'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 1
  4. Научная статья № 1

Просмотры  1145 просмотров

Фатнева Е.А., Белова О.В.

  


ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ *

  


Аннотация:
в статье приводится анализ результатов тестирования педагогов Белгородской области по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках онлайн-диагностики интенсива «Я Учитель 3.0».   

Ключевые слова:
функциональная грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, диагностика   


УДК 373

Фатнева Е.А.

к.г.н., доцент, старший методист центра сопровождения

деятельности общеобразовательных организаций

Белгородский институт развития образования

(Россия, г. Белгород)

 

Белова О.В.

старший методист центра непрерывного повышения

профессионального мастерства педагогических работников

Белгородский институт развития образования

(Россия, г. Белгород)

 

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

 

Аннотация: в статье приводится анализ результатов тестирования педагогов Белгородской области по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках онлайн-диагностики интенсива «Я Учитель 3.0».

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, диагностика.

 

Президентом РФ в указе от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденными совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 года № 590/219, в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования по модели PISA. 

В исследовании PISA в качестве основных составляющих содержательной области функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотность и глобальные компетенции [1]. Отдельно выделяются два независимых направления: решение проблем (индивидуально или в сотрудничестве) и креативное мышление [4]. В связи с этим одной из задач для профессионального сообщества становится разработка национального инструментария и технологии, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.

14 сентября 2019 года Белгородской области между департаментом образования Белгородской области, департаментом цифрового развития Белгородской области, обществом с ограниченной ответственностью «ЯНДЕКС» был подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере образовательных проектов. В ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» был составлен План мероприятий (дорожная карта) по реализации образовательного проекта «Яндекс.Учебник» в системе начального общего образования Белгородской области в 2020 году.

В ходе этих мероприятий педагоги познакомились с цифровым образовательным сервисом «Яндекс.Учебник» – его интерфейсом, структурой, содержанием, возможностями для учителя и обучающихся. Вопрос диагностики и развития цифровых и гибких компетенций современного учителя был рассмотрен на примере материалов сервиса «ЯУчитель». Педагоги познакомились с материалами тестов на данном сервисе для определения своих навыков работы в цифровой среде, рефлексии своей педагогической деятельности, методических компетенций. Сервисы бесплатны и просты в использовании, поэтому к учителям начальных классов присоединились и учителя-предметники, работающие в старшей школе.

В период с 15 марта по 15 апреля 2021 года в рамках онлайн-диагностики интенсива «Я Учитель 3.0» педагогам было предложено пройти тест на формирование функциональной грамотности обучающихся. Тест разработан при участии экспертов Московского городского педагогического университета. Все тестовые задания носили кейсовый характер, что позволило оценить уровень владения соответствующими компетенциями [2]. Диагностика проводилась по шести видам функциональной грамотности: глобальные компетенции, естественнонаучная грамотность, креативное мышление, математическая грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность. Описание диагностируемых компетенций представлено в таблице 1.

Таблица 1

Компетенция

Описание

Способность формировать глобальные компетенции

Вы можете сформировать у учеников умение: 

- критически рассматривать с разных точек зрения вопросы глобального характера и межкультурного взаимодействия; 

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми

Способность формировать естественнонаучную грамотность

Вы можете сформировать у учеников умение:

- распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;

- оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения вопроса;

- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Способность формировать креативное мышление

Вы можете сформировать у учеников умение:

- выдвигать креативные идеи;

- уточнять и совершенствовать идеи;

- оценивать сильные и слабые стороны креативных идей;

- отбирать креативные идеи

Способность формировать математическую грамотность

Вы можете сформировать у учеников умение:

- формулировать ситуацию математически;

- применять математические понятия, факты, рассуждения и инструменты, чтобы получить решение или сделать выводы;

- размышлять над математическим решением или результатами

Способность формировать финансовую грамотность

Вы можете сформировать у учеников: 

- знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков;

- навыки, мотивацию и уверенность, которые нужны, чтобы принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях

Способность формировать читательскую грамотность

Вы можете сформировать у учеников умение:

- извлекать нужную информацию из письменного текста;

- создавать смысловые сообщения в разных текстовых и визуальных форматах;

- размышлять о содержании и форме текста;

- оценивать текст

 

Всего в диагностике приняло участие более 120000 человек из разных регионов России. В диагностике компетенции учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся приняло участие 8987 педагогов из Белгородской области, из них 2861 учитель начальных классов и 6126 учителей-предметников, преподающих на уровнях основного общего и среднего общего образования (таблица 2).

