'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  175 просмотров

Иванов Ю.А.

  


СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассматривается содержание защиты прав и свобод военнослужащих и ее суть. Анализируются существующие проблемы защиты прав и свобод, а также предлагаются пути их решения   

Ключевые слова:
военнослужащий, защиты прав и свобод военнослужащих, конституционные права, социальная защита, правовая защита   


УДК 34

Иванов Ю.А.
студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в настоящей статье рассматривается содержание защиты прав и свобод военнослужащих и ее суть. Анализируются существующие проблемы защиты прав и свобод, а также предлагаются пути их решения.

 

Ключевые слова: военнослужащий, защиты прав и свобод военнослужащих, конституционные права, социальная защита, правовая защита.

 

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», данная категория лиц находится под защитой государства, и как указано в п. 1 ст. 5 данного закона: «никто не может вмешиваться в деятельность военнослужащих, за исключением уполномоченных лиц». Иными словами, деятельность военнослужащих должна осуществляться без помех, но при этом все равно подлежит контролю, а также защите со стороны государства, поскольку, обладая совокупностью прав и свобод, военнослужащие имеют право на их защиту.

Права и свободы человека и гражданина в РФ – высшая ценность. Конституция РФ закрепляет соответствующие мировым стандартам нормы и системы обеспечения, защиты прав человека и гражданина. Эта система состоит из институтов, процедур, методов и средств обеспечения прав человека и гражданина, которые гарантируются Конституцией РФ.

Долгое время в нормативных правовых актах не существовало прямого определения таких понятий, как: «защита прав и свобод», «социальная защита» и «правовая защита». Позже они все–таки были закреплены в различных документах, что, в свою очередь, породило немалое количество коллизий, поскольку каждое из этих определений отражало разную сторону общественных отношений, а с течением времени законодатель уже не мог привести все нормы к единообразию.

В Конституции РФ поставлена цель построения в России социального и правового государства. Именно поэтому в научной доктрине существует немалое количество трудов о том, что такое защита, каковы ее особенности и т.д.

Государство непосредственно занимается обеспечением защиты прав и свобод, функции обеспечения возложены на государственные органы, органы местного самоуправления, к тому же, какие–либо правозащитные функции также могут быть возложены на негосударственные правозащитные организации, а в тех случаях, когда органы государства не справляются с защитой прав и свобод человека и гражданина в полной мере, то к защите могут подключаться международные организации.

Так как Конституцией РФ закреплено, что регулирование прав человека относится к ведению РФ. Этот факт является гарантией единого правового статуса для всех лиц, которые проживают на территории России.

В общем и целом, защита может быть следующих видов:

Конституционная защита. Одна из самых главных разновидностей защиты, поскольку именно в Конституции РФ закреплены основные принципы правового статуса личности, а также иные гарантии, которые позволяют беспрепятственно реализовывать каждому гражданину свои права и не опасаться, что они будут незаконно ограничены.

Государственная защита. Данный вид защиты осуществляется благодаря закрепленным в той же Конституции РФ положений о праве потерпевших на защиту от преступ­лений и злоупотреблений властью, а также о том, что Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и покровительстве государством прав граждан за его пределами.

Судебная защита. В Конституции также предусмотрены положения, которые гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан. Другими словами, в том случае, когда права гражданина были нарушены, и он не может никакими иными способами, кроме как обращением в суд, их восстановить, данный вид защиты может быть использован.

Самозащита. Суть самозащиты – право граждан защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом РФ.

Таким образом, мы рассмотрели общую схему защиты гражданами при нарушении своих прав и свобод. Как представляется, она имеет стандартный вид, является достаточно эффективной в рамках существующей правовой системы и применима в отношении военнослужащих.

 О понятии правовой и социальной защиты говорится в ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Правовая защита, согласно данному Закону, выступает функцией государства, благодаря которой в нормативных правовых актах регламентируются социальные гарантии и компенсации по поводу указанных лиц и других мер социальной защиты, в том числе правовой механизм их реализации.

Сам термин «социальная защита» появился не так давно, и связано это, как видится, с появлением новых общественных отношений. Социальная защищенность некоторых категорий лиц, в особенности государственных служащих, стала необходимой в современных реалиях, а, как известно, военнослужащие, выступающие в качестве важнейшей их разновидности, также должны иметь гарантии защиты, причем специальные.

По своему смыслу социальной защитой является функция государства, благодаря которой осуществляется создание и дальнейшая реализация социально–экономических условий, а также их последующее обеспечение посредством гарантий, льгот и компенсаций.

Уровень социальной защиты зависит от того, как реализуется механизм, предусмотренный законодательством в отношении прав и свобод военнослужащих.

Обеспечивая социальную защиту военнослужащих, государство создает определенную структуру, которая содержит различные условия для возникновения и развития профессиональных и творческих возможностей и способностей и т.д. Именно поэтому социальная защита – элемент социальной политики, проводимой Вооруженными Силами РФ.

Что касается правовой защиты, которая стоит наряду с социальной защитой, то она является одной из функций государства, обладающей большим значением. Благодаря правовой защите достигается высокий уровень защищенности определенных категорий граждан посредством закрепления в правовых актах прав, свобод, компенсаций и гарантий.

