'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  235 просмотров

Астафьева К.Б.

  


ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ В РФ *

  


Аннотация:
миграционный прирост населения России в 2021 г. практически не изменился по сравнению с тем же периодом предыдущего года, но смог компенсировать только 14,6% потерь от естественной убыли. Численность трудовых мигрантов в России за год сократилась более чем на треть, при этом все в большей степени такая миграция обеспечивается работниками из Средней Азии   

Ключевые слова:
миграция, процесс миграции, экономика, география, трудовые мигранты, разрешения на работу, патенты, пандемия   


УДК 314.72

Астафьева К.Б.

студентка кафедры географии и картографии

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

(Россия, г. Казань)

 

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ В РФ

 

Аннотация: миграционный прирост населения России в 2021 г. практически не изменился по сравнению с тем же периодом предыдущего года, но смог компенсировать только 14,6% потерь от естественной убыли. Численность трудовых мигрантов в России за год сократилась более чем на треть, при этом все в большей степени такая миграция обеспечивается работниками из Средней Азии.

 

Ключевые слова: миграция, процесс миграции, экономика, география, трудовые мигранты, разрешения на работу, патенты, пандемия.

 

Поскольку естественная убыль населения России, в том числе под воздействием пандемии, продолжала оставаться экстремально высокой, миграция в первом полугодии 2021 г. компенсировала потери от нее только на 14,6%, т.е. показатель естественной убыли остается примерно на уровне 2020 г. Полагаем, что в текущем году компенсирующая роль миграции возрастет, но до компенсации потерь, близкой к 100%, будет еще очень далеко.

Актуальность изучения внутренних миграционных потоков в России год от года становится все более острой, особенно на фоне таких устойчивых миграционных тенденций, как сильная депопуляция многих территорий Дальнего Востока и Восточной Сибири и рост численности постоянного населения в отдельных крупных агломерациях Европейской части России.

Главными экономическими факторами межрегиональной миграции являются устойчивые межрегиональные различия рынков труда (показатели уровня безработицы и доходов), а также издержки перемещения. Согласно теории миграции, наличие безработицы в потенциальном месте прибытия мигрантов повышает неопределенность размера доходов в перспективе, откуда следует снижение вероятности миграции гражданина в данный регион. Таким образом, при прочих равных условиях миграционный приток будет больше в тех субъектах, где спрос на рабочую силу превышает ее предложение. [5]

Миграционные процессы связаны и с ключевыми показателями денежно-кредитной политики. Так, при миграционном притоке возникает рост рабочей силы, вызывающей увеличение совокупного спроса.

Рост потребления, в свою очередь, может привести как к росту выпуска (если в регионе имеется потенциал его расширения), так и к росту инфляционного давления. И наоборот — при оттоке мигрантов и сокращении рабочей силы происходит сжатие спроса, что может вызывать охлаждение деловой активности и замедление инфляции. [4]

В дальнейшем воздействие миграционной динамики на выпуск и инфляцию может развиваться за счет действия различных спиральных эффектов: например, рост цен на ключевые товары и услуги в регионе с большим притоком мигрантов приводит к росту прожиточного минимума и темпов индексаций, в результате чего ускоряется рост различных социальных трансфертов и заработных плат в бюджетном секторе в следующем периоде, усугубляя таким образом инфляционную динамику. Поэтому анализ миграционных процессов между регионами страны — важная задача в контексте исследования экономического положения субъектов Российской Федерации.

Однако, несмотря на то, что при переезде, например, в Московскую область мигранта может притягивать именно столица, долю таких граждан в общем потоке мигрирующих в область оценить весьма затруднительно, а следовательно, трудно определить и природу факторов, подлежащих рассмотрению (использовать ли агрегированные показатели по столице и области или использовать данные только по столице). [3]

Если говорить про отток населения, то и в этом случае возникает неопределенность: например, корректно ли считать, что человек, уезжая из Московской области, стремится покинуть именно столичный регион. При этом он, конечно, может переезжать и в саму столицу. Таким образом, моделирование миграционного потока в Москву и Санкт-Петербург в связи с особым статусом этих городов федерального значения, а также большим числом факторов, влияющих как на приток, так и на отток из них, и их неоднородностью, выливается в отдельную, самостоятельную задачу. [7]

