'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 1
  4. Научная статья № 12

Просмотры  129 просмотров

Шишинов А.М., Фирцева С.В.

  


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ *

  


Аннотация:
одним из важнейших процессов эффективного развития предприятий строительной отрасли является управление цепочкой поставок и отношениями с поставщиками. В статье рассмотрены способы, основные этапы, методы и критерии выбора поставщиков материально-технических ресурсов для предприятий строительной отрасли   

Ключевые слова:
поставщики, выбор поставщиков, методы, критерии, материально-технические ресурсы   


УДК 69.003

Шишинов А.М.

Студент кафедры экономика в строительстве

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»

(г. Тюмень, Россия)

 

Научный руководитель:

Фирцева С.В.

к. э. н., доцент кафедры УСиЖКХ «Тюменский индустриальный университет»

(г. Тюмень, Россия)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

 

Аннотация: одним из важнейших процессов эффективного развития предприятий строительной отрасли является управление цепочкой поставок и отношениями с поставщиками. В статье рассмотрены способы, основные этапы, методы и критерии выбора поставщиков материально-технических ресурсов для предприятий строительной отрасли.

 

Ключевые слова: поставщики, выбор поставщиков, методы, критерии, материально-технические ресурсы.

 

Выбор поставщика требует анализа рынка товаров и услуг, интересующих организацию, существующих и потенциальных поставщиков, а также предпочтений наиболее перспективных и эффективных. Данная задача лежит на сотрудниках отдела снабжения.

Можно выделить три способа выбора поставщика:

  1. Выбор поставщика, с которым уже установлены деловые отношения. Данный способ наименее трудоемкий, поскольку нет необходимости проводить проверку.
  2. Выбор нового поставщика. В данном случае необходимо проведение проверки, что требует значительное количество времени и ресурсов, поэтому, строительные компании обращают внимание на поставщиков, с которыми ранее были установлены деловые отношения.
  3. Выбор поставщика посредством проведения тендеров.

В данном случае к поставщикам и поставляемой продукции предъявляется ряд заранее оговоренных требований.

Основные этапы выбора поставщика:

  1. Определение потребностей. Начальный этап суть которого заключается в определении потребностей фирмы в тех или иных ресурсах.
  2. Формирование требований. После определения потребителей и в материалах к параметрам поставляемых ресурсов, товаров и услуг.
  3. Решение «производить или покупать». Прежде чем определять поставщиков, принимается решение целесообразно ли приобретать либо самостоятельно изготовить определенный вид ресурсов.
  4. Определение типа закупок.
  5. Определение потенциальных поставщиков заключается в изучении информации о потенциальных поставщиках необходимых материальных ресурсов путем анализа сведений о поставщике (тендерах, конкурсах, выставках и ярмарках, рекламных материалов, каталогов)
  6. Анализ выбранных поставщиков. Данный этап заключается в анализе финансового состояния предприятия, ценовой политики и условий платежей, территориального положения, сроков выполнения «горящих» заказов, резервных мощностей предприятия, эксплуатационных характеристик продукции, частота и стабильность поставок. После проведенного анализа и снижения количества потенциальных поставщиков принимается решение о заключении договорных отношений исходя из возможности максимально возможного удовлетворения потребностей организации [5].
  7. Доставка материальных ресурсов. Включает такие операции как транспортировка, складирование, хранение и сервисное обслуживание.
  8. Контроль выполнения закупок. Эффективность организации поставок обеспечивается за счет непрерывного контроля за логистической составляющей и качеством поставляемого товара.

На данный момент основными методами определения поставщиков являются:

1) метод рейтинговых оценок —один из самых распространенных методов, суть которого заключается в определении критериев, являющихся основными при выборе поставщиков. Определяется значимость каждого коэффициента, роль и место каждого из поставщиков в данной структуре показателей;

2) метод оценки затрат — применяется в случае, когда предприятие может определить затраты в процессе приобретения продукции, включая издержки, на всем жизненном цикле процесса приобретения, поставки, складирования, хранения и сервисного обслуживания приобретаемых материальных ресурсов [2];

3) метод доминирующих характеристик — используется в случае, когда доминирующую функцию определяет единственный показатель, имеющий определяющее значение (например, цена доставки; затраты, связанные с закупкой; цена товара, качественные показатели и т.д.);

4) метод категории предпочтений — определяется консолидируемой информацией из различных подразделений организации. Инженерной службой, коммерческой, диспетчерской логистической и т.д. Данный метод предполагает коллегиальное решение о целесообразности закупки у того или иного поставщика;

5) метод аналитической иерархической процедуры — заключается в решении проблемы на основе метода иерархических критериев. Сущность метода заключается в попарном сравнении показателей с учетом их влияния на вышестоящие в иерархическом порядке свойства товара. Попарное сравнение определяет относительную значимость одного показателя перед другим. Применение данного метода начинается с определения относительной важности критериев в соответствии с поставленными задачами. Определяется степень соответствия выбранным критериям, и вычисляется относительная важность каждой из альтернатив [3].

Выбор подходящего поставщика, включает комплексную оценку технических, качественных, финансовых, логистических и юридических аспектов (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Иерархическая модель критериев выбора поставщиков материально-технических ресурсов

 

В процессе выбора поставщиков, трудно следовать одной и той же стратегии. Например, компании могут производить схожую продукцию, отвечающую требованиям заказчика, однако финансовое положение и репутация среди клиентов у компаний могут быть различны. В связи с этим, многие компании строительной отрасли предпочитают вкладывать денежные средства, прилагать больше усилий и времени для улучшения процесса закупок, заранее оценивать поставщиков и все возможные риски [4].

Таим образом, процесс фактического выбора поставщика может проходить по-разному. В зависимости от требований, предъявляемых к продукту, процесс выбора может быть условно-формальным, а может превратиться в очень сложную структуру, где каждый шаг регулируется профессионалами [1]. Кроме того, участники проекта, такие как архитекторы, инженеры и подрядчики, должны быть включены в данный процесс.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Грушенко, В. И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учеб. пособие / В.И. Грушенко. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 336 с.

Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров / В.М. Курганов. - М: Книжный мир, 2019. - 432 c.

Перминов, С.М. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией / С.М. Перминов. - М: Питер, 2018. - 793 c

Слоун, Рубен Е. Новые идеи в управлении цепями поставок. 5 шагов, которые ведут к реальному результату / Слоун Рубен Е.. - М: Альпина Паблишер, 2018. - 115 c.

Теодорович, Руслан Настольная книга поставщика / Руслан Теодорович. - М: Издательство Гревцова, 2019. - 224 c.

 

Shishinov A.M.

Student of the Department of Economics in Construction

Tyumen Industrial University

(Tyumen, Russia)

 

Scientific supervisor:

Firtseva S.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Tyumen Industrial University

(Tyumen, Russia)

 

METHODOLOGICAL BASIS FOR SELECTING

SUPPLIERS OF MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES

OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY

 

Abstract: one of the most important processes for the effective development of enterprises in the construction industry is supply chain management and supplier relationships. The article discusses the methods, main stages, methods and criteria for choosing suppliers of material and technical resources for enterprises in the construction industry.

 

Keywords: suppliers, choice of suppliers, methods, criteria, material and technical resources.

 

 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шишинов А.М., Фирцева С.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ // Вестник науки №12 (45) том 1. С. 95 - 100. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4974 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4974



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.