'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  229 просмотров

Ульяницкая А.И.

  


IPO КАК ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (АНАЛИЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ) *

  


Аннотация:
в научной статье проведен исследовательский анализ особенностей IPO (первичного размещения акций), как инструмента привлечения финансового капитала и повышения стоимости бизнеса компании-эмитента. Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена тем, что для российских компаний важен поиск эффективного инструмента привлечения финансового капитала, который положительно повлияет на изменение рыночной стоимости бизнеса. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия IPO. Перечислены основные этапы проведения первичного размещения акций. Описаны основные цели, задачи и участники процедуры IPO. На примере компании Yandex проанализирована эффективность влияния первичного размещения акций на управление рыночной стоимостью бизнеса. В заключении статьи, автором установлено, что IPO – один из наиболее эффективных механизмов привлечения внешнего финансового капитала, который при правильной организации эмиссионной политики положительно повлияет на изменение рыночной стоимости бизнеса   

Ключевые слова:
первичное размещение акций, IPO, внешнее финансирование, привлечение капитала, рынок ценных бумаг, стоимость бизнеса, повышение стоимости компании   


УДК 33

Ульяницкая А.И.

2-й курс магистратуры

РЭУ им. Г.В. Плеханова

(г. Москва, Россия)

 

IPO КАК ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА

И ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

(АНАЛИЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОЦЕНКА

ВЛИЯНИЯ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ)

 

Аннотация: в научной статье проведен исследовательский анализ особенностей IPO (первичного размещения акций), как инструмента привлечения финансового капитала и повышения стоимости бизнеса компании-эмитента. Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена тем, что для российских компаний важен поиск эффективного инструмента привлечения финансового капитала, который положительно повлияет на изменение рыночной стоимости бизнеса. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия IPO. Перечислены основные этапы проведения первичного размещения акций. Описаны основные цели, задачи и участники процедуры IPO. На примере компании Yandex проанализирована эффективность влияния первичного размещения акций на управление рыночной стоимостью бизнеса. В заключении статьи, автором установлено, что IPO – один из наиболее эффективных механизмов привлечения внешнего финансового капитала, который при правильной организации эмиссионной политики положительно повлияет на изменение рыночной стоимости бизнеса.

 

Ключевые слова: первичное размещение акций, IPO, внешнее финансирование, привлечение капитала, рынок ценных бумаг, стоимость бизнеса, повышение стоимости компании.

 

Фондовый рынок – ключевой элемент всей мировой финансовой системы. В связи с развитием рыночной экономики, все большее количество предприятий требуют надежного источника внешнего финансового капитала, который формируется благодаря фондовому рынку.

Предприятия экономики Российской Федерации заинтересованы в привлечении внешнего финансирования, источник капитала которого сосредоточен на мировом рынке ценных бумаг. По этой причине, крупнейшие компании отечественной экономики выступает эмитентом ценных бумаг на зарубежных и российских фондовых биржах, что обусловливает влияние их решений на повышение стоимости бизнеса.

Наиболее главным и основным направлением эмиссионной политики российских компаний выступает первичное размещение, от результатов проведения которого зависит дальнейший вектор формирования системы управления стоимостью бизнеса.

Актуальность научного исследования на тематику «IPO как фактор привлечения капитала и повышения стоимости бизнеса» обусловлена тем, что для российских компаний важен поиск эффективного инструмента привлечения финансового капитала, который положительно повлияет на изменение рыночной стоимости бизнеса.

По этой причине, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа особенностей IPO (первичного размещения акций), как инструмента привлечения финансового капитала и повышения стоимости бизнеса компании-эмитента.

Для этого необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические аспекты понятия IPO,

- перечислить основные этапы проведения первичного размещения акций,

- описать основные цели, задачи и участники процедуры IPO,

- проанализировать на примере реальной компании эффективность влияния первичного размещения акций на управление рыночной стоимостью бизнеса.

Понятие IPO – это первоначальное публичное предложение ценных бумаг через фондовый рынок. Для компаний, осуществляющих бизнес на международных рынках, процесс IPO является одним из эффективно работающих рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов с фондового рынка [6].

Также, среди целей размещения акций на фондовом рынке – повышение рыночной стоимости компании, продвижение узнаваемости бренда на международном пространстве, привлечение новых акционеров и финансовых компаний (инвестиционных фондов), как потенциальных управляющих партнеров.