Таким образом, правовая защита военнослужащих – это особая функция государства, которая осуществляется уполномоченными органами государственной власти по поводу созданий и последующей реализации правовых механизмов.

Как и социальная защита, правовая защита распространяется на деятельность тех же субъектов, но главное отличие ее в том, что ее реализация происходит посредством норм процессуального права. Иными словами, для правовой защиты больше характерна процедурность.

Осуществление социальной и правовой защиты граждан – это важная проблема любого социального государства, и, как мы уже писали выше, в Конституции РФ провозглашается, что Россия является социальным государством, а это, в свою очередь, также возлагает большие требования к развитию данного института в государстве и разрешению всех возникающих сложностей в его правовом регулировании.

 Практическая и теоретическая значимость этой проблемы, безусловно, достаточно велика и не вызывает сомнений, однако ей не уделено должного внимания в научной литературе. При этом отсутствие общего регулирования института защиты, приводит к тому, что узконаправленные подвиды данного института, в частности правовая защита военнослужащих также требуют серьезных научных доработок.

По нашему мнению, следует выделить следующую проблематику:

Не все слои общества обладают равными возможностями при осуществлении ими правовой защиты. Так, например, для военнослужащих установлен не только ряд льгот и компенсаций, но и ограничений, которые в какой–то степени влияют на общее состояние системы правовой защиты. В том случае, если такая категория лиц, как военнослужащие оказывается в незащищенном правовом состоянии, то это может привести к проблемам их функционирования.

Отсутствие научного осмысления проблем правовой и социальной защиты привело к тому, что положение нормативных правовых актов, которые были разработаны гораздо раньше, чем теоретические установки получили свою поддержку в научных кругах. Ведь, насколько известно, именно в ходе научной полемики, может быть достигнута истина. В связи с этим, данное обстоятельство не могла не сказаться на действенности функционирования всей системы правовой и социальной защиты военнослужащих.

В настоящее время социальная и правовая защита военнослужащих представляет собой совокупность разрозненных по своей сути гарантий, которые не в состоянии обеспечить должную социальную защищенность.

Для разрешения этих и многих других проблем необходим особый подход.

Таким образом, система правовой и социальной защиты всегда должна содержать три последовательно изложенных элемента: гарантии; ответственность и механизм реализации прав, свобод и обязанностей военнослужащих. На основе четко структурированной системы, можно будет внести ясность в понимание данных понятий.

Права военнослужащих, а также все вопросы их правовой и социальной защиты нашли отражение в законодательных актах и, несмотря на все описанные выше сложности, большинство нормативных положений, которые им посвящены, носят не только декларативный характер, но и применяются практически.

Как представляется, одна из главных проблем осуществления правовой защиты военнослужащих связана с тем, что само законодательство о правах, гарантиях и льготах военнослужащих достаточно разрозненно, а, как видится, только целостная система может эффективно урегулировать всю совокупность прав и свобод военнослужащих.

Итак, на основе вышеизложенного и правовая, и социальная защита способствуют обеспечению развития государства и Вооруженных сил.

В свою очередь, для устранения некоторых явных противоречий и улучшения института защиты прав и свобод военнослужащих законодателю необходимо пересмотреть положения Закона «О статусе военнослужащих», поскольку именно он определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, правовой статус военнослужащего, в соответствии с законом должен исключать любую дискриминацию по условиям поступления на военную службу и должным образом обеспечивать их конституционные права на личную неприкосновенность, самообразование, охрану здоровья, отдых, возможность вступать в профессиональные союзы. При внесении соответствующих поправок должна использоваться аналогия со ст.ст. 22, 23, 30, 38, 41, 43, 48 Конституции РФ. Таким образом, эти изменения дали бы стимул приведения общевойсковых уставов и других локальных актов в соответствие с новыми нормами законодательства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1–ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г., №237; Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.03.2020.

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76–ФЗ (ред. от 18.12.2020) «О статусе военнослужащих» // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331; Официальный интернет–портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020.

Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития. Исторические предпосылки зарождения концепции прав человека//Адвокат. - 2019. - №6. - С. 87-88;

Курданов В.О. Самозащита как самостоятельный вид механизма защиты прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 4. - С. 10 - 14.

Ряховская Т. И. К вопросу о правовой деятельности как организованной форме обеспечения прямого действия Конституции//Вестн. НГУ. Серия: Право. -2019. -Т. 11. -Вып. 3. -С. 38.

Социальная защита военнослужащих и их семей: учебно-методическое пособие / Иванов В. А., Каменский Е. Г., Кручинина В. В.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет». - Курск : Курский гос. ун-т, - 2017. – 342 с.

Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, - 2017. - 457 с.

 

Ivanov I.A.

Student of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

 

THE CONTENT OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS

AND FREEDOMS OF MILITARY PERSONNEL

IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: this article examines the content of the protection of the rights and freedoms of military personnel and its essence. The existing problems of protection of rights and freedoms are analyzed, as well as ways to solve them are proposed.

 

Keywords: military personnel, protection of the rights and freedoms of military personnel, constitutional rights, social protection, legal protection.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Иванов Ю.А. СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 86 - 93. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4954 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4954



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.