Таблица 2

Результаты тестирования педагогов Белгородской области по формированию функциональной грамотности обучающихся

Компетенция

Учителя начальной школы

Учителя средней/старшей школы

кол-во ответивших

2861 чел.

6126 чел.

Способность формировать глобальные компетенции

74%

72%

Способность формировать естественнонаучную грамотность

74%

73%

Способность формировать креативное мышление

70%

70%

Способность формировать математическую грамотность

71%

69%

Способность формировать финансовую грамотность

74%

73%

Способность формировать читательскую грамотность

69%

67%

 

Из таблицы следует, что в среднем учителя начальных классов более компетентны в формировании функциональной грамотности обучающихся. Мы связываем это с тем, что в Белгородской области в 2019-2021 годах уже реализован региональный проект «Формирование функциональной грамотности младших школьников» (руководитель Серых Л.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования) [3]. При этом участников тестирования, преподающих на уровнях основного общего и среднего общего образования в 2 раза больше. Средние профили компетенций педагогов Белгородской области представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние профили компетенций педагогов –

участников интенсива «Я Учитель 3.0»

 

Компетенция

Средний профиль,

2020 г.

Средний профиль,

2021 г.

Самооценка учителей 2021 г., средний профиль

кол-во ответивших

64 чел.

8987 чел.

2041 чел.

Способность формировать глобальные компетенции

69%

73%

68%

Способность формировать естественнонаучную грамотность

70%

73%

68%

Способность формировать креативное мышление

60%

70%

69%

Способность формировать математическую грамотность

75%

70%

69%

Способность формировать финансовую грамотность

77%

73%

69%

Способность формировать читательскую грамотность

65%

68%

70%

 

В тесте помимо оценивания компетенций была предусмотрена возможность самооценивания, которой воспользовался 2041 учитель из 8987. По всем видам функциональной грамотности, за исключением читательской, учителя оценили себя скромнее, чем показали результаты тестирования. Небольшое завышение процента сформированности читательской грамотности свидетельствует о ее особой значимости для педагогов.

Средние профили компетенций учителей начальных классов Белгородской области представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средние профили компетенций учителей начальных классов –

участников интенсива «Я Учитель 3.0»

 

Компетенция

Средний профиль,

2020 г

Средний профиль,

2021 г

Самооценка учителей 2021 г, средний профиль

кол-во ответивших

29 чел.

2861 чел.

647 чел.

Способность формировать глобальные компетенции

66%

74%

68%

Способность формировать естественнонаучную грамотность

70%

74%

69%

Способность формировать креативное мышление

58%

70%

70%

Способность формировать математическую грамотность

79%

71%

71%

Способность формировать финансовую грамотность

75%

74%

69%

Способность формировать читательскую грамотность

64%

69%

71%

 

Из таблицы 4 видно, что по способностям формировать глобальные компетенции, естественнонаучную и финансовую грамотность педагоги оценили себя ниже, чем показали результаты тестирования. По способности формировать читательскую грамотность наблюдается небольшое завышение самооценки. По способностям формировать креативное мышление и математическую грамотность самооценка учителей начальных классов совпала с результатами тестирования.

Средние профили компетенций учителей-предметников, преподающих на уровнях основного общего и среднего общего образования начальных классов Белгородской области представлены в таблице 5.

Таблица 5

Средние профили компетенций учителей-предметников –

участников интенсива «Я Учитель 3.0»

 

Компетенция

Средний профиль,

2020 г.

Средний профиль,

2021 г.

Самооценка учителей 2021 г., средний профиль

кол-во ответивших

35 чел.

6126 чел.

1394 чел.

Способность формировать глобальные компетенции

72%

72%

68%

Способность формировать естественнонаучную грамотность

70%

73%

68%

Способность формировать креативное мышление

62%

70%

69%

Способность формировать математическую грамотность

70%

69%

68%

Способность формировать финансовую грамотность

79%

73%

69%

Способность формировать читательскую грамотность

66%

67%

69%

 

Педагоги-предметники оценили себя ниже, чем показали результаты тестирования по всем видам функциональной грамотности, за исключением читательской.

Тестирование также позволило сгруппировать педагогов по уровню полученных результатов. Был выявлен процент учителей, получивших определенный результат, от общего числа педагогов, прошедших данный тест таблицы 6 и 7). Низкий результат, если педагог набрал 0-25 баллов, удовлетворительный результат – 26-50 баллов, хороший результат – 51-75 баллов, отличный результат – 76-100 баллов.

