'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  139 просмотров

Жахонгирзода Д.С., Кургинян Д.Г., Исламходжаев Б.Х., Исламходжаев З.Х.

  


ВЛИЯНИЕ МСП НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ *

  


Аннотация:
ситуация, в которой малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) РФ оказалось в условиях пандемии коронавируса и обусловленных ею ограничительных мер государства, анализируется в контексте долгосрочной динамики данного сектора и изменений государственной политики в отношении МСП. Показано, что такая динамика связана с неблагоприятными социально-экономическими изменениями под влиянием цепочки сформировавшихся институциональных ловушек и с ограниченной (из-за слабого охвата целевых групп и низкой селективности) эффективностью применявшихся мер поддержки МСП   

Ключевые слова:
малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная политика, статистика бизнеса, бизнес-демография, пандемия   


УДК 332.1   

Жахонгирзода Д.С.

Магистрант 2 курса, Институт управления, экономики и финансов

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

(Россия, г. Казань)

 

Кургинян Д.Г.

Магистрант 2 курса, Институт управления, экономики и финансов

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

(Россия, г. Казань)

 

Исламходжаев Б.Х.

Магистрант 2 курса, Институт управления, экономики и финансов

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

(Россия, г. Казань)

 

Исламходжаев З.Х.

Магистрант 2 курса, Институт управления, экономики и финансов

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

(Россия, г. Казань)

 

ВЛИЯНИЕ МСП НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ

 

Аннотация: ситуация, в которой малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) РФ оказалось в условиях пандемии коронавируса и обусловленных ею ограничительных мер государства, анализируется в контексте долгосрочной динамики данного сектора и изменений государственной политики в отношении МСП. Показано, что такая динамика связана с неблагоприятными социально-экономическими изменениями под влиянием цепочки сформировавшихся институциональных ловушек и с ограниченной (из-за слабого охвата целевых групп и низкой селективности) эффективностью применявшихся мер поддержки МСП

 

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная политика, статистика бизнеса, бизнес-демография, пандемия.

 

Во всем мире в пандемию коронавируса политика содействия развитию предпринимательства и малому и среднему бизнесу столкнулась с серьезными вызовами. В России сложность ответа на них дополняется необходимостью переосмысления в данной области всей предыдущей активности государства, которая не отличалась высокой эффективностью. [1]

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию сбалансированной рыночной конъюнктуры в результате гибкости и высокой адаптивности данного сегмента к экономическим изменениям. Сектор малого бизнеса является основой современной рыночной инфраструктуры, который обеспечивает конкурентную среду экономики. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида. [2]

Малый бизнес в странах с рыночной экономикой оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста и структуру ВВП, насыщает рынок товарами и услугами, заполняет экономические ниши, которые не под силу заполнить крупным предприятиям. Кроме того, эффективное развитие малого предпринимательства позволяет решать принципиально важные задачи, в числе которых диверсификация экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения. Занимаясь собственным делом, энергичные и предприимчивые граждане проявляют свои способности и потенциал, увеличивая долю среднего класса, обеспечивая рост социальной стабильности в обществе. [4]

Этому способствует следующие положительные эффекты на уровне макроэкономики, которые следуют от развития малого предпринимательства в стране: [3]

1) способствует увеличению уровня занятости в стране,

2) повышение экспортного потенциала,

3) государство может косвенно развивать те направления деятельности, которые не могут быть поставлены в разряд государственных приоритетов,

4) предприятия малого бизнеса могут выступать главными поставщиками сырья и комплектующих для больших предприятий,

5) наличие большого количества малых предприятий улучшает конкурентную среду в государстве, что, в конечном итоге, сказывается на качестве предлагаемых товаров и среднем уровне цен.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг. Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы.

