'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  278 просмотров

Антонов М.А., Ким Г.О.

  


ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена проблема использования земель. Основное содержание исследования посвящено анализу рационального использования земель в РФ. Исследование проводилось на основе действующего законодательства. В результате исследования был предложен способ разрешения данной проблемы   

Ключевые слова:
рациональное использование, земли, планирование, прогнозирование, охрана земель, эффективность   


УДК 349.41

Антонов М.А.

студент 4 курса

Саратовская государственная юридическая академия

(г. Саратов, Россия)

 

Ким Г.О.

студент 4 курса

Саратовская государственная юридическая академия

(г. Саратов, Россия)

 

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

 

Аннотация: в работе рассмотрена проблема использования земель. Основное содержание исследования посвящено анализу рационального использования земель в РФ. Исследование проводилось на основе действующего законодательства. В результате исследования был предложен способ разрешения данной проблемы.

 

Ключевые слова: рациональное использование, земли, планирование, прогнозирование, охрана земель, эффективность.

 

Вопрос о рациональном использовании земельных ресурсов всегда имел важное значение для ее пользователей, особенно это актуально в условиях научно-технического прогресса. Человек потребляет большое количество различной продукции, получаемой из природного сырья. Демографический рост обуславливает более интенсивную эксплуатацию земельных ресурсов, таким образом, вырастает необходимость в их рациональном использовании, который должен быть направлен на сохранение и преумножение этого ресурса с одной стороны, а с другой - использование ее в соответствии с естественными условиями для получения максимальной пользы и роста экономики страны. Отсюда следует важность рационального использования земель.

Для начала необходимо определиться с тем, что означает рациональное использование земель. Согласно ГОСТу 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84. Земли. Термины и определения), рациональное использование земель — обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами [4]. Веденичев П.Ф. пишет, что рациональное использование земли — целевое использование в соответствии с категорией земель, в обеспечении максимальной полноты вовлечения их в хозяйственный оборот, повышения уровня эффективности землепользования, охрана земель и расширение воспроизводства почвенного плодородия. Автор связывает понятия «рациональное использование земли» и «эффективность землепользования», а именно рациональное использование земли должно повысить его эффективное эксплуатирование [5, с.166].

Вывод о неэффективном использовании земель в Российской Федерации можно сделать вывод исходя из судебной практики.

В одном споре, который рассматривал Московский городской суд, заявитель в полном объеме не выполнил предписание контролирующего органа об устранении нарушений, а именно использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Суд иск не поддержал. Часть участка сельскохозяйственного назначения, принадлежавшего истцу, не используется по назначению, в том числе для сенокошения. Участок, заросший многолетней сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью, не введен в сельскохозяйственный оборот (постановление Московского городского суда от 15.03.2019 № 4а-657/2019) [6].

 

Таблица 1 – Сведения о качественном состоянии сельскохозяйственных угодий

в составе земель сельскохозяйственного назначения РФ

 

Федеральный округ

С.-х.
угодья
тыс.га

Пашня
тыс.га

Эродировано

Дефлировано

Заболочено

тыс.га

%

тыс.га

%

тыс.га

%

Центральный

29493,4

23888,1

4479,9

15,2

685,1

2,3

2729,3

9,3

Северо-Западный

5450,7

3429,2

219

4

1,5

0,02

888,4

16,3

Южный

40633,4

22828,8

7556,5

18,6

7056,8

17,4

377,1

0,9

Приволжский

51313,5

36391

17445,4

34

1453,4

2,8

919,7

1,8

Уральский

13886,3

8607

639,9

4,6

54,2

0,4

910,6

6,6

Сибирский

48786,9

23947,6

3819,9

7,8

6957,3

14,3

1970,4

4

Дальневосточный

4812,3

2481,8

315,3

6,6

42,7

0,9

759,7

15,8

Итого земель в границах РФ

194376,5

121573,5

34475,9

17,7

16251

8,4

8555,2

4,4

 

Из приведенных данных, предоставленных Росреестром, касающихся земель сельхозназначения за 2009-2011 гг., можно сделать вывод, что на землях сельскохозяйственного назначения по всем федеральным округами в целом по России проявляются процессы деградации почв [2]. И, к сожалению, в настоящее время ситуация не сильно изменилась. На данный момент земли, которые заболочены, дефлированы, эродированы являются причиной их неиспользования. Либо же почвы деградируют из-за неиспользования земельного ресурса [8, с.78]. Это свидетельствует о нерациональном использовании земли, отсутствии восстановления плодородия почв и улучшения земель.

Земельное законодательство в качестве одного из основных землеустроительных этапов предусматривает планирование и организацию рационального использования, а также охрану земельных ресурсов (ст.14 ФЗ «О землеустройстве») [1]. Но, к сожалению, в нём не хватает подробного описания данной процедуры, что приводит перекладыванию решения данного вопроса на субъекты РФ, что, по нашему мнению, не совсем верно. Необходимо ввести единый ряд механизмов, которые позволят наиболее качественно и рационально использовать земли на всей территории Российской Федерации.

