'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  94 просмотров

Жубаназарова К.А., Татанова Л.Т.

  


ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
что должен учитывать преподаватель русского языка на своих занятиях? Как сделать так, чтобы вызвать интерес и желание изучать русский язык у каждого студента? Как создать для них ситуацию успеха, которая, несомненно, положительно влияет на процесс обучения? Какие перспективные методические приёмы и педагогические технологии для этого использовать? Всем этим вопросам и посвящается данная статья   

Ключевые слова:
методические приёмы, процесс обучения, педагогические технологии, индивидуальный стиль обучения, активизация и оптимизация процесса познания   


УДК 1751

Жубаназарова К.А.

ст. преподаватель курса русского языка

Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова

(г. Актобе, Казахстан)

 

Татанова Л.Т.

преподаватель курса русского языка

Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова

(г. Актобе, Казахстан)

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Аннотация: что должен учитывать преподаватель русского языка на своих занятиях? Как сделать так, чтобы вызвать интерес и желание изучать русский язык у каждого студента? Как создать для них ситуацию успеха, которая, несомненно, положительно влияет на процесс обучения? Какие перспективные методические приёмы и педагогические технологии для этого использовать? Всем этим вопросам и посвящается данная статья.

 

Ключевые слова: методические приёмы, процесс обучения, педагогические технологии, индивидуальный стиль обучения, активизация и оптимизация процесса познания.

 

