'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  199 просмотров

Ралько А.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ *

  


Аннотация:
данной статье рассматривается формирование готовности к разрешению конфликтов среди военнослужащими. Затрагиваются факторы формирования готовности к разрешению конфликтов, их причины, способы их предубеждения и стратегии урегулирования. Так же рассматривается пример конфликта и способ его устранения   

Ключевые слова:
конфликт, военная среда, военнослужащие, командиры, предубеждение, решение, устранение   


 

 УДК 331.1

 

Ралько А.А.

аспирант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

 

Аннотация: данной статье рассматривается формирование готовности к разрешению конфликтов среди военнослужащими. Затрагиваются факторы формирования готовности к разрешению конфликтов, их причины, способы их предубеждения и стратегии урегулирования. Так же рассматривается пример конфликта и способ его устранения.

 

Ключевые слова: конфликт, военная среда, военнослужащие, командиры, предубеждение, решение, устранение.

 

Одной из составляющих детерминантных факторов формирования готовности к разрешению конфликтов среди военнослужащих является желание и стремление руководящего состава вникнуть в нужды подчиненных и сообразно их потребностей (их иерархии) выстроить систему субординационных взаимоотношений.

Это предопределяется тем, что большинство военнослужащих в особенности проходящих военную службу по призыву демотивированы выполнением повседневных задач никоим образом их не развивающих, заключающихся в простой безынициативной, а также примитивной деятельности, узконаправленной по характеру и степени своей общественной и личностной полезности. Ввиду этого, гиперболизируется повышенная раздражительность молодых людей – военнослужащих, невоспринимающих всерьез значимость военной службы. Большинство воинских коллективов ввиду безразличия офицерского и сержантского составов не являются сплочённым единым коллективным механизмом, этими лицами не ставится во главу угла создание положительно социально – психологической обстановки и поддержание ее на должном уровне.

Банальные реакции на раздражители военной службы – это создавшиеся в результате дезорганизованной постановке задач на военной службе отрицательное отношение военнослужащих к различным сферам жизнедеятельности в армии.

Одним из наиболее верных и объективно разумных путей решения подобных конфликтов, проблемных ситуации в целях предупреждения конфликтов на военной службе является выявление у подчинённых их потребностей в самореализации и саморазвитии, что, как указывают отдельные авторы, приводит к минимизации конфликтов и ликвидации до половины нарушений воинской дисциплины. Однако, в условиях реальной действительности, начальствующий состав подразделения Вооруженных Сил не проявляет должного желания и стремления к формированию готовности разрешения конфликта.

Одно из наиболее часто встречающихся комплексов причин являются бытовые конфликты, поскольку в условиях современной военной службы и веду слабого материального обеспечения военнослужащие исходя из классификации потребностей, предложенной А.Маслоу, нуждаются прежде всего в удовлетворении самых неизменных потребностей, то есть в удовлетворении физиологических и экзистенциальных нужд.

Этот фактор предопределяет то, что и большинство конфликтов возникающих между военнослужащими носят бытовой характер. Это обуславливается необеспечением тех или иных видов довольствия либо же их не справедливого распределения между военнослужащими, что непременно ведет к бытовым хищениям или практики неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Полная, равная и справедливая распределение всех видов материальных благ между военнослужащими является одним из эффективнейших инструментов подавления и минимизации конфликтов в военной среде.

Однако даже в условиях современного финансирования Вооруженных Сил подобных метод решения вопросов не находит должного отражения в практике предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих на бытовой почве.

Среди проблем удовлетворения духовных потребностей военнослужащих является необъективная оценка успехов их деятельности, а также занижение их роли и значимости в обществе.

Еще одним немаловажным фактором способствующим возникновению конфликтов в военной среде является низкая культура общения между военнослужащими, заключающиеся в невыполнении и несоблюдении как общекультурных, так и профессионально – должностных ценностей вежливого и этичного общения. Особенно это сказывается и демонстрируется на общении между военнослужащими начальствующего состава (командиры и начальники) и подчиненных, где прямо указывается на пренебрежительное отношение старших по воинской должности и воинскому званию к их «младшим» товарищам.

Командиры должны уметь не только предупреждать конфликты до их начала, а также уметь нивелировать и купировать причины конфликтов, уметь решать их на разнообразных стадиях, в том числе самом разгаре конфликта для сохранения социально-психологической положительной сферы воинского коллектива. Как показывает дисциплинарная практика в Вооруженных Силах те, кто начинают конфликт, а точнее – их действия являются первой причиной данных негативных факторов.

Проводя анализ и разбирательство при конфликте военнослужащих, командир должен, с целью урегулирования конфликта применить такие методы как: компромисс, сотрудничество, правило уступок одних другим.

Например, в конфликте типа «новатор-консерватор» руководитель должен однозначно поддержать «новатора» в тех позициях, в которых он прав. Исследования показывают, что победа «консерваторов» в таком конфликте оказывает заметное негативное влияние и на деятельность, и на социально-психологический климат воинского коллектива.

Победа же «новатора» влияет на обоих оппонентов и коллектив, в конечном счете, благотворно, хотя у самих конфликтующих могут иметь место довольно сильные негативные эмоции.

