'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  124 просмотров

Коновалов П.И.

  


ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ АПОСТОЛА ПАВЛА ПО ДАННЫМ НОВОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТОВ *

  


Аннотация:
статья рассматривает несколько аспектов значения миссии апостола Павла для распространения христианства на основании данных книг Нового завета. Автор выделяет новаторскую обращенность к нееврейскому населению Римской империи, продуманную стратегию миссии и идейное обоснование нового учения   

Ключевые слова:
апостол Павел, распространение христианства, Римская империя   


УДК 94

Коновалов П.И.

студент историко-филологического факультета

Благовещенский государственный педагогический университет

(Россия, г. Благовещенск)

 

ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ АПОСТОЛА ПАВЛА

ПО ДАННЫМ НОВОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТОВ

 

Аннотация: статья рассматривает несколько аспектов значения миссии апостола Павла для распространения христианства на основании данных книг Нового завета. Автор выделяет новаторскую обращенность к нееврейскому населению Римской империи, продуманную стратегию миссии и идейное обоснование нового учения.

 

Ключевые слова: апостол Павел, распространение христианства, Римская империя.

 

Важно понимать, что христианство распространялось в первую очередь стихийно, простыми верующими, которые, где бы ни оказались, делились «вестью о спасении» с окружающими людьми. На момент написания послания к Римлянам апостол Павел еще ни разу не был в Риме, однако там уже была церковь. Естественность передачи учения в обыденных отношениях между простыми людьми, не ограниченная необходимостью специального богословского образования или церковного статуса, и обеспечила столь быстрое распространение христианства на раннем этапе [3, с. 34]. Однако деятельность Павла была на совершенно ином уровне. Она была организованной, спланированной, обеспечивалась целой командой миссионеров. Павел имел превосходное образование, римское гражданство, был харизматичным лидером [4]. И его влияние охватило ключевые области Римской империи.

Итак, в чем значение миссии Павла? В качестве выделенного нами первого аспекта отметим обращенность к нееврейскому населению Римской империи. Деяния святых апостолов (основной новозаветный источник о миссии апостола Павла) имеют интересную композицию. Книга начинается с повеления Иисуса проповедовать Его учение «в Иерусалиме, по всей Иудее, в Самарии и до края земли» (Деян.1:8, здесь и далее цитируется по: Новый русский перевод. Biblica, Inc. 2006 [1]). Далее основной фигурой в повествовании является апостол Петр. Он вместе с другими апостолами охватывает учением о воскресении Иерусалим. Когда начинаются гонения, верующие рассеиваются по Иудее, достигают Самарии, а затем и Антиохии Сирийской. До этого момента проповедь христиан обращена только к иудеям. Но вот церковь осознает необходимость достигать и язычников, и на первый план выдвигается апостол Павел. И это не случайно.

Нельзя сказать, что Павел отказался от еврейской аудитории. Он подчеркивает, что «Евангелие» – прежде всего для иудеев (Рим. 1:16). Следуя этому принципу, он в каждом городе сначала направлялся в синагогу. Его проповедь носит скорее универсальный характер, ориентированная на «все народы» (Рим. 1:5, 16:26). Однако при этом Павел отмечает собственную роль, как «апостола язычников»: «Я – самый незначительный из всех святых, и мне была дана эта благодать: возвещать язычникам Радостную Весть о неизмеримом богатстве Христа» (Еф. 3:8). Принципом Павла является «не строить на чужом фундаменте» (Рим. 15:20; поэтому он не торопится в Рим, где уже была церковь), и он флагманом дальнейшего христианского движения из Сирии отправляется в Малую Азию, Македонию, Грецию, считая себя «должником и перед греками и варварами» (Рим. 1:14).

Следует отметить, что, согласно Деяниям, в городах, посещенных Павлом, изначально не было христианских общин. Однако уже во время второго путешествия, находясь в Афинах, он пишет свое послание к Фессалоникийцам [2, с. 344], чей город посетил немного ранее, где отмечает, что «слово Господа, таким образом, распространилось от вас не только в Македонии и Ахаии, но и повсюду разошлась весть о вашей вере в Бога, и нам уже ничего и не нужно говорить» (1 Фес. 1:8).

Пребывая в Риме в ожидании «суда кесаря», Павел вел дискуссии с иудеями. Лука приводит интересные слова Павла, обращенные к ним: «Итак, знайте, что спасение Божье послано язычникам: они и услышат эту весть!» (Деян. 28:28). Павел предвосхитил дальнейшее развитие христианства. Если изначально оно сформировалось и позиционировалось как одно из ответвлений иудаизма, «иудейская секта», распространялось главным образом евреями среди евреев, то в дальнейшем ведущие позиции перешли к язычникам. Иерусалимская церковь перестала существовать с разрушением Иерусалима в 70 г., а центр христианства переместился в Рим [3, с. 31].

