'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  158 просмотров

Темралиева А.Н.

  


ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА *

  


Аннотация:
автором изучена правовая природа исламского фундаментализма. Исследованы основные особенности данного явления с точки зрения политологии, обозначены проблемы и характерные, базовые идеи. Подробно анализируются особенности исламского фундаментализма как типа мировоззрения   

Ключевые слова:
фундаментализм, исламский фундаментализм, политология, ислам, консерватизм   


УДК 321

Темралиева А.Н.
студентка
Саратовская государственная юридическая академия
(г. Саратов, Россия)

 

ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

 

Аннотация: автором изучена правовая природа исламского фундаментализма. Исследованы основные особенности данного явления с точки зрения политологии, обозначены проблемы и характерные, базовые идеи. Подробно анализируются особенности исламского фундаментализма как типа мировоззрения.

 

Ключевые слова: фундаментализм, исламский фундаментализм, политология, ислам, консерватизм.

 

По своей природе фундаментализм является весьма новым понятием для мировой политической науки. При изучении характерных его черт, справедливо отмечается связь со склонностью к консерватизму, нетерпимостью к чему-либо новому, идеализацией прошлого, а также обращению к текстам священных писаний, которые оцениваются как неопровержимая истина. Что касается исламского фундаментализма, то следует отметить отрицание точек зрения других религий, мировоззрений и позиций, находящихся в конфронтации с его идеями [1, с.360].

Те, кто придерживается исламского фундаментализма представляют себя как верные приверженцы ислама, как религии, а также представляющие себя борцами за мировую социальную справедливость. Однако, одним из способов достижения вышеуказанных целей исламский фундаментализм достигает путем применения насилия. В силу того, что исламский фундаментализм напрямую обращается к истокам прошлого, он напрямую поддерживает построение современной системы управления на базе старых идей, с уклоном в теократию. Примером таковому может стать ранее существовавший Арабский халифат.

Организационно, исламский фундаментализм представляет собой четко выстроенную, иерархичную структуру с строгой дисциплиной [2]. Без соблюдения таковой, согласно идеям приверженцев, достигнуть единообразия и продуктивной работы не получится. Требования исламского фундаментализма можно охарактеризовать как строгий императив, не имеющий альтернативы. От приверженцев требуется строгое соблюдение писаных и неписаных правил, причем свое распространение они получают как индивидуально, так и на целые социальные группы.

Харизматический авторитаризм выступает основой исламского фундаментализма, в силу возвращения к религиозному прошлому, как теоретической основы формирования политических программ и принципов управления обществом [2]. При этом следует отметить, что научно-технические достижения приверженцами не отрицаются, а напротив широко используются, кроме этого социальные изменения и взаимодействия порой так же не отрицаются. При противоречии высказываемых приверженцами весьма консервативных лозунгов, такая альтернатива, с использованием достижений цивилизации видится недопустимой, однако имеет место быть.  В силу этого исламские фундаменталисты все же отклоняются от основ вероучения, порой стараясь оправдать свои действия, в целях «исламизации» тех достижений, которые ими используются.

Один из исследователей исламских движений Дж. Барра отмечает, что подобная двойственность, бескомпромиссная конфликтность делает исламский фундаментализм идеологией неприятия, идейного и социального отторжения. Приверженцы исламского фундаментализма зачастую сталкиваются с проблемами при взаимодействии с обществом в силу того, что испытывают чувство тревоги, угрожающей им и их верованиям. Зачастую свои идеи они используют как «оружие», чтобы ограничить доступ к ним для так называемых «неверных» [2]. При получении власти какого-либо уровня исламские фундаменталисты пользуются ей не в самых разумных целях, зачастую для того, чтобы нагнетать ситуацию вокруг своей убежденности в том, что против них кто-то настроен.

Священный текст для исламских фундаменталистов считается истиной в последней инстанции. По их мнению данные писания ориентированы для любого времени и места, не имеют содержательных ошибок и полностью самодостаточны. Однако, в силу того, что большинство священных текстов их поведение не оправдывает, зачастую они ссылаются на исторический аспект, видоизменяя и утрируя его. Для исламских фундаменталистов истинное знание равно действие.

Для фундаментализма крайне свойственен идеализм. Мировоззрение объявляется идеалом совершенства, который должен быть понят и усвоен, а также ежедневно воплощен в реальную жизнь. Кроме этого, как было указано выше, задача фундаменталистов заключается в том, чтобы «извлечь истину» из прошлого.

Следует отметить, что не все фундаменталистские движения объединяет в себе стремление к абсолютной власти над своими членами. Анализ общих принципов, методов их деятельности и способов, используемых ими для достижения целей, показывает наличие общих черт, связанных с распространением их идейно-политического влияния в  обществе. Под общими принципами здесь понимается комплекс убеждений, представлений и аксиом, используемых для завоевания доверия населения и  мобилизации его в свои ряды. Имеется в виду стремление поставить под контроль все частные и общественные отношения отдельной личности внутри социальной и политической структуры.

Резюмируя, следует отметить, что ислам в настоящее время активно используется как в политике в целом, так и идейно-политической борьбе. Избранность и прогрессивность к другим видам мировоззрения и религиям является его основой. Исламский фундаментализм предусматривает единобожие и иерархичную систему подчинения его участников. Учитывая специфику Восточного общества, можно сказать, что «исламский фундаментализм» является политической идеологией, которая вступила в новый этап своего развития, выступая альтернативой мировой тенденции – глобализации [3].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Почта Ю. М., Мальковская И. А. Фундаментализм — угроза или спасение? // Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. М.: РОССПЭН, 2009. С. 360—376.

Бирюков Денис Андреевич Идеология и практика исламского фундаментализма // ЭСГИ. 2016. №1 (9). – [Электронный ресурс] –  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-i-praktika-islamskogo-fundamentalizma (дата обращения: 05.12.2021).

Исламский фундаментализм, как политическа идеология – [Электронный ресурс] – URL: https://cont.ws/@mssadygzade/253419 (дата обращения 05.12.2021).

 

Temralieva A.N.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

IDEOLOGY OF ISLAMIC FUNDAMENTALISM

 

Abstract: author studied the legal nature of Islamic fundamentalism. The main features of this phenomenon from the perspective of political science, marked problems and characteristics, the basic idea. The features of Islamic fundamentalism as a type of worldview are analyzed in detail.

 

Keywords: fundamentalism, Islamic fundamentalism, political science, Islam, conservatism.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Темралиева А.Н. ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА // Вестник науки №12 (45) том 2. С. 133 - 136. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5008 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5008



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.