'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 24

Просмотры  253 просмотров

Ковригина А.Р., Далгалы Т.А.

  


ОБМЕН ДЕЛОВЫМИ ПОДАРКАМИ КАК ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются правила обмена деловыми подарками в деятельности юридических лиц. Рассматриваются проблемы правового регулирования обмена деловыми подарками, даны рекомендации по их устранению   

Ключевые слова:
деловые подарки, деловая этика, обычай, подкуп   


УДК 34

Ковригина А.Р.

Студент

Красноярский государственный аграрный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

Далгалы Т.А.

доцент, кандидат юридических наук

Красноярский государственный аграрный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

ОБМЕН ДЕЛОВЫМИ ПОДАРКАМИ КАК ИСТОЧНИК

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ

 

Аннотация: в статье рассматриваются правила обмена деловыми подарками в деятельности юридических лиц. Рассматриваются проблемы правового регулирования обмена деловыми подарками, даны рекомендации по их устранению.

 

Ключевые слова: деловые подарки, деловая этика, обычай, подкуп.

 

Обмен деловыми подарками издавна считался одним из важнейших способов налаживания дружественных связей между сторонами, ведущими переговоры. В современном мире данный способ также используется, и уже, по мнению некоторых исследователей, стал обычаем. Вручение стороной делового подарка не предполагает возникновение встречного обязательства с другой стороны.

В рамках настоящей работы мы предлагаем рассмотреть особенности практики по обмену деловыми подарками в современном мире как одного из способов не только налаживания дружественных связей, но и как источника предпринимательского риска.

Правовые особенности обмена подарками регулируются, среди прочего, нормами части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее по тексту ГК РФ), в которой, среди прочего, установлены основы для ограничения дарения между некоторыми категориями лиц, среди которых нас интересует запрет на дарение подарков, стоимость которых не превышает 3 000 рублей между коммерческими организациями.[1] Отметим, что особое внимание законодателя к сумме стоимости подарка, запрет на дарение которых распространяется для юридических лиц и должностных лиц, связан, прежде всего с особым контролем за деятельностью юридических лиц  и должностных лиц, с пресечением злоупотребления своим положением и для целей соблюдения антикоррупционной политики.

Термин «деловой подарок» не является общеупотребительным в значении «подарок», кроме того, в целом определение подарка отсутствует в ГК РФ, что не позволяет дать обоснованное легальное толкование подарка не только в рамках правового поля, но и с учетом его использования в мировой практике.

В отдельных источниках можно встретить упоминание о том, что обмен деловыми подарками является прикрытием для коррупционных нарушений, и, в связи с этим, для организаций предлагается разработка и введение в действие комплекса локальных нормативных актов, которыми бы регулировались не только правила обмена деловыми подарками, но и особенности антикоррупционной политики организации, положения относительно контроля за обменом деловыми подарками и их учет для целей антикоррупционной политики.[4]  Коммерческий подкуп, прикрываемый обменом деловыми подарками является существенной проблемой рассматриваемой области отношений. Предметом коммерческого подкупа выступает незаконное вознаграждение, передаваемое лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. К видам вознаграждений относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.  

Несомненно, что методические приемы установления коррупциогенных факторов в нормативных положениях публичного законодательства не могут быть применены в полном объеме по отношению к корпоративному нормотворчеству и объектам его правового регулирования.

Кроме того, в организации должен регламентироваться непосредственно этап согласования юридическим отделом и непосредственным руководителем предприятия вида деловых подарков, а также в обязательном порядке обсуждаться бюджет на их закупку (производство). Также исследователями указывается, что «разрабатывать механизмы риск-ориентированного контроля, предусматривающие пропорциональное распределение внимания и ресурсов вопросам обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, которые могут представлять меньший коррупционный риск по сравнению с другими направлениями деятельности или договоренностями (например, использование организаций-посредников с целью приобретения (поглощения) предприятий)».[2] Полагаем, что для крупных предприятий можно было бы внедрить в организационную структуру отдел внутреннего контроля, среди полномочий которого можно выделить проверку обоснованности обмена деловыми подарками, экономическую и коррупционную составляющую данного обмена, к которой относится, в первую очередь, обмен подарками, стоимость которых превышает 3 000 рублей.

Следует отметить, что практика обмена деловыми подарками приветствуется не во всех странах мирового сообщества, не регламентирована нормативными правовыми актами, а также во многом обычай обмена деловыми подарками зависит от менталитета страны.

