'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 20

Просмотры  136 просмотров

Шерапова С.Х., Малкова У.А., Никитская Е.Ф.

  


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию основных аспектов, составляющих комплексную систему экологической безопасности Тюменской области в рамках обеспечения национальной безопасности России. Авторами отмечено, что учитывая новые социально-экономические вызовы в стране, важным вопросом структуры национальной безопасности стал поиск направлений совершенствования обеспечения экологической безопасности. Отсутствие эффективной системы региональной экологической безопасности негативно сказывается на возможности реализации гарантированного законодательством права граждан РФ на безопасную окружающую природную среду. Совершенствование комплекса мероприятий по обеспечению экологической безопасности регионов и страны в целом в новых социально-экономических условиях является необходимым условием полноценного развития государства.   

Ключевые слова:
экологическая безопасность, национальная безопасность, обеспечение, Тюменская область, стратегия   


УДК 351/504

Шерапова С.Х.

студент 5 курса факультета экономики и права

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(г. Москва, Россия)

 

Малкова У.А.

студент 5 курса факультета экономики и права

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(г. Москва, Россия)

 

Никитская Е.Ф.

д. э. н., доцент,

кафедры национальной и региональной экономики

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(г. Москва, Россия)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Аннотация: статья посвящена исследованию основных аспектов, составляющих комплексную систему экологической безопасности Тюменской области в рамках обеспечения национальной безопасности России. Авторами отмечено, что учитывая новые социально-экономические вызовы в стране, важным вопросом структуры национальной безопасности стал поиск направлений совершенствования обеспечения экологической безопасности. Отсутствие эффективной системы региональной экологической безопасности негативно сказывается на возможности реализации гарантированного законодательством права граждан РФ на безопасную окружающую природную среду. Совершенствование комплекса мероприятий по обеспечению экологической безопасности регионов и страны в целом в новых социально-экономических условиях является необходимым условием полноценного развития государства.

 

Ключевые слова: экологическая безопасность, национальная безопасность, обеспечение, Тюменская область, стратегия.

 

На сегодняшнем этапе эволюционирования человечества экологический кризис приобрел всеобъемлющий характер. Веками социум черпает большими масштабами богатство окружающей природной среды. Обратный вклад в природу совсем минимальный, ведь это только лишние экономические и временные затраты. То есть, наблюдается своеобразный экологический волюнтаризм [1], когда осуществляется хозяйствование без учета экологических и этических ограничений. Поэтому, стремительное развитие экономики, науки и техники не может происходить без негативного влияния на состояние экосистем. Актуальной встает проблема рационального соотношения повседневной деятельности человечества с процессом обеспечения надлежащего состояния окружающей среды. В случае нерационального пользования природными ресурсами и пренебрежением установленными требованиями ущерб наноситься не только отдельным субъектам, а всем жителям планеты.

Вопросам экологической безопасности как национальной посвящали свои труды многие исследователи, среди которых в рамках данной статьи следует выделить таких, как: Данилов-Данилян В.И., Пискулова Н.А., Сарыглар С.А., Максимова С.Г., Молодикова И.Н., Хван М.С., Зайков К.А., Лишко Д.С., Булкина А.М., Милешко Л.П., Милашич В.А. [1-4]. Тем не менее, мало исследованной остается проблема экологической безопасности конкретного региона, в частности - Тюменской области, как составляющей национальной безопасности России. По нашему мнению, указанная проблема требует детального анализа с целью установления возможных путей совершенствования механизма подержанного регулирования этой сферы. Главная цель этой статьи - рассмотреть вопрос экологической безопасности Тюменской области, определить, какие существуют основные экологические угрозы, определить возможные перспективы дальнейшего реформирования механизма подержанного регулирования выбранной сферы.

Каждое государство на национальном уровне, учитывая специфику состояния окружающей среды, устанавливает правовой механизм обеспечения экологической безопасности. Перманентное продвижение России по пути международной интеграции требует активного участия государства в усилиях международного сообщества по предупреждению и уменьшению негативных последствий реализации экологических угроз региональной безопасности, что предполагает внедрение риск-ориентированного подхода для повышения действенности и эффективности государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного происхождения, всестороннего использования лучшего опыта развитых стран в этой сфере. В связи с этим весьма важной задачей государственной региональной политики в области защиты населения и объектов от природно-техногенных угроз является обеспечение гарантированного уровня безопасности. Это предопределяет необходимость осуществления комплексного анализа актуальных природно-техногенных угроз, их постоянного мониторинга и разработки на этой основе обоснованных мер, направленных на предупреждение и минимизацию негативных последствий в случае их реализации [3].

В целом можно отметить, что в настоящее время в России наблюдаются аномальные техногенные изменения стратегических природных ресурсов, негативно влияющие на состояние национальной безопасности. Поэтому обоснованная оценка природопользования и процессов, происходящих в природной среде на всех уровнях, является важной составляющей формирования и реализации государственной политики.