Малый и средний бизнес (МСП) играет важную роль в экономиках развивающих и развитых стран. В Китае на сектор малого и среднего бизнеса приходится 97,9% всех компаний, 53,4% всех активов и 64,3% прибыли. В развитых странах вклад малых предприятий в ВВП составляет около 50-60% (Франция, Япония, США и Германия), в РФ - около 15%. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн. ед., в Германии – 2,3 млн. ед., в Великобритании – 3,0 млн. ед., в Италии – 5,0 млн. ед., в Японии – 5,7 млн. ед. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. ед. Доля малого предпринимательства в ЕС составляет 99,8% предприятий и 85% рабочих месть. [6]

На протяжении своего существования, малое предпринимательство в России обеспечивает поступления в бюджет России. Экономические кризисы, неустойчивости внешней и внутренней среды затрагивают экономические показатели деятельности малых предприятий, что сказывается на пополнение бюджетов территорий. Пинская М.Р. отмечает, что доля налоговых поступлений, уплачиваемых предприятиями малого бизнеса, является незначительной: в доходах местных бюджетов – менее 20%, бюджетов регионов -10%. В развитых странах налоговые доходы малого и среднего предпринимательства составляют не менее 40%. Объем налоговых поступлений складывается из поступлений на совокупный доход, особая роль принадлежит УСН. Многие экономисты и предприниматели считают, что отчисления во внебюджетные и бюджетные фонды значительно влияют на развитие малого предпринимательства. [1]

Таким образом, в статье нами были рассмотрены основные экономические показатели, характеризующие деятельность малого предпринимательства в России. Были проведены сравнения с другими странами для понимания того, что развитие предпринимательства в России идет по своему собственному пути и поэтому полное заимствование зарубежного опыта в нашей стране невозможно и в этом нет необходимости. Для масштабного и конкурентоспособного развития малого предпринимательства необходим рывок. Он необходим не только на уровне государства, но и отдельного руководителя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Борисов, С.Р. Почему малый бизнес еще не стал драйвером экономического роста России? // Бизнес, общество и власть. Июль 2020. №2. С. 51.

Васеева, А.А., Разумовская, Е.А. Налогообложение малого предпринимательства в России // Вестник молодежной науки, 2018. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-malogo-predprinimatelstva-vrossii-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения 21.11.2021)

Глазьев, С. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. - М.: Книжный мир, 2018. 768 c.

Григорян, К.Г., Кириллов, А.В. Внешнеэкономическая деятельность инновационных предпринимательских структур в современной мировой экономике // Вестн. ун-та. 2020. № 2. С. 44-48.

Единый реестр малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа - https://ofd.nalog.ru/

Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева // Молодой учёный. - 2021. - № 9. - С. 83-86.

Пинская, М.Р. Анализ и оценка вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании бюджетов территорий // Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2021. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа —https://cyberleninka.ru/article/n/analizi-otsenka-vklada-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-formirovaniebyudzhetov-territoriy (дата обращения 24.11.2021)

 

Zhakhongirzoda D.S.

Master's student, The Institute of Management, Economics and Finance

Kazan Federal University

(Russia, Kazan)

 

Kurginyan D.G

Master's student, The Institute of Management, Economics and Finance

Kazan Federal University

(Russia, Kazan)

 

Islamkhodzhaev B.Kh.

Master's student, The Institute of Management, Economics and Finance

Kazan Federal University

(Russia, Kazan)

 

Islamkhodzhaev Z.Kh.

Master's student, The Institute of Management, Economics and Finance

Kazan Federal University

(Russia, Kazan)

 

THE IMPACT OF THE SME ON THE FORMATION

OF PUBLIC AND ECONOMIC SPACES

 

Abstract: the situation in which Russian small and medium-sized entrepreneurship (hereinafter referred to as SME) has found itself in the context of the coronavirus pandemic and the resulting restrictive government measures is analysed in the context of the long-term dynamics of the sector and changes in government policy towards SMEs.

It is shown that this dynamic is linked to unfavourable socio-economic changes under the influence of the chain of institutional traps formed and to limited (due to weak target group coverage and low selectivity) effectiveness of applied SME support measures.

 

Keywords: small entrepreneurship, medium-sized entrepreneurship, public policy, statistics business, business demographics, pandemic.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жахонгирзода Д.С., Кургинян Д.Г., Исламходжаев Б.Х., Исламходжаев З.Х. ВЛИЯНИЕ МСП НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 89 - 94. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5033 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5033



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.