Эта же стратегия регулирования оправдана и для других видов конфликтов. Во всех, конфликтах необходимо попытаться выявить правого оппонента и поддержать его. Победа правого в конфликте способствует прогрессивному развитию коллектива и позитивному разрешению того противоречия, которое лежит в основе конфликта. Если же, как это иногда бывает у молодых руководителей, просто пытаться примирить конфликтующих, не определив правых и неправых, то такое разрешение конфликтов не даст хороших результатов.

Есть немало конфликтов, в которых оба оппонента неправы. В них оправдана стратегия сглаживания противоречия, взаимных уступок, примирения.

Если конфликт длится очень долго или приобретает острые формы, то одним из радикальных средств его прекращения является перевод одного из конфликтующих в другой воинский коллектив. Не следует пренебрегать этим способом в острых конфликтах, так как негативные последствия их продолжения могут оказаться весьма значительными.

Случаи убийств оппонента редки, но они есть. Поэтому офицеру необходимо уметь прогнозировать возможные наиболее неблагоприятные варианты развития конфликта и предотвращать их.

Возникновение и развитие конфликта во многом определяются его социально-психологическим содержанием. В конфликтологии и психологии описываются конкретные психологические способы предупреждения столкновения людей, связанные с соблюдением основных закономерностей социального взаимодействия. Нарушение этих общих закономерностей приводит к возникновению противоречий между людьми, которые нередко разрешаются путем конфликта.

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Рассмотрим пять основных видов балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам. К ним относятся балансы ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки.

Первым из основных социально-психологических способов предупреждения конфликтов является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из военнослужащих может играть по отношению к другому по своему психологическому статусу роль старшего, равного или младшего.

Эти роли напрямую не связаны с должностью, формальным статусом людей. Если военнослужащий принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому важно в каждой ситуации социального взаимодействия понять, какую роль играет сам военнослужащий, и какой роли он ожидает. Если ожидаемое партнером распределение ролей его устраивает, то он принимает ту роль, которую от него ждут. Если не устраивает, то ожидание партнера необходимо бесконфликтно скорректировать.

Важно помнить, что психологически наиболее желаемой ролью для человека нередко является роль старшего. Именно она потенциально наиболее конфликтна, поскольку чаще всего не устраивает партнера. Он не хочет играть роль младшего, особенно в ситуациях, не связанных с подчинением по службе. Поэтому при взаимодействии с сослуживцами военнослужащий должен обычно избегать значительного психологического доминирования над партнерами, даже если он является их начальником. Наиболее благоприятным, с точки зрения предупреждения ролевого конфликта и ощущения комфорта обоими партнерами, является взаимодействие на равных.

Предупреждению конфликтов способствует также поддержание в процессе взаимодействия военнослужащих баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку, и подчиненному в том числе, внутренне присуще стремление к свободе и независимости, которые не должны осуществляться за счет свободы других. Поэтому если военнослужащий считает свою зависимость от окружающих большей, чем он может допустить, это может служить причиной его конфликтного поведения как средства уменьшения зависимости. В процессе общения каждый должен чувствовать, какая зависимость партнера от него не является дискомфортной, поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что формирование готовности к разрешению конфликтов в военной среде между военнослужащими как для командиров, так и для подчиненного состава, представляет в современных условиях российской армии определенную неразрешённую проблему, решение которой не ставится во главу угла. Этот факт объясняется тем, что, как мы уже говорили, одной из составляющих детерминантных факторов формирования готовности к разрешению конфликтов среди военнослужащих является желание и стремление руководящего состава вникнуть в нужды подчиненных и сообразно их потребностей (их иерархии) выстроить систему субординационных взаимоотношений, что предопределяется тем, что большинство военнослужащих в особенности проходящих военную службу по призыву демотивированы выполнением повседневных задач никоим образом их не развивающих, заключающихся в простой безынициативной, а также примитивной деятельности, узконаправленной по характеру и степени своей общественной и личностной полезности. Ввиду этого, гиперболизируется повышенная раздражительность молодых людей – военнослужащих, невоспринимающих всерьез значимость военной службы. Большинство воинских коллективов ввиду безразличия офицерского и сержантского составов не являются сплочённым единым коллективным механизмом, этими лицами не ставится во главу угла создание положительно социально – психологической обстановки и поддержание ее на должном уровне.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Анашкин О., Лебедев О. Конфликты в воинских коллективах Ориентир. -2008. - №5.

Шипилов А. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими. Ориентир. 2010г

Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология: учебник для вузов, 2009г.

 

Ralko A.A.

postgraduate student

South Ural State University of Humanities and Pedagogy

(Chelyabinsk, Russia)

 

FORMATION OF READINESS

TOWARDS CONFLICT RESOLUTION

 

Abstract: this article discusses the formation of readiness for conflict resolution among military personnel. The factors of formation of readiness for conflict resolution, their causes, ways of their prejudice and settlement strategies are touched upon. An example of a conflict and a way to eliminate it is also considered.

 

Keywords: conflict, military environment, military personnel, commanders, prejudice, solution, elimination.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ралько А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 44 - 50. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5026 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5026



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.