'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (44) том 4
  4. Научная статья № 20

Просмотры  97 просмотров

Рахматова Г.Э., Аскаров И.Б.

  


ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы проектирования и применения информационных аналитических систем с телематическими компонентами как инструмента мониторинга, прогнозирования транспортной ситуации, а также автоматизации задач экспертизы дорожно-транспортного происшествия   

Ключевые слова:
информационная система, дорожно-транспортное происшествие, навигация, экспертиза ДТП   


УДК 656.13.05

Рахматова Г.Э.

студента 4 курса направления

«Наземные транспортные системы и их эксплуатация»

Джизакский политехнический институт

 (Джизак, Республика Узбекистан)

 

Научный руководитель:

Аскаров И.Б.

к.п.н. доцент кафедры

«Инженерия транспортных средств»

Джизакский политехнический институт

(Джизак, Республика Узбекистан)

 

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы проектирования и применения информационных аналитических систем с телематическими компонентами как инструмента мониторинга, прогнозирования транспортной ситуации, а также автоматизации задач экспертизы дорожно-транспортного происшествия.

 

Ключевые слова: информационная система, дорожно-транспортное происшествие, навигация, экспертиза ДТП.

 

Уровень автомобилизации в Узбекистане находится на среднем уровне – 89 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как в развитых странах ЕС в среднем этот показатель составляет 550 [1]. В настоящее время экологическая обстановка в крупных городах, в значительной степени определяется загрязнением от автотранспортных средств, а уровень аварийности хоть и не имеет тенденции к росту, но по отношению к развитым зарубежным странам Европы достаточно высок [2]. Ежегодно на решение проблем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения федеральный бюджет выделяет средства на разработку и реализацию федеральных целевых программ по разным направлениям: от пропаганды безопасности на дороге до строительства дорог повышенной комфортности [3].

Таким образом, проблема обеспечения безопасности дорожного движения является актуальной.

Современное общество невозможно представить без решений, основывающихся на различных современных информационных технологиях, в том числе применение систем глобальной спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Эти системы уже широко применяются в транспортной сфере как в Узбекистане, так и за рубежом.

По мнению авторов, ключевыми проблемами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- недостаточный уровень организации дорожного движения, который оказывает значимое влияние на показатели работоспособности транспортной системы;

- большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), которые зачастую парализуют работу транспортной системы;

- низкий уровень самодисциплины участников дорожного движения в отношении соблюдения правил дорожного движения (ПДД), зачастую участники сами провоцируют возникновение опасных ситуации, которые могут переходить в ДТП с тяжелыми последствиями;

- недостаточная точность прогнозирования дорожной ситуации и низкий уровень оперативного управление транспортной системой для стабилизации или улучшения дорожной ситуации.

Продолжительность остановки и степень тяжести последствий от ДТП для участников дорожного движения зачастую зависит от их действий, то есть человеческого фактора. И здесь необходимо задействовать современные технологии, которые могли бы решать проблемы потери времени, а точнее его сокращения при решении вышеперечисленных проблем.

Организация единого информационного пространства для разработчиков и потребителей позволит решать не только задачи нахождения альтернатив принимаемых решений, но и в значительной мере сократить время для реализации необходимых действий, а в случае с ДТП – это жизни людей.

Создания единого информационного пространства в сфере дорожного движения требует разработки алгоритмов взаимодействия различных систем локального характера. Так для сбора информации о состоянии транспортной системы и отдельных ее элементов, возможно, использовать данные центра мониторинга работы подвижного состава. При этом объективность оценки работы будет зависеть, прежде всего, от количества транспортных единиц, оснащенных аппаратурой, позволяющей регистрировать и передавать параметры работы транспортной единицы в режиме «реального времени». Для эффективной работы таких центров необходимо внедрение интеллектуальной системы анализа параметров всех транспортных единиц. Данная система должна отслеживать изменение работы всего подвижного состава, выявляя нарушение ПДД и определение возникновения сбоев в работе транспортной системы (заторов, ДТП).

Система должна не только регистрировать нарушения, но влиять на их появление. В самом простом варианте это может быть определено составлением документов административного характера (формирование протокола об административном нарушении) или передачей материалов в ГИБДД для реагирования на данные ситуации.

При возникновении ДТП, система должна, в первую очередь, проконтролировать состоянии системы оповещения. В настоящее время ведется активное внедрение системы «ЭРА ГЛОНАСС», позволяющая регистрировать ДТП с пострадавшими [4]

Таким образом, такая информационная аналитическая система с телематическими компонентами (навигационными модулями автомобилей) обнаружит ДТП на конкретной территории, далее возникает более существенный вопрос: «Как система должна решать вопрос с изменением организации движения в районе происшествия?

Реализация предложенной информационной интеллектуальной системы с телематическими компонентами, предоставит широкий спектр возможностей по оперативному решению проблем обеспечения безопасности на дорогах страны. Позволит проводить более эффективный анализ эффективности организации дорожного движения, объектов дорожной инфраструктуры. Тем самым появится возможность определять потенциально опасные места и ситуации, на которые можно будет реагировать еще до их появления, а разрабатываемые мероприятия будут приносить больший эффект от их реализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Уровень автомобилизации стран мира / Вести ЭКОНОМИКА [Электронный ресурс]: URL: http://www.vestifinance.uz/infographics/3286, (дата обращения: 20.11.2021)

«ЭРА – ГЛОНАСС», ОАО «Навигационно-информационные системы»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.nis-glonass.ru/projects/era_glonass/ (дата обращения: 15.11.2014)

Безотеческих Н.С. Совершенствование методики автотехнической экспертизы дорожно-транспортных происшествий на основе применения спутниковой навигации / Сборник трудов аспирантов и соискателей курганского государственного университета. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. – Вып. XIII. -106 с. Стр 16-19

Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / Э.Р. Домке. Учебное пособие - Пенза: Изд-во ПГУАС, 2005. - 260 с.

Эрназаров, А. А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26.

Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В.Д.Балакин. Учебное пособие – Омск:  Изд-во СибАДИ, 2005. – 136 с.

 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (44) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Рахматова Г.Э., Аскаров И.Б. ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Вестник науки №11 (44) том 4. С. 120 - 124. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4960 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4960



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.