Существующая в РФ система мониторинга обеспечивает осуществление систематических и обоснованных исследований предельно допустимых параметров экосистем, характера изменений основных источников угроз экологической безопасности государства, но при этом требует постоянного усовершенствования. Кроме того, комплексная оценка состояния экологической безопасности как важной составляющей национальной безопасности на уровне отдельных регионов не осуществляется [4].

В Российской Федерации действует весьма разветвленная система обеспечения экологической безопасности как на уровне страны, так аи на уровне отдельных субъектов. Так, 20 апреля 2017 года президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Стратегия экологической безопасности России до 2025 года (далее – Стратегия). В соответствии с положениями указанного документа, органами управлениями на всех уровнях должно быть обеспечено устойчивое развитие экономики и благоприятная жизнь населения в подходящих для этого условиях окружающей среды [8].

Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2020 году был проведен ряд опросов, которые в среднем могут отразить ситуацию отношения россиян к экологическим проблемам в регионах и стране. Так, только менее четверти опрошенных (23%) сообщали, что могут отметить некоторые улучшения в состоянии экологии, при этом почти треть респондентов (31%) отметили обратное – постепенное, но перманентное ухудшение экологической ситуации в стране. Также специалисты ВЦИОМ провели опрос, отражающий, какая именно проблема в экологии, по мнению граждан России, является наиболее важной среди прочих [10]. Распределение ответов представлено на Рис. 1.

Рис. 1. Наиболее острые экологические проблемы,

по мнению граждан, опрошенных ВЦИОМ (2020 г.), %

 

В условиях последствий финансово-экономического кризиса, когда достаточно остро ощущается ограниченность ресурсов для предотвращения и противодействия угрозам в сфере экологической безопасности регионов, встает вопрос об эффективном и обоснованном распределении бюджетных средств между регионами для повышения уровня безопасности населения и объектов хозяйствования [2].

Опыт показывает, что решение этого вопроса может базироваться на результатах оценки регионов страны по комплексу показателей, учитывающих влияние реальных угроз экологической безопасности каждого региона страны. Надо также учитывать, что каждый регион является сложной социально-экономической и экологической системой, функционирование которой характеризуется неустойчивым равновесием из-за влияния большого количества факторов политического, экономического, экологического характера. Важным свойством такого состояния является быстрое возникновение и развитие кризисных экономических и экологических явлений под влиянием внешних воздействий из-за неспособности региона самостоятельно (на муниципальном уровне) противостоять их дестабилизирующему влиянию. Учитывая экспортную ориентацию экономики с преобладающим направлением на добычу и переработку больших объемов минерального сырья, что приводит к значительному загрязнению и ухудшению состояния воздуха, земельных ресурсов, водных источников, во многих регионах государства возможен переход к неустойчивому состоянию именно из-за влияния экологических факторов [4].

Учитывая тот факт, что на систему обеспечения экологической безопасности определенного субъекта оказывают влияние угрозы природного, техногенного и социального характера, для оценки регионов по уровню экологической безопасности целесообразно применять интегральный показатель. Так, исследователями Йельского университета по итогу каждого года определяется индекс качества окружающей среды (Environmental Performance Index), который отражает уровень эффективности государственной политики по сохранению экосистем. Данный интегральный показатель рассчитывается при учете 22 индикаторов, которые разделены по десяти категориям, отражающим как качество окружающей среды, так и жизнеспособность экосистем. Надо отметить, что по уровню этого показателя в 2020 г. Россия заняла 52 место среди 180 стран мира, что определенным образом свидетельствует о среднем уровне результативности государственной политики в экологической сфере [11].

Также в отношении применения интегральных показателей оценки уровня достижения экологической безопасности следует отдельно выделить комплексную систему интегрированного эколого учета (System for Integrated Environmental and Economic Accounting), которая является разработкой отдела статистики Секретариата ООН. Данная система включает учет веса экологического фактора в национальных статистиках и целостно оценивает взаимосвязь между состоянием экологии и уровнем экономики страны. По последним расчётам посредством данной системы были выявлены значительные расхождения экономических и экологически скорректированных показателей в большинстве исследуемых стран. Среднее значение экологически скорректированного чистого внутреннего продукта составляет 60-70% ВВП развитых государств [12].

Итак, возвращаясь к аспектам обеспечения экологической безопасности региона РФ, следует первично выделить территориальные характеристики Тюменской области. Данный субъект входит в состав Уральского федерального округа и граничит со Свердловской, Курганской и Омской областями, Республикой Казахстан. Область, площадью 160,1 тыс. км2 и с населением около 1430 тыс. жителей, расположен на юге Западной Сибири, насчитывает 5 городов, 22 района, 1265 сельских населенных пунктов. Основными природными ресурсами субъекта являются леса и нефтепродукты [7].

