'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  743 просмотров

Чоршанбезода М.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА *

  


Аннотация:
в статье проводится теоретические исследование развития института парламентаризма   

Ключевые слова:
парламент, парламентаризм, законодательная власть   


УДК 1

Чоршанбезода М.

кафедра военной медицины

ГОУ «ТГМУ имени Абуали ибн Сина»

(г. Душанбе, Таджикистан)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

 

Аннотация: в статье проводится теоретические исследование развития института парламентаризма.

 

Ключевые слова: парламент, парламентаризм, законодательная власть.

 

С развитием политической науки, особое место в исследованиях ученых занимали вопросы, в качестве доминирующего начало и лейтмотивом которых рассматривался феномен парламентаризма - института законодательной власти. Еще у истоков становления форм разделения властей, перед политической наукой встали задачи актуализации властных отношений исполнительной, судебной и законодательной власти. Дальнейшая институционализация этих ветвей власти не только привело к решению вопроса их взаимоотношений, но и усугубило эти противоречия, основанные на разделение властных полномочий.

Одним из достижений в истории политической мысли человечества является система государственного руководства обществом, которое получило название парламентаризм, характерной особенностью которого является распределение законодательной и исполнительной власти. Формально парламентаризм обозначает ведущее положение законодательного органа власти в системе государственного управления. Относительно сущности института парламентаризма выдвигаются различные теории, которые базируются на глубоких научных основах и вместе с этим проверенные на практике развития парламентаризма прежде всего в странах Западной Европы. Именно в этих странах сложилось теория парламентаризма, внедренная в систему управления и получившая распространение в других странах мира. По мере формирования основ политической науки и ее институционализации, теоретическое исследование развития института парламентаризма разделилось на различные тенденции, исторические сравнение которых показывает различные отношение ученых к данному институт парламентаризма.

Исторический опыт становления и развития института парламентаризма находился в центре внимания различных направлений науки. Гетерогенность проблемы разделения власти не сразу находило поддержку у европейских мыслителей и апологетов политической науки. Исходя из этого началась дискуссия и герменевтическая деятельность вокруг данного вопроса. Руссо критикуя систему английского парламентаризма, отстаивает идею суверенитета народа, и выступает в поддержку принципа прямой демократии, в котором законы принимаются непосредственно гражданами. Дидро Дени считал институт парламентаризма и идею разделения власти в условиях централизованного европейского государства мало пригодной. Эммануил Кант также не поддерживал идею о создании законодательной власти, отмечая, что то, что народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.[5,38]

Однако европейцы не изменили парламентский строй на другую форму власти, а напротив развивали различные теории относительно данного института. Как отмечал Макс Вебер «организация политических и социальных групп в сословия была широко распространена, однако уже сословное государство — rexetregnum в западном понимании было известно только Западу. Парламенты с их периодически избираемыми «народными представителями», с их демагогией и господством партийных лидеров в качестве ответственных перед парламентом «министров» возникли на Западе, хотя «партии» как организации, направленные на захват политической власти и общественно-политического влияния, безусловно, были известны во всем мире». [1,67] Вебер М. превозносить роль западной политической мысли в распространение новых форм управления государством.

В какой-то мере он прав, потому что именно западные мыслители стояли за внедрением республиканской формы правления и парламентаризма, хотя в начале оно носило стихийный характер и представлял управление городами-государствами средневековой Европы. Вообще «государство» как политический институт с рационально разработанной «конституцией», рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением, чиновников-специалистов в данной существенной комбинации решающих признаков известны только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах.[1,69] Теория разделения властей в основу которой легли идеи Ш. Монте­скье, была дополнена механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них ста­ла как бы "сторожем" других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а так­же пресекая такие попытки.

Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и проти­вовесов (checksandbalances) и впоследствии в различных мо­дификациях чрезвычайно широко распространился в мировом политическом пространстве. Наглядным примером реализации теории сдержек и противовесов является американская система распределения власти. Она выражает­ся в том, что Президент "сдерживает" Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс "сдерживает" Прези­дента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. [3,399]

Рассмотрение вопроса парламентской власти требует изучение сущности предложенной когнитивно-дискурсивной парадигмы, анализа различных подходов по отношению к понятию «парламентаризм», методику исследования процесса его становления, историко-этимологической и лексико-семантической характеристик концепта «парламентаризм».

Сам термин «парламентаризм» применяется как форма правления, государственный (политический) режим, политическая система и политическая идея отряжающая структуру государственного управления. В контексте деятельности института парламента ученые выдвигают различные определения данного термина. Так Крамской В.В. дает определение концепта парламентаризма в следующем виде: «Парламентаризм — это многоплановый политический институт, который обладает конкретной властью в обществе. Оно пронизывает все аспекты правовой жизнедеятельности общества, подчиняя их общей логике преимущественно либерально-демократического развития, отражая при этом состояние общественных отношений в контексте существующей формы государства и государственного (политического) режима осуществления власти, обнаруживая их особенности и степень реализации политических прав и свобод человека и гражданина».[4,11]

Именно политическая культура по Алмонду, и является интегрирующим началом общества. С этой точки зрения и политический процесс можно определять в «макро» и «микро» значениях: с точки зрения макроанализа – это динамическую характеристику всей политической системы в целом и парламента в частности, а с точки зрения микро-анализа – как совокупность политических процессов происходящих вокруг деятельности политических институтов. [2,45]

 Таким образом, теоретическое исследование развития института парламентаризма, показало, что европейская политическая мысль, политическая культура и политические нравы внесли непосильный вклад в становление и развитие института парламентаризма. Теория парламентаризма и разделения власти, становилось универсальной формой управления государством, благодаря которому был создан комплекс институтов взаимоконтроля сдержек и проти­вовесов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Вебер Макс, Избранные произведения, Социология Макса Вебера.- Royallib.ru.-Режим доступа: 5 августа 2020.-С.67

Воскресенский А. Д. Сравнительный анализ политических систем, политических культур и процессов на Востоке: общие закономерности и специфика их региональной трансформации.- www.http//Литрес.ру,Режим доступа 3 августа 2020

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. — Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 656 с.

Крамской В.В. Институт парламентаризма в системе взаимоотношений государства и общества: общетеоретическое исследование, диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, спец.: 12.00.01 – теория и история права и государства; автореф. Курск 2014.-С. 11

Лукашева Е.А. Права человека. – М, 1999. – с.38. 573 с.

 

Chorshanbezoda M.

Department of Military Medicine

TSMU named after Abuali ibn Sina

(Dushanbe, Tajikistan)

 

THEORETICAL STUDY OF DEVELOPMENT

OF THE INSTITUTE OF PARLIAMENTARISM

 

Abstract: the article provides a theoretical study of the development of the institution of parliamentarism.

 

Keywords: parliament, parliamentarism, legislative power.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чоршанбезода М. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 105 - 109. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4957 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4957



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.