'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  145 просмотров

Носкова А.А.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. И. ПЕТРУШИНА *

  


Аннотация:
статья посвящена одной из серьезных проблем, не теряющей своей актуальности для современной педагогики. Выявление музыкальности и воспитание музыканта не только с технической стороны, но и с психологической. Исследуются психологические и биологические аспекты выявления музыкальности   

Ключевые слова:
музыкальность, эмоциональность, Петрушин   


УДК 372.878

Носкова А.А.

старший преподаватель

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Пермь)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. И. ПЕТРУШИНА

 

Аннотация: статья посвящена одной из серьезных проблем, не теряющей своей актуальности для современной педагогики. Выявление музыкальности и воспитание музыканта не только с технической стороны, но и  с психологической. Исследуются психологические и биологические аспекты выявления музыкальности.

 

Ключевые слова: музыкальность, эмоциональность, В. И. Петрушин.

 

Валентин Иванович Петрушин (р. 1941) – российский музыкант, педагог, психолог, музыкальный терапевт. Доктор педагогических наук, профессор психологии, академик Международной Педагогической Академии. Психология наравне с музыкой заняла ключевое место в его жизни, что способствует тому,  что будучи уже в зрелом возрасте, имея образование Московской консерватории В. И. Петрушин заканчивает Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова.

После окончания института продолжил работу в его стенах и стал профессором кафедры психологии (которую возглавляет и поныне). С этого момента начался расцвет педагогической деятельности В. И. Петрушина. Им было написано 150 печатных работ, а также 19 учебников и монографий. Среди трудов В. И. Петрушина есть работы, как по общей психологии, так и работы по музыкальной психологии.

В. И. Петрушин делит музыкантов на четыре группы. Первая – это те, кто чувствует и понимает музыку. Это великие музыканты, такие как Р. Шуман, Ф. Лист, П. И. Чайковский и другие. Вторая – это те, кто понимает и чувствует музыку. К таковым В. И. Петрушин относит музыкантов-теоретиков, которые много анализируют музыку с разных сторон, но за этими научными исканиями теряют чувственное начало.

Третья группа – чувствующие, но не понимающие. Зачастую, это могут быть великолепные музыканты и блестящие исполнители. Но выразить свои чувства словами для них становится большой проблемой. А потому педагогическая деятельность таких музыкантов (если они начинают ей заниматься) обречена на провал. Объяснить что-либо своим ученикам они не могут. Сюда же можно отнести и многочисленных меломанов и любителей музыки, которые,  прекрасно чувствуют музыку,  и им не нужно её понимание. Последняя (четвёртая) группа – это те, кто музыку не слушает и не понимает. Поделив, таким образом музыкантов  на четыре группы, В. И. Петрушин ставит перед музыкальным педагогом главную задачу: чтобы как можно больше   музыкантов вошло или хотя бы приблизилось  к первой группе.

Довольно часто встречается такое явление, когда ученик, который только начал заниматься музыкой, не имеет в себе музыкальности. Согласно определению Б. М. Теплова под,  музыкальностью следует понимать «способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями; способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний ». [1, стр. 11]

В таком случае занятия идут крайне тяжело и не приносят удовлетворения ни ученику, ни педагогу (зачастую с таким явлением педагог сталкивается при обучении маленьких детей). Чтобы добиваться положительных результатов, педагогу необходимо на первых же занятиях выявить наличие музыкальности у ученика. Самый простой способ – это наблюдение за реакцией ученика. Ведь какими бы великолепными музыкальными данными он не обладал, и если у него не происходит эмоциональный отклик на музыку, то в таком случае стоит признать у него отсутствие музыкальности. И если проблемы со слухом и ритмом устраняются на занятиях сольфеджио, то эмоциональную холодность не устранить какими-либо занятиями.

Поскольку речь идёт об обучении вокалу, В. И. Петрушин не случайно уделяет  такое значение эмоциональной составляющей. Ведь даже если не брать музыку, то при обычном общении именно посредством голоса выражаются наши самые сильные эмоции. А потому наличие эмоциональной составляющей в голосе певца станет ключевым фактором в восприятии его исполнения.

