'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 2
  4. Научная статья № 24

Просмотры  153 просмотров

Коновалов П.И.

  


«СКАЗАНИЕ О КРЕСТЬЯНСКОМ СЫНЕ»: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ *

  


Аннотация:
в рамках данной статьи автор сделал попытку провести источниковедческий анализ литературного памятника XVII века, относящегося к жанру народной сатиры. Сделан акцент на социально-экономическом фоне произведения, отображенных в нем проблем имущественного расслоения, снижении авторитета духовенства, высоком уровне преступности в означенный период времени   

Ключевые слова:
сатира, XVI век, крестьянство, духовенство   


УДК 93

Коновалов П.И.

студент историко-филологического факультета

Благовещенский государственный педагогический университет

(Россия, г. Благовещенск)

 

«СКАЗАНИЕ О КРЕСТЬЯНСКОМ СЫНЕ»:

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Аннотация: в рамках данной статьи автор сделал попытку провести источниковедческий анализ литературного памятника XVII века, относящегося к жанру народной сатиры. Сделан акцент на социально-экономическом фоне произведения, отображенных в нем проблем имущественного расслоения, снижении авторитета духовенства, высоком уровне преступности в означенный период времени.

 

Ключевые слова: сатира, XVI век, крестьянство, духовенство.

 

В настоящее время известно семь списков «Сказания о крестьянском сыне», или «Повести о напрасном тате», однако оригинал произведения до нас не дошел. Наиболее ранним и полным считается Киево-Житомирский список из сборника 1720–1730-х гг., хранящегося в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского, который был обнаружен в 1931 г. П.Н. Поповым в Житомирском музее. Раннее происхождение имеет и список в составе рукописи 1728 г. из собрания В.Ф. Груздева, входящего в фонды Российской национальной библиотеки, а также список из рукописного сборника второй четверти XVIII в. в составе собрания Н.С. Тихонравова Российской государственной библиотеки. Остальные списки относятся к концу XVIII столетия: из сборника А.А. Автономова в Библиотеке академии наук, из собрания И.Е. Забелина в Государственном историческом музее, из собрания Музея истории религии и из собрания В.Н. Перетца в Институте русской литературе (Пушкинском доме) Российской академии наук. В коллекции рукописных сборников памятник оказался включен, начиная со второй половины XIX в., в период составления знаменитых собраний историков Н.С. Тихонравова и И.Е. Забелина. Каждый список по-своему передает содержание «Сказания…», включая в него разное количество эпизодов. Свобода в изложении текста, вариативность напоминают фольклорные произведения, однако, по мнению исследователей, списки восходят к одному первоисточнику [2].

 «Сказание…», предположительно, было создано во второй половине XVII в., в эпоху народных выступлений и сопровождающей их народной сатиры, представляющей собой уже не единичные произведения, но целое литературное направление [3, с. 161-162]. Более конкретное уточнение времени и места написания не представляется возможным.

Форма и содержание «Сказания…» указывают на происхождение памятника в низших слоях общества — в среде грамотного крестьянства, торгово-ремесленного населения посадов или низшего духовенства. В пользу авторства последней группы говорит использование в тексте цитат из Священного Писания и церковных канонов [3, с. 179]. Возможно, «Сказание…» было создано скоморохами — профессиональными носителями искусства сатиры [3, с. 150]. Имя автора могло быть утаено намеренно в силу преследований подобного творчества со стороны правительства и духовенства.

Текст «Сказания…» впервые был опубликован в 1903 г. в Санкт-Петербурге В.И. Срезневским по списку сборника А.А. Автономова. В Тифлисе в 1914 г. А.В. Марковым был издан список из сборника собрания Н.С. Тихонравова, а В.И. Малышев в 1948 г. издал в Ленинграде список по рукописи из собрания В.Ф. Груздева. Среди других публикаций следует упомянуть издание П.Н. Поповым списка из Киево-Житомирского сборника в 1958 г. в «Трудах Отдела древнерусской литературы» [2], переиздание «Сказания…» В.П. Адриановой-Перетц в 1954 г. в её труде «Русская демократическая сатира XVII века» по двум спискам, уже опубликованным раннее В.И. Срезневским и А.В. Марковым [3, с. 110-113], а также издание, выполненное Д.С. Лихачевым в 1989 г. в Москве в работе «Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая» [1].

