

2nd year master's student, Master's degree Institute

Saint-Petersburg State University of Economics

(Saint Petersburg, Russia)

 

Scientific advisor:

Chekalin V.S.

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of State and Territorial Administration

of the Saint-Petersburg State University of Economics

(Saint Petersburg, Russia)

 

THE PROBLEM OF STRATEGIC MANAGEMENT

OF CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION

           

Abstract: the corporate culture management system is an important aspect of the functioning of every modern organization. However, the issue of strategic management of the company's corporate culture is currently not fully studied and un-systematized. An effectively built corporate culture management system integrated into its general strategy is an important condition for motivating employees and their orientation towards achieving the goals of the organization in the long term.

 

Keywords: corporate culture, strategic management, organizational behavior, organizational strategy, employee motivation, corporate rituals, organization management, elements of corporate culture.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Щуровская В.А., Чекалин В.С. ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (44) том 3. С. 60 - 69. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4934 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4934



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.