По результатам изученных исследований по вопросу миграции в РФ, думается, что главным фактором притяжения мигрантов в возрасте высокой экономической активности является уровень среднемесячной заработной платы, тогда как характеристики рынка труда неоднозначно влияют на миграционный поток. [5]

Также, отметим, что при прочих равных условиях мигрант предпочтет северные и северо-восточные регионы Москве и Санкт-Петербургу, что может свидетельствовать о том, что эти города являются центрами притяжения не только данного вида миграции. Фактически моделирование миграционного потока в эти города, в связи с большим числом факторов притяжения и их неоднородностью, выливается в отдельную задачу.

Для определения, например, привлекательных для людей пенсионного возраста территорий в работах авторов рассматриваются регионы по доле прибывших старше 60 лет граждан. Пенсионеры являются не самой мобильной группой в плане миграции, поэтому побудившие их причины к тому должны быть достаточно весомыми. Например, существенное улучшение условий проживания (климат, медицинское обслуживание). Также переезжающие в пожилом возрасте вряд ли будут рассчитывать заработать в регионе прибытия, соответственно, они уже должны иметь хороший доход (в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях пенсии, как правило, значительно выше среднероссийских значений). В итоге в список регионов, привлекательных для граждан пенсионного возраста, попали: Белгородская, Владимирская, Нижегородская, Ярославская, Тульская, Тверская, Липецкая, Калининградская, Курская области и Краснодарский край. Наоборот – в регионы оттока были отобраны: Республика Коми, Архангельская, Мурманская, Тюменская области, Республика Саха, Камчатский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейский и Чукотский АО. [4]

Обоснованность выбора в качестве регионов оттока преимущественно северных регионов подтверждается данными межрегиональной миграции. Большая часть мигрантов, приезжающих на территории, привлекательные для пенсионеров, уезжают как раз из регионов Крайнего Севера или приравненных к ним территорий. Такая ситуация может объясняться тем, что из северных регионов уезжают люди, получившие право на федеральную государственную пенсию за счет северного стажа. Также немаловажным фактором миграции являются более мягкие климатические условия в регионе прибытия по сравнению с регионом выбытия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Андриенко Ю., Гуриев С. (2006). Разработка модели внутренних и внешних миграционных потоков населения для регионов Российской Федерации. ЦЭФИР. [Andrienko Y., Guriyev S. (2019).

Эконометрический анализ факторов внутренней миграции в России // Региональные исследования. № 4 (50). С. 83–98.

Вакуленко Е.С., Мкртчян Н.В. (2019). Факторы межрегиональной миграции в России на разных стадиях жизненного пути. По материалам семинара «Прикладная эконометрика» НИУ ВШЭ. [Vakulenko E.S., Mkrtchyan N.V. (2019).

Вакуленко Е.С., Мкртчян Н.В., Фурманов К.К. (2021). Моделирование регистрируемых миграционных потоков между регионами Российской Федерации // Прикладная эконометрика. № 1 (21). С. 35–55.

Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. № 3. С. 169–203.

Мкртчян Н.В. (2021). Миграция в России: западный дрейф // Информационный бюллетень «Население и общество». № 87. С. 94–104.

Мкртчян Н.В. (2020). Внутрироссийская трудовая миграция: масштабы и структурные характеристики. В сб.: «Научные труды Института народнохозяйственного прогнозирования РАН». С. 546–561.

 

Astafieva K.B

Student of the Department of Geography and Cartography

Kazan Federal University

(Russia, Kazan)

 

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL CHARACTERISTICS

OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the migration increase of Russia's population in 2021 was practically unchanged compared to the same period of the previous year, but could only compensate for 14.6% of the loss of natural decrease. The number of migrant workers in Russia has fallen by more than a third in a year, with an increasing proportion of this migration coming from Central Asia.

 

Keywords: migration, migration process, economy, geography, labor migrants, work permits, patents, pandemic.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Астафьева К.Б. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ В РФ // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 65 - 69. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5030 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5030



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.