В общем, к задачам проведения первичного размещения ценных бумаг можно отнести [7]:

- привлечение финансового капитала в бизнес компании,

- повышение объективности оценки стоимости бизнеса компании,

- капитализация и получение вознаграждения собственниками компании своего участия в уставном капитале,

- повышение ликвидности.

Основные этапы формирования процесса проведения IPO схематически изображены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Основные этапы процесса проведения IPO.

Предварительный этап проведения первичного размещения включает в себя критический анализ финансового состояния бизнеса компании. Проводится оценка организационной структуры, формируется система корпоративного управления и публикации финансовой информации.

Подготовительный этап проведения первичного размещения включает в себя проведение работы с контрагентами и посредниками, которые будут организовывать процедуру IPO. Создается инвестиционный меморандум, где размещена информация, необходимая для потенциальных инвесторов и акционерам в принятии решения [1].

Основной этап проведения первичного размещения включает в себя работу по сбору заявок на приобретение акций, вследствие чего устанавливается цена и проводится дальнейшее удовлетворение полученных заявок.

Завершающий этап проведения первичного размещения включает в себя начало обращения ценных бумаг на фондовой бирже, а также окончательную оценку эффективности и подведения итогов IPO для бизнеса компании и ее собственников [2].

На каждом этапе IPO, как в России, так и за рубежом активное участие принимают те или иные участники. Перечислим основных субъектов данной операции и их роль при проведении первичного размещения акций [8]:

  1. Инвестиционные банки и инвестиционные компании. Их ключевая роль заключается в принятии участия, как андеррайтера и организации торгов на фондовом рынке.
  2. Юридические компании и юридические консультанты. Их ключевая роль заключается в проведении юридических консультаций компании-эмитента по вопросам оформления IPO согласно всем нормам и требованиям, установленных регулятором.
  3. Коммуникационные агентства. Их ключевая роль заключается в создании рекламной кампании и продвижения IPO, как наиболее выгодного события для потенциальных инвесторов.
  4. Фондовые биржи и брокеры. Их ключевая роль заключается в организации места/площадки торговли выпущенными акциями и предоставления услуг посредников при операциях между покупателями и продавцами.

В рамках процедуры выхода при проведении IPO на российские и ведущие зарубежные биржи можно выделить следующие различия, которые, по нашему мнению, характеризуют преимущества последних [9]:

- наличие более широкого списка потенциальных инвесторов,

- улучшение международной репутации,

- более высокая рыночная ликвидность,

- перенос странового риска.

Однако при выборе российских фондовых бирж, отечественные компании могут приобрести другие преимущества, как:

- более низкие расходы на комиссию IPO,

- менее жесткие требования к процедуре,

- проведение размещения акций в более быстрые сроки.

Чтобы оценить эффективность влияния первичного размещения акций для российских компаний, рассмотрим пример компании Яндекс, которая стала эмитентом на технологической фондовой бирже США – Nasdaq.

Первичное размещение акций компанией Yandex произошло 24 мая 2011 года с ценой за одну бумагу – 25 долларов США. Более того, изначально речь шла о 22 – 24 долларах за одну акцию, но размещение превысило все ожидания руководства компании и ее андеррайтеров.

Во время первичного размещения компании Yandex было продано 52,2 млн. акций, что составило 16% доли компании. Сумма, которую было выручено, составляла 1,304 млрд. долларов, что означало первоначальную капитализацию корпорации в размере 8,031 млрд. долларов [3].

На рисунке 2 изображено изменение рыночной стоимости акций компании Yandex с момента их первичного размещения на американской технологической фондовой бирже.

Рисунок 2 – Исторический график динамики стоимости акций эмитента Яндекс на бирже Nasdaq, в $ [4]

 

После положительного IPO компании Yandex, стоимость ее акций продемонстрировало высокую волатильность, после роста которой, было снижение до отметки 20 долларов за бумагу. Но, в 2014 году, стоимость акций компании достигала отметки 44 долларов. Несмотря на хорошее финансовое состояние компании и рост ее доходов свыше 100%, акции продемонстрировал сильный нисходящий тренд, что можно объяснить влиянием российской экономики на акции американского рынка отечественной компании [5].