«Сказание…» отражает определенные процессы и явления, характерные для XVII в., а именно: имущественное расслоение крестьянства, которое с одной стороны приводило к появлению в селе «богатых мужиков», а с другой — к обнищанию и росту уровня преступности, а также снижение авторитета духовенства, которое лишь стремилось к большим доходам, пренебрегая самой сущностью религии. «Сказание…» было создано на злобу дня. При этом оно высмеивало действительность, характерную, в первую очередь, для крестьянской среды этого периода времени [3, с. 277].

Сюжет произведения достаточно простой. Некий крестьянский сын, отданный учиться грамоте, предпочитает знаниям разбой, находит себе подельников и отправляется воровать у «богатых мужиков». Особо не скрываясь, они проникают в крестьянскую клеть и выносят из нее все имущество наивных хозяев. Однако остроту и яркость «Сказанию…» придает пародийное использование церковных изречений, которыми сопровождает каждый свой шаг юноша, все же усвоивший их в ходе обучения. При этом он сразу выводит их на бытовой план. На клеть он взбирается подобно Иисусу, поднимающемуся с учениками на гору Елеонскую, а пиво и хлеб вкушает, называя их, как бы как во время причастия, «чашей спасения» и «телом Христовым». Хозяин дома, слыша эти слова, принимает вора за ангела. И здесь гротескно изображена глупость крестьянина — ведь даже его жена понимает, что их обкрадывают. Хотя он на время и поверил жене и ударил вора «березовым ослопом», сразу же раскаялся в грехе против «ангела» и Христа.

Хотя сюжет «Сказания…» и вымышленный, затронутые проблемы и использованные образы передают вполне реальную обстановку в российском обществе XVII в. Имущественное расслоение крестьян представлено действующими лицами повествования. На снижение авторитета духовенства указывает пародийное использование церковных текстов. Особенно ярко отражен высокий уровень преступности: главный герой легко находит себе подельников, дубинку хозяин хранит не далее, чем под кроватью, наглость воров доходит до такой степени, что они стучат в ворота и разбирают крышу. Кроме того, в итоге они остаются безнаказанными [1].

Однако историко-информационный потенциал «Сказания…» как исторического источника на этом исчерпывается. Кроме приведенных сведений, можно лишь указать на значение существования в целом подобного рода произведений. Простой народ сталкивался с определенными проблемами, накапливающимися противоречиями в обществе, и не собирался мириться с этим, но выражал свое недовольство, в том числе посредством сатиры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Лихачёв Д.С. Сказание о крестьянском сыне. Памятники литературы древней Руси. 17 век. Книга вторая. [Электрон. доступ]. Открытый текст. Электронное периодическое издание. URL: http://opentextnn.ru/history/archeography/publication/medievalman/medievalliterature17/o-krestjanskom-syne/ (дата обращения 11.12.2021).

Попов П.Н. Повесть о "крестьянском сыне" - "напрасном тате" по Киевскому списку XVIII столетия. [Электрон. доступ]. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН [официальный сайт]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7931# (дата обращения 11.12.2021).

Русская демократическая сатира XVII в. / подготовка текстов, статья и комментарии В.П. Адриановой-Перетц. М., Л., АН СССР. 1954. 293 с.

 

Konovalov P.I.

student of the Faculty of History and Philology

Blagoveshchensk State Pedagogical University

(Russia, Blagoveshchensk)

 

"THE TALE OF THE PEASANT'S SON":

SOURCE STUDY ASPECT

 

Abstract: in this article, the author made an attempt to conduct a source study analysis of a literary monument of the 17th century related to the genre of folk satire. The emphasis is made on the socio-economic background of the work, the problems of property stratification reflected in it, the decline in the authority of the clergy, the high level of crime in the indicated period of time.

 

Keywords: satire, XVI century, peasantry, clergy.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коновалов П.И. «СКАЗАНИЕ О КРЕСТЬЯНСКОМ СЫНЕ»: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник науки №12 (45) том 2. С. 143 - 147. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5010 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5010



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.