Наиболее значимыми водными ресурсами Тюменской области являются реки: Пышма, Иртыш, Тура, Тобол, Ишим, Исеть, Тавда. При этом большая доля речного стока поступает с сопредельных регионов. Для полноценного удовлетворения потребностей населения области в пресной воде в области эксплуатируется 135 поверхностных водозаборов. Критическими показателями загрязнения вод на территории субъекта являются трудно- и легкоокисляемые органические вещества, соединения железа, марганца, цинка, меди, наличие которых объясняется природными обстоятельствами, в отличии от загрязнений, которые возникают из-за наличия на территории субъекта нефтепродуктов [6].

Ежегодно под управлением Департамента недропользования и экологии Тюменской области реализуется обширный поиск подземных источников водоснабжения для снижения уровня использования жителями поверхностной воды в связи с ее повышенным загрязнением.

Относительно атмосферного воздуха следует отметить, что его качество по большей мере зависит от объема выбросов загрязняющих веществ, которые продуцируются стационарными и передвижными источниками. В соответствии с официальной статистикой области (Тюменьстат), в 2020 году количество организаций, которые реализовывали выброс загрязняющих веществ в атмосферу, насчитывало 1118, а непосредственно источников эмиссии данных веществ было 22192.

Безусловно, на качество и чистоту атмосферного воздуха Тюменской области негативно влияет постоянно увеличивающееся число транспортных средств (в основном, автотранспорта). Впрочем, данный проблемный аспект присущ всем средним и крупным городам России. Под руководством областного управления для снижения антропогенной нагрузки на атмосферу перманентно осуществляется комплекс воздухоохранных мер, а также мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). ПНГ максимально используется на территории Тюменской области на удаленных от энергетической инфраструктуры лицензионных участках в виде выработки электроэнергии на газовых электростанциях. Также в области реализуется государственная программа «Развитие транспортной инфраструктуры» до 2022 года, которая предусматривает ряд мероприятий для снижения негативной нагрузки от автотранспорта на атмосферу [6].

Для повышения уровня экологической безопасности Тюменской области реализуются мероприятия в рамках целевой программы «Основные направления охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в Тюменской области», которая направлена на увеличение и сохранение основных видов промысловых животных и совершенствование условий их обитания посредством воспроизводства охотничьих видов животных и повышение продуктивности общедоступных охотничьих угодий.

В Тюменской области 99 особо охраняемые природные территории суммарной площадью порядка 828 тыс. га. На территории субъекта в течение последних двух лет действовала Схема развития и размещения системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Тюменской области (2019-2020 г.г.) [5].

Рост количества отходов производства и потребления на территории субъекта объясняется увеличением объемов промышленного производства и уровня потребления, количества отчитывающихся хозяйствующих субъектов. Около 70% всех образуемых отходов ежегодно обезвреживаются или утилизируется на собственных предприятиях или передаются сторонним предприятиям для обезвреживания или утилизации, 25 % из них размещены на полигонах твердых коммунальных отходов или свалках. При этом именно производственные отходы могут быть использованы для вторичной переработки.

Риск возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) с экологическими последствиями в Тюменской области обуславливают техногенные (аварии на химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, а также на объектах транспортировки нефти и газа) и природные факторы (пожары; опасные климатические явления: очень сильный ветер, шквал, смерч со скоростью 25 м/с и выше, сильный мороз и сильная жара; гидрологические опасные явления - высокие уровни воды; эпизоотии и эпифитотии). Также в области находятся 9 химически опасных объектов, к которым относятся предприятия, использующие в производственной деятельности хлор (на предприятиях водоочистки) и аммиак (основной хладагент аммиачно-холодильных установок предприятий пищевой промышленности), и 74 пожаро- и взрывоопасных отдельных объекта. Мероприятия по защите населения, попадающего в зону возможного поражения при авариях, включены в План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тюменской области и в Паспорт безопасности Тюменской области. Для информирования населения функционируют локальные системы оповещения.

Наиболее вероятными источниками аварий на нефте-, газо-, продуктопроводах являются компрессорные и дожимные станции, газорегуляторные пункты, нити трубопроводов. С целью наиболее быстрой реакции всех спецслужб на ЧС разработаны планы ликвидации аварий и планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для всех формирований, созданы аварийно-спасательные формирования.

В целом, все аспекты обеспечения экологической безопасности в Тюменской области реализуются в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года, которым определено направление экологической безопасности как приоритетное и стратегическое для повышения уровня жизни граждан страны [9].