Можно выделить решение проблемы рационального использования, который затронет 2 аспекта: эколого-экономический и правовой [3, с.174].

В эколого-экономическом аспекте будут решены такие задачи как:

  • Ликвидация последствий различных природных катаклизмов;
  • Минимизация пагубной деятельности человека, которая крайне негативно сказывается на окружающей среде;
  • Устранение экономической «недоступности»использования земли вследствие отсутствия необходимой материально-технической базы,недостаточной финансовой помощи со стороны государства.

Что касается правового аспекта, главным здесь является дальнейшее совершенствование земельного законодательства и разработка механизма применения таких механизмов как прогнозирование, планирование и охрана земельных ресурсов.

Прогнозирование и планирование позволяют эффективно использовать, а также обеспечить стабильность спроса и предложения на землю. Основными задачами планирования мероприятий по рациональному использованию земельных ресурсов стоит выделить:

  • Определение перспективы развития территорий и рационального использования земель всех категорий;
  • Подготовка предложений и принятия решений по предоставлению земель для различных отраслей;
  • Обеспечение земельными участками граждан для ведения ЛПХ, животноводства, садоводства, организации КФХ;
  • Перераспределения и освоения новых земель.

Прогнозы должны включать в себя природоохранные мероприятия, которые способствуют сохранению земельных и других природных ресурсов, и окружающей среды в целом.

Мероприятия прогнозирования [6, с.24]:

  • Проведение учета земель по категориям использования;
  • Проведение инвентаризации земельных участков;
  • Подготовка предложений по возмещению ущерба собственниками земельных участков при загрязнении, утрате плодородия;
  • Подготовка предложений о поощрении землепользователей за улучшение состояния земли, повышения ее плодородия;
  • Внедрение экологических нормативов для оптимального землепользования;
  • Подготовка информации по программам использования, улучшения и охраны земель.

Для совершенствования мероприятий по охране земельных ресурсов будет необходимо предпринять следующие меры:

  • Предотвращение эрозионного разрушения и восстановление плодородия почв. Это будет обеспечиваться противоэрозионной организацией территории, агротехническими приемами, сокращением производственных сельскохозяйственных, промышленных и рекреационных нагрузок; сбор и систематизация данных, их анализ и выявление закономерностей развития объекта, разработка нормативной базы, выбор и адаптация методов прогнозирования.
  • Интенсивное регулирование водно-воздушного режима на территориях с неблагоприятными производственными свойствами: с избыточным временным и постоянным увлажнением, неудовлетворенным культур-техническим состоянием;
  • Восстановление производственной полезности нарушенных территорий.

На основе данной практики, можно выделить немаловажную проблему: весьма часто органы оставляют данные механизмы без внимания, что ведёт к неправильному использованию земель. И поэтому мы предлагаем разрешение данной проблемы путем реализации вышеупомянутых мероприятий во всех субъектах РФ и законодательного закрепления на федеральном уровне.

Обобщая все выше изложенное, следует учитывать аспекты, которые возникают с двух сторон: человеческого использования земельных ресурсов, а также естественные случаи, при которых земля теряет свои свойства для производства максимального количества ресурсов. Так же необходимо уделить внимание совершенствованию и правовому закреплению мероприятий по охране земельных ресурсов. Решение данных факторов позволит действительно рационально использовать земли, что позволит использовать земли с максимальной пользой для граждан, юридических лиц и государства в целом.

 

 

Список литературы:

 

Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс (дата обращения: 07.12.2021).

Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2005-2019 гг. [электронный ресурс]: материалы сайта Росреестра// URL: http://rosreestr.ru/ (дата обращения: 08.12.2021).

Мамонтова И.Ю. Рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения // International agriculture journal. 2020. №1. С.170-181.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/5369944/ (дата обращения: 07.12.2021).

Поисеев И.И., Стрекаловская М.И. Вопросы методики определения понятия «рациональное использование земли» // Проблемы современной экономики. 2017. № 10. С. 166-169.

Попова К.В. Организация рационального использования земель // Juvenus scientia. 2017. №5. С. 23-25.

Постановление Московского городского суда от 15.03.2019 4а-657/2019 [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс (дата обращения: 05.12.2021).

Семочкин В.Н., Шаров П.И., Шадманов М.Р., Зименкова К.А. Проблема неиспользуемых земель в Российской Федерации и пути ее решения // Московский экономический журнал. 2020. №3. С.75-84.

 

Antonov M.A.

4th-year student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

Kim G.O.

4th-year student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

THE PROBLEM OF RATIONAL USE OF LAND

 

Abstract: the paper considers the problem of land use. The main content of the study is devoted to the analysis of the rational use of land in the Russian Federation. The study was conducted on the basis of the current legislation. As a result of the study, a way to solve this problem was proposed.

 

Keywords: rational use, land, planning, forecasting, land protection, efficiency

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Антонов М.А., Ким Г.О. ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ // Вестник науки №12 (45) том 2. С. 57 - 63. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4996 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4996



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.