Современный мир стремительно развивается. Развитие науки, технологий, коммуникаций влияют на социально-экономическое становление общества. Жизнь в постиндустриальном — информационном обществе, выдвигает свои современные требования. Уровень знаний и навыков должен соответствовать времени. Педагог в современном мире должен сам креативно мыслить, уметь проводить интересные уроки, а также быть способным разрабатывать свой стиль преподавания и обучения, который бы заинтересовал учеников. Время требует от нас, чтобы мы были креативными и творческими, а студенты наши - критически мыслящими и умели самостоятельно учиться. Концепция современного образования определила цель профессиональной деятельности учителя – сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников. Современные педагоги признают, что в развитии творческих способностей, интеллектуальной деятельности максимальные возможности представляет технология проблемного обучения. Понятие образования - сложное и многоаспектное. В него включены не только знания, навыки и умения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Применение перспективных методических приёмов в учебном процессе позволяет и помогает студентам развиваться, общаться на различные темы, раскрывать их творческий потенциал, активизировать и оптимизировать процесс познания. При обучении русскому языку нами применяются такие перспективные методические приёмы: кластеры, инсерт (при самостоятельном изучении теоретического материала), заполнение таблиц, чтение с остановками, совместный поиск, перекрёстная дискуссия, круглый стол, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты. Частая работа в группах в режиме офлайн способствует развитию коммуникативных умений студентов и вовлекает их в активное взаимосотрудничество. При работе с иностранными студентами для развития интереса к русскому языку проводятся такие игровые формы работы как: «Составь слово», «Третий лишний», «Собери пословицу» и др. В современном обществе одним из быстро развивающихся методик и вызывающий огромный интерес со стороны студентов является применение интернет ресурсов как инновационный подход к обучению. Интернет – это «средство производства» в учебном процессе, которое используется нами и как неиссякаемый источник информации, и как новая коммуникативная среда. Его использование помогает повысить мотивацию студентов и даёт им возможность погрузиться в привычную для них информационную среду. Интернет позволяет реализовать различные приёмы, предоставлять методические разработки, разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, принимать во внимание потребности и интересы студентов, уровень подготовки, оперативно и целенаправленно контролировать их работу. Наиболее приемлемым приёмом для работы со студентами является дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, дающая возможность ребятам выражать свои мысли (лексических тем для дискуссий много: «Проблемы современной семьи», «Роль матери и отца в воспитании детей», «Роль мужчины и женщины в обществе» и др.) Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Эффективным приёмом на занятиях русского языка также является чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приёма организации чтения с использованием разных типов вопросов: простых, уточняющих, творческих, оценочных, практических, интерпретационных). Часто применяем приём «Толстые и тонкие вопросы. Использование «толстых и тонких вопросов позволяют студентам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать и аргументировать разные идеи, обмениваться мнениями. Практически на всех занятиях применима технология развития критического мышления. Критически мыслить — это умение находить неординарное решение вопроса, проблемы, самостоятельно собирать нужную информацию, анализировать, доказывать, делать выводы и обобщать. Основу технологии составляет структура урока, состоящая из трёх этапов: стадии вызова, осмыслении содержания и стадии рефлексии. В своей практике наиболее удачно используем диалог на основе проблемной ситуации, деловую игру. Это зависит от изучаемой темы. Часто проводится урок-семинар, который имеет повторительно-обобщающий характер. Основой содержания урока-семинара служит теория (чаще всего, в основном, по разделам «Синтаксис» и «Стилистика русского языка»). Очень важен не только процесс обучения, но и процесс обратной связи, который поможет увидеть всю картину учебного процесса. Правильно ли подобраны задания с учётом индивидуальных особенностей студентов, не затрудняются ли они при выполнении какого-то задания, а может наоборот, задание слишком лёгкое, нужно ли пересмотреть методы и приёмы на более эффективные. Устанавливая устную обратную связь, создаём ситуацию успеха, что, без сомнения, положительно влияет на учёбу. Потребность в успехе играет большую роль в развитии личности. Стремление студентов к успеху – цель нашего обучения. А успешность обучения зависит прежде всего от мастерства педагога, от нашего умения выбирать оптимальные методы и приёмы, правильно строить систему уроков, определить место каждого метода и приёма в изучении предмета. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого обучающегося. Только учитывая реальные возможности в учёбе всех студентов, можно организовать продуктивную деятельность всей группы, осуществить дифференцированное обучение на уроке. Но это сложно, так как студенты одной группы не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Некоторые студенты не обладают гибкостью мышления, не умеют обобщать, не могут творчески подойти к решению тех или иных задач. Хотя интерес и желание изучать русский язык есть у каждого из них. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым студентом может быть решена благодаря дифференцированному подходу. Критериями деления студентов на группы являются объём имеющихся у них знаний, культура умственного труда, уровень познавательной активности, способность к абстрактному мышлению, уровень самостоятельности, работоспособности (желание и умение учиться). Дифференцированный подход к каждому студенту требует большой и тщательной подготовки к занятиям: наличие заданий разной сложности, большого количества опорных схем, кластеров, применения и использования новых методик в обучении. Всё это требует от преподавателя много времени. [2,стр.27] Все методические приёмы, педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и мн. др. дают возможность студентам синтезировать, осмыслять полученную информацию. [1, стр.31]Главное, чтобы у студентов было желание учиться, а для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки. Применение на практике перспективных методических приёмов улучшило процесс обучения; выросли интересы и стремления студентов узнать больше. Но нужно научиться создать свой индивидуальный стиль обучения. Хочется завершить словами Г.К. Селевко «Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Яшина Г.А. Дифференциация учебной работы. Оренбургская область, Богурусланский район, Михайловка, 2007г.

 

Zhubanazarova K.A.

Senior Lecturer of the Russian Language Course,

West Kazakhstan Medical University named after Marat Ospanov

(Aktobe, Kazakhstan)

 

Tatanova L.T.

teacher of the Russian language course,

West Kazakhstan Medical University named after Marat Ospanov

(Aktobe, Kazakhstan)

 

PROSPECTIVE METHODS FOR DEVELOPMENT

CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

DURING TRAINING RUSSIAN LANGUAGE

 

Abstract: what should a Russian language teacher take into account in his studies? How to make every student interested and willing to learn Russian? How to create a situation of success for them, which undoubtedly has a positive effect on the learning process? What promising methodological techniques and pedagogical technologies to use for this? This article is devoted to all these questions.

 

Keywords: methodological techniques, learning process, pedagogical technologies, individual learning style, activation and optimization of the cognition process.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жубаназарова К.А., Татанова Л.Т. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 30 - 35. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4945 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4945



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.