Девальвация рубля повлияла на размер доходов компании, выраженных в долларах, что и стало причиной ухудшения финансовых показателей в данной валюте. По этой причине, акции продемонстрировали снижение на 75%, после чего наконец-то началось восстановление.

Даже, несмотря на такую отрицательную историю динамики акций компании Yandex, это IPO стоит считать успешным. В первую очередь, благодаря привлеченным финансовым средствам, которые в разы улучшили состояние деятельности предприятия и его бизнес-процессов.

Так, в периоде с 2016 года акции компании Яндекс демонстрируют восходящую тенденцию. Учитывая, что рост наблюдается в американском долларе, то соответственно в российских рублях рыночная капитализация увеличивается еще в разы больше.

Таким образом, в заключении научной работы, можно прийти к следующим выводам:

  1. Привлечение внешнего финансового капитала для отечественного бизнеса – острая тема, решение которой возможно при помощи первичного размещения акций. Однако данный инструмент финансирования доступен лишь для крупных компаний, готовых выступать публичными организациями.
  2. IPO – один из наиболее эффективных механизмов привлечения внешнего финансового капитала, который при правильной организации эмиссионной политики положительно повлияет на изменение рыночной стоимости бизнеса. Примером тому служит компания Yandex, однако таких кейсов достаточно много. Тем самым, формируется фундамент для дальнейшего развития механизма первичного размещения акций, как способа привлечения финансирования российскими публичными компаниями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гончаренко Т.В., Колосова А.О., Стрижакова А.А. Механизм эмиссии ценных бумаг и его регулирование // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2020. С. 163-168.

Айбазова Ф.М., Некрасов Е.Е. Этапы эмиссии ценных бумаг // Студенческий. 2019. № 39-6 (83). С. 65-68.

Яндекс привлек на бирже 1,3 млрд. долларов: кто продал и, кто сохранил акции. URL: http://www.cnews.ru/news/top/yandeks_privlek_na_birzhe_13_mlrd (дата обращения: 29.11.2021).

Интерактивный график акций компании Яндекс. URL: https://ru.tradingview.com/chart/?symbol=NASDAQ%3AYNDX (дата обращения: 29.11.2021).

NASDAQ. Yandex. URL: http://www.nasdaq.com/symbol/yndx/financials?query=income-statement (дата обращения: 29.11.2021).

Аксенчик А.В. Методические аспекты оценки стоимости компании и формирования цены акций при первичном публичном размещении // Вестник современных исследований. 2020. № 5-5 (35). С. 4-8.

Черкезян Д.А. Преимущества и недостатки первичного публичного размещения акций // Мировые финансовые системы: проблемы и перспективы развития. 2020. С. 251-254.

Кузьмина О.Ю. Институт IPO и его развитие в современных условиях // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2020. № 1-2. С. 56-59.

Жиянова Н.Э., Вохидов Б.Б.У. Сущность проведения IPO для устойчивого развития компании в национальной экономике // Интернаука. 2020. № 17-2 (146). С. 53-55.

 

Ulyanitskaya A.I.

2nd year magistracy

Plekhanov’s University

(Moscow, Russia)

 

IPO AS A CAPITAL ATTRACTION FACTOR

AND INCREASING BUSINESS VALUE

(ANALYSIS, EFFICIENCY, EVALUATION

INFLUENCE ON THE VALUE OF THE COMPANY)

 

Abstract: this scientific article provides a research analysis of the specifics of an IPO (initial public offering) as a tool for attracting financial capital and increasing the value of the issuer's business. The relevance of the study on this issue is due to the fact that it is important for Russian companies to find an effective tool for attracting financial capital, which will positively affect the change in the market value of a business. Within the framework of the article, the theoretical aspects of the IPO concept are considered. The main stages of the IPO are listed. The main goals, objectives and participants of the IPO procedure are described. Using Yandex as an example, the author analyzes the effectiveness of the influence of an initial public offering on the management of the market value of a business. In the conclusion of the article, the author found that IPO is one of the most effective mechanisms for attracting external financial capital, which, if properly organized by the issuance policy, will positively affect the change in the market value of a business.

 

Keywords: initial public offering, IPO, external financing, raising capital, securities market, business value, increase in company value.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ульяницкая А.И. IPO КАК ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (АНАЛИЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ) // Вестник науки №12 (45) том 1. С. 66 - 74. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4970 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4970



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.