Стратегия реализации задач по обеспечению безопасной экологической ситуации в области до 2024 года будет определять уровень эффективности и компетентности руководителей органов власти. В последние годы Тюменская область сделала значительный рывок в части развития промышленности, повышения инвестиционной привлекательности. ВРП вырос за последние 10 лет в 2 раза. Инвестиционный портфель области содержит проекты на сумму более 1,5 трлн. руб. Развиваются индустриальные парки, а повышение качества жизни приводит к росту населения, активизации жилищного строительства и процессов жизнедеятельности, что предполагает потенциальные риски в рамках обеспечения экологической безопасности. В соответствии с рейтингом общественной организации «Зеленый патруль» еще по итогам 2018 года Тюменская область входила в десятку благополучных регионов, а последние данные (2020 г.) показали, что регион спустился до 17 места. Данные показатели свидетельствуют о необходимости перманентного совершенствования системы обеспечения экологической безопасности Тюменской области как на уровне региона, так и на государственном уровне.

Выводы. Итак, можно констатировать, что экологические проблемы современности вызывают опасность существования человека на всех уровнях - от локального до глобального. Для Российской Федерации эти проблемы являются достаточно острыми, поскольку имеет место значительная концентрация опасных производств, существенная трансформация ландшафтов, неэффективное использование природных ресурсов на уровне регионов (в том числе уничтожение невоспроизводимых видов), недостаточная обеспеченность производственных и контролирующих структур специалистами в области экологической безопасности.

Общее состояние экологической безопасности в Тюменской области является достаточно сложным. Существует широкое многообразие факторов (как природного, так и антропогенного характера), которые способны вызвать в будущем осложнения ее состояния в пространственно-временном аспекте. Это в значительной степени влияет на состояние окружающей среды региона и приводит к ухудшению условий жизнедеятельности людей.

На основе проведенного литературного обзора источников по теме исследования можно выделить, что обеспечение экологической безопасности является одним из основных приоритетов развития общества и отдельного субъекта страны. Эффективно управлять экологической безопасностью можно только на основе тщательного изучения условий формирования экологической опасности в определенном регионе. Все указанное определяет экологическую безопасность каждого региона РФ как актуальное научное направление в свете обеспечения национальной безопасности страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Милешко Л.П., Милашич В.А. Состояние экологической безопасности регионов России // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 12 (29). С. 416-419.

Сарыглар С.А., Максимова С.Г., Молодикова И.Н. Экологическая безопасность и миграционные вызовы: социологический анализ ситуации в российских регионах // Society and Security Insights. 2018. Т. 1. № 4. С. 81-92.

Хван М.С., Зайков К.А., Лишко Д.С., Булкина А.М. Методический подход к оценке дифференциации регионов России по уровню экологической безопасности // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 4. С. 67.

Danilov-Danilyan V.I., Piskulova N.A. New Challenges in Sustainable Development for Russia and the World // Cambridge Scholars Publishing, 2018. 281 р.

ООПТ Тюменской области // Портал органов государственной власти Тюменской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/nation_territory/more.htm?id=10940050@cmsArticle

Состояние окружающей среды Тюменской области в январе-сентябре 2019 года // Портал органов государственной власти Тюменской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/eco_monitoring/more.htm?id=11807240@cmsArticle

Территория области // Портал органов государственной власти Тюменской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/region_territory.htm

Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ Экологическая безопасность - приоритетное направление // Государственное информационное агентство Тюменской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tyumedia.ru/225284.html

Экологическая ситуация в России: мониторинг // ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544

Russia // Environmental Performance Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.envirocenter.yale.edu/sites/default/files/2018-rus.pdf

Stat technology OECD // System for Integrated Environmental and Economic Accounting. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=AEA

 

Sherapova S.Kh.

5th year student of the Faculty of Economics and Law

Russian University of Economics. G.V. Plekhanov

(Moscow, Russia)

 

Malkova U.A.

5th year student of the Faculty of Economics and Law

Russian University of Economics. G.V. Plekhanov

(Moscow, Russia)

 

Nikitskaya E.F.

associate professor,

Department of National and Regional Economics

Russian University of Economics. G.V. Plekhanov

(Moscow, Russia)

 

ENVIRONMENTAL SECURITY OF THE REGION

FROM THE POSITION OF PROVIDING THE NATIONAL

SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)

 

Abstract: the article is devoted to the study of the main aspects that make up the complex system of environmental security of the Tyumen region in the framework of ensuring the national security of Russia. The authors noted that given the new socio-economic challenges in the country, the search for ways to improve environmental security has become an important issue in the structure of national security. The lack of an effective system of regional environmental safety negatively affects the possibility of realizing the right of citizens of the Russian Federation guaranteed by the legislation to a safe environment. Improving the range of measures to ensure the environmental safety of the regions and the country as a whole in the new socio-economic conditions is a prerequisite for the full development of the state.

 

Keywords: environmental safety, national security, security, Tyumen region, strategy.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шерапова С.Х., Малкова У.А., Никитская Е.Ф. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 111 - 123. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5037 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5037



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.