'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 2
  4. Научная статья № 19

Просмотры  124 просмотров

Тиковенко Д.В., Костюк Н.Н.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ОСАГО) *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, анализируются нормативно-правовые акты регулирующие данные правоотношения в настоящий момент, выявляются актуальные проблемы и недостатки нормативного регулирования данной сферы правоотношений   

Ключевые слова:
заключение договора, договор страхования, страхователь, страховщик   


УДК 347.45

Тиковенко Д.В.

магистрант

АНО ВО «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Костюк Н.Н.

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса

АНО ВО «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ОСАГО)

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, анализируются нормативно-правовые акты регулирующие данные правоотношения в настоящий момент, выявляются актуальные проблемы и недостатки нормативного регулирования данной сферы правоотношений.

 

Ключевые слова: заключение договора, договор страхования, страхователь, страховщик.

 

Законодательством Российской Федерации на физических и юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства, возложена обязанность иметь действующий полис обязательного страхования автогражданской ответственности (далее — ОСАГО). Более того, за невыполнение этой обязанности статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность и наказание в виде административного штрафа.

Договор ОСАГО – это договор страхования, по которому страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее – страховщик), обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)[1].

Страхование гражданской ответственности является обязанностью всех владельцев транспортных средств, используемых на территории Российской Федерации, за исключением:

1) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

2) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

3) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

4) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Законом об ОСАГО;

5) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.[2]

Страховщик в силу пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО и представившему необходимые документы.[3]

Несмотря на то, что Закон об ОСАГО действует с 2003 года и в него вносилось большое количество изменений, вопрос о правовом характере подаваемого заявления о заключении договора и сроках, в которые необходимо заключить договор так и не был разъяснён. На данный момент в практике принята позиция Банка России, в соответствии с которой, страхователь для заключения договора ОСАГО направляет в страховую организацию заявление с полным комплектом документом, которые в соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ являются офертой. А поскольку для страховщика заключение договора является обязательным, то в силу п. 1 ст. 445 ГК РФ на принятие решения у него есть 30 дней со дня получения заявления страхователя. [3]

Учитывать данный срок рассмотрения заявления при продлении полиса ОСАГО страхователь может, но вот ожидать решения страховщика при заключении нового договора на приобретённое авто, у него возможности нет.

Данным пробелом в действующем законодательстве активно пользуются страховые агенты и сотрудники страховых компаний, которые "ускоряют" процесс рассмотрения заявления в обмен на заключение какого-либо другого договора или приобретения иного продукта их компании. Тот факт, что частью 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей прямо запрещено обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) приобретением других, их не смущает.

Для решения данной проблемы требуется уточнение порядка оформления и заключения договора ОСАГО в Правилах страхования или Законе об ОСАГО, однако, на сегодняшний день данную проблему, пытаются исправить иными документами.

Одним из таких документов является Информационное письмо Центрального Банка РФ от 20 января 2020г. № ИН-06-59/1 Об отдельных вопросах, связанных с заключением договора обязательного страхования.[4]

В данном документе, ЦБ РФ, являясь регулятором на рынке ОСАГО, излагает свою позицию по срокам заключения договора страховщиком, который в случае личного представления владельцем транспортного средства заявления о заключении договора ОСАГО должен оформить полис ОСАГО в день обращения.

Данные разъяснения смогут улучшить ситуацию с заключением договоров, однако, только для тех страхователей, которые о нём знают и смогут отстоять свои права в споре с сотрудниками страховой организации. При этом те, страхователи, которые отправляют свои заявления почтой, ввиду невозможности личного присутствия в офисе страховой компании будут вынуждены по-прежнему ожидать срок до 30 дней, пока страховщик даст своё согласие на заключение договора. В связи с этим, данная проблема остаётся актуальной и требует комплексного подхода к её решению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон Российской Федерации от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс]. Российская газета [официальный сайт]. URL: https://rg.ru/2002/05/07/osago-dok.html (дата обращения 06.12.2021)

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [Электронный ресурс]. Вестник Банка России [официальный сайт]. URL: https://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/86262/-1/1571 (дата обращения 06.12.2021)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Российская газета [официальный сайт]. URL: https://rg.ru/2008/03/24/gk1-dok.html (дата обращения 06.12.2021)

Информационное письмо Центрального Банка РФ от 20 января 2020г. № ИН-06-59/1 Об отдельных вопросах, связанных с заключением договора обязательного страхования [Электронный ресурс]. Центральный Банк Российской Федерации [официальный сайт]. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200120_in-06-59_1.pdf. (дата обращения 06.12.2021)

 

Tikovenko D.V.

master's student

University at the Interparliamentary Assembly of EurAsEC

(Russia, St. Petersburg)

 

Kostyuk N.N.

Candidate of Law, Associate Professor of the

Department of Civil Law and Procedure

University at the Interparliamentary Assembly of EurAsEC

(Russia, St. Petersburg)

 

ACTUAL PROBLEMS AT THE CONCLUSION

OF THE CONTRACT OF COMPULSORY INSURANCE

OF CIVIL LIABILITY OF VEHICLE OWNERS

 

Abstract: this article discusses the specifics of concluding a contract of compulsory insurance of civil liability of vehicle owners, analyzes the normative legal acts regulating these legal relations at the moment, identifies current problems and shortcomings of regulatory regulation of this sphere of legal relations.

 

Keywords: conclusion of the contract, insurance contract, policyholder, insurer.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тиковенко Д.В., Костюк Н.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ОСАГО) // Вестник науки №12 (45) том 2. С. 115 - 119. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5005 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5005



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.