'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  111 просмотров

Камаров М.Р.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ *

  


Аннотация:
настоящая статья рассматривает метод обучения студентов юридических специальностей в виде задач на моделирование. В статье аргументирована причина выбора данного метода для обучения в юридических высших учебных заведения, указаны компетенции, на развитие которых направлены данные задания, а также приведен примерный перечень вопросов, который предлагался студентам для обсуждения и который может использоваться для анализа предложенных задач. В статье делается вывод о важности применения задач на юридическое моделирование, поскольку данные задания развивают в студентах способность строить модели с использованием не только юридической науки, но и иных общественных дисциплин, что способствует развитию навыков проведения межотраслевых и междисциплинарных исследований   

Ключевые слова:
юридическое образование, метод моделирования, методология права, экономический анализ права, конституционный суд, компетенции   


УДК 378.147

Камаров М.Р.

аспирант кафедры Теории и истории государства и права,

Университет управления ТИСБИ

(Россия, г. Казань)

Ведущий специалист ООО «АКСЕНЧЕР»

(Россия, г. Москва)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Аннотация: настоящая статья рассматривает метод обучения студентов юридических специальностей в виде задач на моделирование. В статье аргументирована причина выбора данного метода для обучения в юридических высших учебных заведения, указаны компетенции, на развитие которых направлены данные задания, а также приведен примерный перечень вопросов, который предлагался студентам для обсуждения и который может использоваться для анализа предложенных задач. В статье делается вывод о важности применения задач на юридическое моделирование, поскольку данные задания развивают в студентах способность строить модели с использованием не только юридической науки, но и иных общественных дисциплин, что способствует развитию навыков проведения межотраслевых и междисциплинарных исследований.

 

Ключевые слова: юридическое образование, метод моделирования, методология права, экономический анализ права, конституционный суд, компетенции.

 

При осуществлении юридической деятельности одной из наиболее важных и сложных задач является создание новых норм права или изменение существующих норм. В практической юридической деятельности создание или изменение норм может осуществляться на различных уровнях - начиная с создания локальных нормативных актов в рамках одной компании и заканчивая созданием новых законодательных, либо судебных актов. Согласно действующим ФГОС для специальностей бакалавриата [1] и магистратуры [2] создание и изменений нормативно-правовых актов включает в себя такие общепрофессиональные компетенции, как юридический анализ, толкование права, юридическая аргументация, юридическое письмо. При этом во время обучения созданию и изменению правовых норм не уделяется много внимания.

Одним из способов развития навыка создания правовых норм является задание на моделирование действия новой или измененной правовой нормы. Задание основано на подходе экономического анализа права, где одним из методов анализа изменений норм является моделирования последствий действия новой или измененной нормы.

Экономическим анализом права применяется на практике судьями в странах англо-саксонской правовой, в которой судебная практика имеет обязательный характер для судов нижестоящих инстанций. Кроме того, решения вышестоящих судов влияют и на участников материальных правоотношений, которые, зная о том или ином подходе судов в разрешении споров, будут выстраивать свои правоотношения таким образом, чтобы избежать неблагоприятного для них результата разрешения возможного спора. Таким образом, принятие того или иного судебного решения может рассматриваться не только как вариант решения одного конкретного спора, но и создание правовой базы для правоотношений в будущем для неопределенного круга лиц.

Несмотря на то, что в российской правовой системе правовая роль прецедента не закреплена официально, нельзя отрицать, что решения вышестоящих судов - Конституционного суда, Верховного суда (в частности, оформленные в виде обзора судебной практики или постановления пленума), существенно влияют как на судебную практику, так и на материальные правоотношения в конкретной сфере. Таким образом, анализ возможных решений Верховного и Конституционного судов может быть использован для построение моделей правоотношений в случае принятия того или иного решения.

Так, со студентами магистрами разных вузов была проведена серия занятий, на которых студентам было предложено проанализировать последствия решений Конституционного суда. Решения Конституционного суда были выбраны, поскольку они затрагивают наиболее важные вопросы правового регулирования, и кроме того, решения Конституционного суда принимаются лишь на основании норм Конституции, что позволяет студентам довольно свободно анализировать возможные решения Конституционного суда. Для помощи в анализе были предложены следующие вопросы:

  1. Вопрос о конституционности каких норм был поставлен перед судом?
  2. Какие имелись варианты решения данного вопроса (признание нормы конституционной, неконституционной, неконституционной частично)?
  3. В случае принятия того или иного решения, как бы это изменило будущее поведение участников правовых отношений?
  4. К каким правовым, социальным, экономическим, политическим последствиям это бы привело?

Для удобства студентов для анализа были предложены решения Конституционного суда из различных сфер и отраслей - государственное управление [3], налоговое право [4], уголовное право [5]. Несмотря на то, что перед Конституционным судом и перед студентами стоял вопрос о конституционности конкретной правовой нормы в конкретной отрасли права, моделируемые последствия часто затрагивают правоотношения в различных отраслях. Кроме этого студентам необходимо провести анализ не только правовых, но и иных - социальных, экономических, политических последствий принимаемого решения. Такой широкий взгляд на проблему позволяет студентам развить не только общепрофессиональные компетенции, указанные выше, но и универсальные компетенции, такие как системное и критическое мышление, межкультурное взаимодействие, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность. Соответственно, для создания моделей от студентов требуются знания не только в области права, но и иных общественных дисциплин, что обеспечивает развитие у студентов навыков проведения межотраслевых и междисциплинарных исследований, что является приоритетом в современной научной парадигме [6].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что задачи на моделирование могут использоваться в образовательном процессе студентов-юристов, и способствовать развитию целого ряда образовательных компетенций. В будущем применение задач на моделирование может быть расширено и модифицировано, что будет соответствовать более широкому применению методологии экономического анализа права в отечественной образовательной системе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция"

Минобрнауки России: Приказ от 25.11.2020 г. №1451 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция"

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2013 N 24-П

Макарейко Н.В. Учет межотраслевых связей в общетеоретических диссертационных исследованиях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 4 (48). С. 378-381

 

Kamarov M.R.

postgraduate student of department of Theory and history of state and law

University of Management TISBI

(Russia, Kazan)

Senior specialist «ACCENTURE» LLC

(Russia, Moscow)

 

USING THE METHOD OF MODELLING

IN TEACHING STUDENTS OF LEGAL SPECIALISATION

 

Abstract: this article examines the method of teaching students of legal specialties with the method of modeling tasks. The article explains the reason for choosing this method for studying at higher educational institutions in the legal sphere, indicates the competencies that these tasks are aimed at developing, and also provides an approximate list of questions that were offered to students for discussion and which can be used to analyze the proposed tasks. The article concludes that it is important to apply tasks to legal modeling, since these tasks develop students' ability to build models using not only legal science, but also other social disciplines, which contributes to the development of skills for conducting inter-branch and interdisciplinary research.

 

Keywords: legal education, modeling method, methodology of law, economic analysis of law, constitutional court, competence.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Камаров М.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 36 - 40. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4946 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4946



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.