'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  169 просмотров

Иванов Ю.А.

  


УЧРЕЖДЕНИЕ В РОССИИ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассматривается потребность в необходимости учреждения должности специализированного Уполномоченного по правам военнослужащих, а также предлагается модель осуществления им деятельности в случае принятия решения о его учреждении в Российской Федерации   

Ключевые слова:
уполномоченный по правам человека, военнослужащие, уполномоченный по правам военнослужащих, конституционное право, права и свободы военнослужащих, защита прав и свобод военнослужащих   


УДК 34

Иванов Ю.А.
студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ В РОССИИ ДОЛЖНОСТИ

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Аннотация: в настоящей статье рассматривается потребность в необходимости учреждения должности специализированного Уполномоченного по правам военнослужащих, а также предлагается модель осуществления им деятельности в случае принятия решения о его учреждении в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, военнослужащие, уполномоченный по правам военнослужащих, конституционное право, права и свободы военнослужащих, защита прав и свобод военнослужащих.

 

В последнее время из-за изменений, происходящих в мире, особую актуальность приобретают проблемы защиты прав и свобод граждан.

В связи со спецификой правового статуса военнослужащих, особое внимание должно быть уделено именно защите прав и свобод данной категории лиц.

Широко известным институтом государственной защиты прав и свобод в соответствии с Конституцией РФ выступает Уполномоченный по правам человека.

Данный институт представляет собой эффективный способ реализации общего механизма защиты не только в нашей стране, но и в иных зарубежных государствах. Сейчас существует огромное количество подобных институтов в различных странах мира, что свидетельствует о его действенности в современных реалиях.

Главная черта института Уполномоченного по правам человека – это его менее формализованный и демократичный характер в сравнении с другими институтами по защите прав и свобод граждан. Таким образом, осуществляя свою деятельность, он успешно дополняет другие средства защиты прав и свобод.

Безусловно, реализация гарантий правового статуса любой категории граждан – это создание эффективного механизма государственной защиты прав военнослужащих. В свою очередь, именно Уполномоченный по правам человека является одним из ключевых, и реально действующих в отношении охраны прав и свобод военнослужащих, органом в системе государственных органов защиты прав и свобод указанной категории граждан.

Однако, по нашему мнению, ввиду определенной специфики регулирования их деятельности, представляется важным все же учредить специализированный институт Уполномоченного по правам военнослужащих или же выделить особого представителя по делам военнослужащих в рамках института Уполномоченного по правам человека.

Прежде всего, данный институт должен быть учрежден вне военных структур, однако наделяться публичными полномочиями и функциями. Это позволит данному органу выступать представителем особой группы лиц – военнослужащих на принципах профессионализма, гласности, публичности и открытости. О введении института Уполномоченного по правам военнослужащих уже давно отмечалось в научно–практической литературе.

Одни специалисты конституционного права считают, что нет особой необходимости создавать отдельный институт Уполномоченного по правам военнослужащих, и, в свою очередь, выражают мнение о необходимости осуществления правозащитной функции парламентскими уполномоченными по правам человека. Однако другие ученые отмечают существующую проблематику в области осуществления парламентскими уполномоченными своих текущих функций и предполагают, что с дополнительными функциями им справиться надлежащим образом не удастся.

Специализированные Уполномоченные – это довольно распространенное явление в реалиях правового поля РФ, их количество за последнее время существенно возросло, вследствие чего можно сделать вывод, что это связано с определенной «деградацией» профильных органов государственной власти, а также их неэффективности.

Это одна из причин, по которой у граждан из абсолютно разных социальных групп усиливается потребность в защите своих прав, поэтому действенным способом защиты, по их мнению, это – иметь законного представителя, который сможет донести их потребности и желания до государственных органов.

К примеру, за последние несколько лет предлагалось учредить женского омбудсмена, автоомбудсмена, а также омбудсмена по делам верующим. На фоне данных инициатив, должность Уполномоченного по правам военнослужащих выглядит гораздо убедительнее. В свою очередь, считаем вполне логичной идею учреждения должности омбудсмена по правам военнослужащих.

Таким образом, при учреждении соответствующей должности, представляется обоснованным назначать Уполномоченных по делам военнослужащих из числа лиц, которые имеют непосредственное отношение к деятельности в сфере обеспечения обороны и безопасности, что могло бы гарантировать их профессионализм при исполнении своих обязанностей, а также способствовать компетентности и самостоятельности в принимаемых ими решениях.

Именно их деятельность является инструментом реализации и защиты прав граждан в тех случаях, когда недостаточно стандартных средств реагирования других органов.