Правовой риск при обмене деловыми подарками очевидно возникает, когда их стоимость превышает 3 000 рублей, однако, в момент обмена обычно не удается установить данную стоимость. Специально созданный отдел юридического лица, который должен осуществлять данный контроль, при учете данных подарков должен определять не только их стоимость согласно среднерыночным ценам, но и порядок их поступления. Кроме того, при обмене деловыми подарками субъектам предпринимательской деятельности особое внимание следует уделять дарению подарков работникам организаций социальной сферы, должностным лицам, выполняющем публичные функции, а также случаям, когда даритель и одаряемый являются коммерческими организациями.

В отдельных случаях уполномоченные органы имеют право проверить внешнеторговую деятельность юридического лица, и в случае обнаружения нарушений законодательства вынести предписание или привлечь лицо к установленной законом ответственности. К примеру, в 2016 году, при проверке ПАО «М» было указано, что «не разработаны кодекс этики и служебного поведения работников ПАО "М", положение о конфликте интересов, а также не приняты правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства». [3]

Следовательно, важным направлением деятельности любого предприятия должна быть правовая регламентация особенностей обмена деловыми подарками и наличия отдела контроля за обменом деловыми подарками, поскольку достаточно распространенной, в т.ч. в судебной практике, является ситуация, при которой действия сторон могут восприниматься как взятка, особенно в случаях, когда обмен подарками происходит с официальными ведомствами. В исследованиях указывается, что деловой подарок, маскируемый под взятку, предполагает или означает, что даритель всегда получает какую-то выгоду. Между такой услугой и подарком всегда прослеживается четкая причинно-следственная связь во времени, которую и требуется установить для определения статуса вознаграждения. [5]

Однако в России среди юридических лиц практически не развито направление в части формирования антикоррупционных практик, положений об обмене деловыми подарками и создании специальной службы контроля.

Полагаем, что для решения данной проблемы следует дополнить законодательство в части установления требований к пакету документов вновь создаваемого или реорганизуемого предприятия, наряду с уже указанными в законодательстве документами, правила обмена деловыми подарками. Введение данной нормы должно способствовать не только повышению уровня правовой культуры и делового поведения юридических лиц, но и соответствовать нормам антикоррупционной политики государства. Мы также считаем, что такое положение крайне актуально для крупных юридических лиц, поскольку зачастую они в рамках протокольных мероприятий или иных деловых встреч взаимодействуют не только с представителями иных юридических лиц, но и с должностными лицами органов государственной власти или местного самоуправления, на которых также должны распространяться данные правила, поскольку часто такой обмен деловыми подарками является прикрытием взяточничества.

Также отметим, что введение предложенных нами правил должно способствовать снижению необходимости юридическим лицам использовать правоохранительные и судебные способы защиты своих прав в связи с подозрениями в нарушении антикоррупционного законодательства и связанных с этим последствий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021)//КонсультантПлюс: Законодательство.

Информационное письмо Банка России от 27.12.2017 N ИН-014-12/64 "О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ" (вместе с "Руководством по программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции. Вольфсбергская группа")//КонсультантПлюс:Законодательство.

Представление Счетной палаты РФ от 19.05.2016 N ПР 02-67/02/2-02//КонсультантПлюс.

Семенова, Е. Как бороться с корпоративной коррупцией/Е. Семенова // ЭЖ-Юрист. 2014. N 24.

Слесарев, С. Подарки: когда они есть взятки/С. Слесарев // Административное право. 2021. N 1.

 

Kovrigina A.R.

Student

Krasnoyarsk State Agrarian University

(Krasnoyarsk, Russia)

 

Dalgaly T.A.

Associate Professor, Candidate of Legal Sciences

Krasnoyarsk State Agrarian University

(Krasnoyarsk, Russia)

 

EXCHANGE OF BUSINESS GIFTS AS A SOURCE

OF LEGAL BUSINESS RISKS

 

Abstract: the article discusses the rules for the exchange of business gifts in the activities of legal entities. The problems of legal regulation of the exchange of business gifts are considered, recommendations for their elimination are given.

 

Keywords: business gifts, business ethics, custom, bribery.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ковригина А.Р., Далгалы Т.А. ОБМЕН ДЕЛОВЫМИ ПОДАРКАМИ КАК ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 139 - 144. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5041 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5041



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.