Таблица 6

Результаты учителей начальных классов

Компетенция

Низкий

результат

 

Удовлетво-рительный результат

Хороший

результат

 

Отличный

результат

Способность формировать

глобальные

компетенции

1%

7%

38%

54%

Способность формировать естественнонаучную грамотность

0%

7%

31%

62%

Способность формировать креативное мышление

0%

8%

44%

48%

Способность формировать математическую грамотность

0%

9%

43%

48%

Способность формировать финансовую грамотность

0%

8%

33%

60%

Способность формировать читательскую грамотность

0%

11%

44%

45%

 

Низкие результаты демонстрирует 1 % педагогов по способности формировать у обучающихся глобальные компетенции. Удовлетворительные результаты по способностям формирования различных видов функциональной грамотности показывают от 7% до 11 % педагогов. Подавляющее большинство учителей начальных классов показывают хорошие и отличные результаты.

 

Таблица 7

Результаты учителей-предметников

Компетенция

Низкий

результат

 

Удовлетво-рительный результат

Хороший

результат

 

Отличный

результат

Способность формировать глобальные компетенции

1%

9%

41%

49%

Способность формировать естественнонаучную грамотность

0%

9%

33%

57%

Способность формировать креативное мышление

0%

10%

43%

47%

Способность формировать математическую грамотность

0%

11%

42%

47%

Способность формировать финансовую грамотность

0%

9%

34%

57%

Способность формировать читательскую грамотность

0%

13%

45%

42%

 

 

Низкие результаты также, как и учителей начальных классов, демонстрирует 1 % педагогов по способности формировать у обучающихся глобальные компетенции. Удовлетворительные результаты по способностям формирования различных видов функциональной грамотности показывают от 9 % до 13 % педагогов. Подавляющее большинство учителей-предметников показывают хорошие и отличные результаты, но они несколько ниже, чем у учителей начальных классов.

Таким образом, подводя итоги тестирования педагогов можно отметить следующее:

  • в 2021 году значительно увеличилось количество участников онлайн-диагностики интенсива «Я Учитель 3.0» по сравнению с 2020 годом;
  • только четверть педагогов воспользовались возможностью самооценки своих компетенций, при этом педагоги оценили себя достаточно объективно;
  • результаты тестирования учителей начальных классов и учителей-предметников имеют достоверные различия;
  • из шести типов функциональной грамотности педагогам в первую очередь необходимо развивать свои способности формировать у обучающихся читательскую грамотность и глобальные компетенции.

По итогам тестирования учителя получили:

  • профиль с результатами текущего тестирования;
  • результаты по предыдущему тестированию (если учитель проходил предыдущую диагностику в 2020 году);
  • результаты самооценки (при заполнении соответствующе формы);
  • рекомендации по развитию компетенций;
  • список материалов для развития.

Для ликвидации профессиональных дефицитов педагогов, выявленных в том числе и в результате тестирования, инициирован и реализуется региональный проект «Формирование естественнонаучной и математической грамотности обучающихся 5-8 классов».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.

Отчет по итогам онлайн-диагностики интенсива «Я Учитель 3.0». – ООО «ЯНДЕКС», 2021.

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов в 2-х частях / под редакцией Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой. − Белгород, 2020.

Framework for the Assessment of Creative Thinking in PISA‑2021. Paris: OECD Publishing, (in press).

 

Fatneva E.A.

Ph.D., Associate Professor, Senior Methodist of the Support Center

activities of educational organizations

Belgorod Institute for the Development of Education

(Russia, Belgorod)

 

Belova O.V.

Senior Methodologist at the Center for Continuous Improvement

professional skills of teaching staff

Belgorod Institute for the Development of Education

(Russia, Belgorod)

 

DIAGNOSTICS OF TEACHERS COMPETENCES

IN FORMING THE FUNCTIONAL LITERACY

OF STUDENTS: REGIONAL EXPERIENCE

 

Abstract: the article analyzes the results of testing teachers in the Belgorod region on the formation of functional literacy of students in the framework of online diagnostics of the intensive «I am a Teacher 3.0».

 

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, natural science literacy, reading literacy, financial literacy, global competencies, creative thinking, diagnostics.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Фатнева Е.А., Белова О.В. ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ // Вестник науки №12 (45) том 1. С. 5 - 18. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4963 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4963



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.