Осуществляя свои функции, некоторые федеральные органы исполнительной власти, полномочия которых направлены на способствование участия граждан в обеспечении обороны и безопасности государства, а также принятию важных политических и социально значимых решений, смогут выполнять их гораздо более эффективно при условии взаимодействия с другими специализированными органами, например, с Уполномоченными по правам военнослужащих, которые, в свою очередь, будут обладать схожими полномочиями, но не дублировать их.

Поскольку именно такая модель ослабит контрольную функцию некоторых федеральных органов, регулирующих деятельность военнослужащих, и поспособствует реализации легитимирующей функции и социальному назначению участия граждан в обеспечении обороны и безопасности вне военной организации государства.

К Президенту РФ уже обращались представители Общественной палаты РФ с тем, чтобы учредить должность Уполномоченного по правам военнослужащих. По мнению некоторых ученых, военнослужащие – это группа лиц, которая несмотря на такое высокое положение в иерархии государства, является наиболее уязвимой и, как следствие, должна иметь представителя, который будет соответствующим образом отстаивать их интересы и законные интересы, а также, что не менее важно, докладывать Президенту РФ о том, в каком состоянии находится институт военной службы.

 Нельзя не отметить, что эта должность учреждена в ряде демократических стран с высоким уровнем жизни и сильными армиями таких, как: Германия, Франция, США, Канада и проч.

За рубежом существует 2 модели, по которым выстраивается работа уполномоченных:

Омбудсмен реализует свои функции в Министерстве Обороны. Как правило, его назначают сами министры, и он может именоваться генеральным инспектором. Главным недостатком такой модели является то, что у таких омбудсменов нет полной независимости от соответствующих государственных структур.

Омбудсмен реализует свои функции вне государственной структуры. Он назначается парламентом в качестве независимого гражданского лица. В свою очередь, такой омбудсмен имеет достаточно большой опыт работы в армии.

В свою очередь, должность Уполномоченного по правам военнослужащего уже учреждалась ранее, но только на уровне субъекта. Данный опыт не был достаточно эффективным, в связи с тем, что возникла проблема подотчетности – Вооруженные силы относятся к ведению РФ, а не ее субъектов, следовательно, власти регионов не имели соответствующей юрисдикции для того, чтобы, например, проверять воинские части и прояснять ситуации, связанные с военной службой. А так как стало ясно, что Уполномоченный по правам военнослужащих не обладает достаточной компетенцией, его авторитет не имел веса, военнослужащие не спешили обращаться к нему за защитой своих нарушенных прав.

Представляется, что Уполномоченный по правам военнослужащим будет рассматривать жалобы от всех, кто каким–либо образом связан с военной службой.

Анализируя деятельность государственных органов и общественных организаций по защите прав и свобод военнослужащих, мы пришли к выводу, что они не осуществляют защиту прав и свобод должным образом. Например, некоммерческие объединения имеют неопределенный законодательный статус, а это приводит к некоторой проблематике.

Специализированные институты всегда позволяют увеличить эффективность работы отдельных министерств и упорядочить структуру общественного контроля.

Проведенный в данной статье анализ показал, что и в нормативном регулировании, и его последующем правоприменении существует дисбаланс, который связан с существующими средствами правового регулирования и способами защиты прав и законных интересов военнослужащих. Если Уполномоченный по правам военнослужащих будет обладать авторитетом, то данный институт станет достаточно эффективным, и это позволит ему, в свою очередь, стать достойной альтернативой другим правозащитным структурам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1–ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г., №237; Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.03.2020.

Астафичев П.А. Административная форма защиты прав и свобод человека и гражданина // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 18 – 21.

Военное право: учебник для студентов военных университетов / В. М. Корякин. – Москва : Юстиция, – 2020. – С. 321.

Кудрявцев М.А. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2017. – № 3. Т. 12. – С. 101 – 123.

Назарова Е.А. Права военнослужащих как объект правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Военно–юридический журнал. – 2009. – № 1. – С. 15 – 18.

 

Ivanov I.A.

Student of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

 

 ESTABLISHMENT OF THE POST OF COMMISSIONER FOR

THE RIGHTS OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIA

 

Abstract: this article examines the need for the establishment of the post of a specialized Commissioner for the rights of military personnel, and suggests a model for his activities in the event of a decision on his establishment in the Russian Federation.

 

Keywords: commissioner for Human Rights, military personnel, commissioner for the rights of military personnel, constitutional law, rights and freedoms of military personnel, protection of the rights and freedoms of military personnel.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Иванов Ю.А. УЧРЕЖДЕНИЕ В РОССИИ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 94 - 100. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4955 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4955



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.