Христианские деятели скоро подхватили эту тенденцию (апостол Петр, по преданию, последние годы жизни провел в Риме), однако Павел первым охватил регионы Малой Азии, Греции, Македонии, Италии, острова Эгейского моря, Кипр и Крит масштабной целенаправленной проповедью «Евангелия» и организацией христианских общин.

Вторым аспектом следует выделить стратегический характер деятельности апостола Павла. Он проповедует христианское учение не во всех населенных пунктах, а в ключевых точках влияния – административных, культурных, торговых центрах регионов.

Как община в уже упомянутых Фессалониках стала известна во всей Македонии и даже за ее пределами, так происходило и по всей территории Римской империи, так как вся она была охвачена сетью тесных экономических взаимоотношений между регионами. Безопасные дороги по всей империи, греческий как универсальный международный язык общения способствовали географической мобильности населения [3, с. 25]. Товарно-денежные отношения выстраивали общественную жизнь вокруг городов, особенно на пересечении торговых путей. И целью Павла являлись именно крупные города.

К примеру, особенное внимание Павел уделил Коринфу – важнейшему торговому центру Греции. В отличие от тех же Фессалоник, где он провел около трех недель (Деян. 17:2), в Коринфе он проводит полтора года (Деян. 18:11). В Эфесе – центре крупной римской провинции Азия – он проводит чуть более двух лет (Деян. 19:10). Не менее двух лет он проводит в Риме (Деян. 28:30).

В послании к Римлянам Павел говорит о своих планах о путешествии в Испанию (Рим. 15:24). Хотя, безусловно, большою роль играли обстоятельства, деятельность Павла определенно носила продуманный характер. Его влияние было стратегическим, из центров на территорию всего региона. Это весьма способствовало быстрому и масштабному распространению христианства.

В качестве третьего аспекта значения выделим апологию движения. Христианство распространялось бывшими рыбаками среди также не выдающегося населения. С самого начала оно было учением отверженных, рабов, простого люда. Однако не таковой была деятельность апостола Павла. Он был образован и с достоинством защищал истинность и значимость нового движения в высоких кругах.

Павел часто выступал в синагогах и многих убеждал своими проповедями, был способен вести дискуссии с религиозными лидерами иудеев, как например, в уже упомянутом тексте о его пребывании в Риме.

В Деяниях упоминаются его беседы в Афинах со стоиками и эпикурейцами. Его учение привлекло внимание, и он даже был приглашен в Ареопаг, где его выслушали до утверждения тезиса о воскресении мертвых. Однако это привлекло в число последователей и членов Ареопага (Деян. 17:16-34). В Эфесе Павел учил в школе некоего Тиранна (Деян. 19:9).

Отдельно следует упомянуть защитную речь Павла перед римским наместником Иудеи Порцием Фестом и царем Иродом Агриппой II, частью которой является уже упомянутое выше свидетельство Павла о своем обращении. Агриппа сам изъявил желание его послушать. Павел представлял христианское учение перед политической верхушкой того общества и был выслушан (Деян. 26). Чуть позднее, уже в Риме, Павел написал послание к Филиппийцам [2, с. 395-396], в котором упоминает о верующих, служащих при дворе императора (Флп. 4:22). Если он действительно был отпущен после первого заключения в Риме [2, с. 404], то это говорит о том, что он выступал перед самим императором, чьего суда ожидал.

Таким образом, в своей миссии Павел выступал также апологетом христианского движения. Он не просто занимался распространением учения – проповедуя отличную от привычных грекам религиозную концепцию, он также обосновывал ее актуальность и ценность, способствуя влиянию христианства в самых разных социальных слоях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Святая Библия. Новый перевод на русский язык. Библика. 2006. 1193 с.

Ганди Р. Обзор Нового Завета / пер. с англ. В.Н. Гаврилова. СПб., Библия для всех. 2006. 493 с.

Гонсалес Х.Л. История христианства. Том 1. От основания Церкви до эпохи Реформации / пер. с англ. Б.А. Скороходова. СПб., Библия для всех. 2012. 400 с.

Павел, апостол // Большой библейский словарь. У. Элуэлл, Ф. Камфорт. СПб., Библия для всех. 2012. С. 930-937.

 

Konovalov P.I.

student of the Faculty of History and Philology

Blagoveshchensk State Pedagogical University

(Russia, Blagoveshchensk)

 

THE IMPORTANCE OF THE MISSION OF THE APOSTLE PAUL

ACCORDING TO THE NEW TESTAMENT TEXTS

 

Abstract: the article examines several aspects of the significance of the mission of the Apostle Paul for the spread of Christianity based on the data of the books of the New Testament. The author highlights the innovative appeal to the non-Jewish population of the Roman Empire, a well-thought-out mission strategy and the ideological justification of the new teaching.

 

Keywords: Apostle Paul, spread of Christianity, Roman Empire.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коновалов П.И. ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ АПОСТОЛА ПАВЛА ПО ДАННЫМ НОВОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТОВ // Вестник науки №12 (45) том 2. С. 137 - 142. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5009 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5009



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.