Таким образом, согласно выводам В. И. Петрушина, выходит, что процессы, связанные с чувственной деятельностью при исполнении музыкального произведения, идут целиком от вокалиста и только от него. И никто не сможет вызвать в нём эмоциональный отклик, если  в  нём этого отклика нет. В. И. Петрушин рассматривает вопрос музыкальности с биологической точки зрения. Он приводит данные об исследованиях ученых из Университета Вандербильта  в США.

Согласно этим данным, «у музыкантов чаще, чем у других людей, бывают задействованы оба  полушария одновременно, и у них они одинаково активны. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Это приводит к тому, что музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой». [2, стр. 35]

Согласно дальнейшим исследованием было выявлено, что в мозгу музыканта доля серого вещества значительно выше, чем у людей, не связанных с музыкой. Как следствие левая сторона мозгового полушария больше правой. А так как формирование размеров полушарий мозга происходит ещё в утробе, то с высокой долей вероятности можно было бы говорить, что музыкальные способности передаются по генетической линии. Но окончательно утверждать подобное нельзя, так как окончательное формирование мозга происходит уже в процессе роста после рождения. Помимо этого, В. И. Петрушин приводит ещё один интересный эксперимент, проведённый французскими и португальскими учёными. Заключался он в следующем: детей разбили на две группы. Одной группе преподавали живопись, другой – музыку. Через полгода сравнили общий уровень развития обеих групп, и у музыкантов он оказался значительно выше. Таким образом, было доказано влияние музыки на нервные и психологические процессы.

Помимо биологической предрасположенности к профессии музыканта, В. И. Петрушин также делает акцент на личных характеристиках музыканта. «Изучая особенности личности мастеров искусства, будь то музыкант, актер, артист балета или художник, нельзя не заметить, что они все необъяснимым  образом группируются вокруг пяти «Т». Это — Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность». [2, стр.36]

Помимо наличия вышеперечисленных данных, В. И. Петрушин ссылается на английского психолога Ч. Э. Спирмена, выдвинувшего двухфакторную теорию интеллекта. Согласно этой теории существуют два фактора: фактор G (он же фактор общей одарённости) и фактор специальных способностей. Причём чем более высок уровень развития каких-либо специальных  способностей, тем больше и сильнее проявляются способности в различных видах деятельности.

В качестве высочайшего развития специальных музыкальных способностей автор приводит в пример выдающихся композиторов, музыкантов и дирижёров. Вольфганг Амадей Моцарт, который за одно прослушивание запомнил наизусть и записал нотами длительное полифоническое произведение. Дирижёр  Артуро Тосканини дирижировал всегда исключительно по памяти, не прибегая к партитурам. Ференц Лист выучивал наизусть произведения, глядя в ноты и не играя их. Сергей Рахманинов мог исполнить произведение, только раз прослушав его. Это примеры, приведённые В. И. Петрушином. Их также немало среди выдающихся музыкантов.

Таким образом, можно сказать, что труды В. И. Петрушина значительно расширили познания музыкальных педагогов в области музыкальной психологии и дали огромный виток этому направлению. И поскольку психология активно проникает во все сферы жизни (взять хотя бы количество издаваемой психологической литературы), то предложенное В. И. Петрушиным видение музыканта с психологической точки зрения не теряет актуальность и в наши дни. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М-Л.: АПН РСФСР. 1947. — 345 с.

Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студ. и препод. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.

 

Noskova A.A.

Senior Lecturer

Perm State Humanitarian Pedagogical University

(Russia, Perm)

 

THEORETICAL CONCEPTS & MODELS OF MUSICAL

ABILITIES & OBJECTIVES IN THE PEDAGOGICAL

SYSTEM OF PETRUSHIN V. I.

 

Abstract: the article is devoted to one of the serious problems that does not lose its relevance for modern pedagogy. Revealing musicality and educating a musician not only from the technical side, but also from the psychological one. The psychological and biological aspects of revealing musicality are investigated.

 

Keywords: musicality, emotionality, Petrushin.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Носкова А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. И. ПЕТРУШИНА // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 41 - 45. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4947 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4947



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.