'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 27

Просмотры  226 просмотров

Носонова Е.В., Овчинников И.И.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена современным особенностям правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации. В статье выделяются основные проблемные аспекты правового статуса главы муниципального образования   

Ключевые слова:
правовой статус, глава муниципального образования, правовой институт, правовое положение, органы государственной власти   


УДК 34

Носонова Е.В.

магистр Института государственной службы и управления

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Овчинников И.И.

доктор юридических наук,

Профессор Института государственной службы и управления

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: статья посвящена современным особенностям правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации. В статье выделяются основные проблемные аспекты правового статуса главы муниципального образования.

 

Ключевые слова: правовой статус, глава муниципального образования, правовой институт, правовое положение, органы государственной власти.

 

Актуальность данной темы научной статьи обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития к местному самоуправлению предъявляются достаточно повышенные требования. Дело в том, что именно местное самоуправление обладает особой ролью в общем механизме управления социально-культурным и хозяйственным строительством в муниципальных образованиях.

Конституционная реформа 2020 г. инициировала возобновление дискуссии относительно дальнейшей судьбы местного самоуправления в России. Организация государственного управления и местного самоуправления в разрезе их соотношения для эффективной организации публичной власти с обеспечением участия населения в этом процессе долго будет оставаться наиболее сложной проблемой, о чем свидетельствуют заявления Президента РФ В.В. Путина о необходимости разработки проекта новых Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года.

Органы государственной власти, в том числе и органы местного самоуправления, призваны обеспечивать защиту совместных интересов населения, а также их достойный уровень жизни. В свою очередь по-прежнему остается весьма актуальной задача юридической науки, основанная на исследовании проблем, непосредственно касающихся функционирования власти на уровне муниципального образования.

Также, имеется необходимость в наше современное время провести комплексное исследование правового статуса главы муниципального образования. Выявить основные тенденции развития данного правового института, определить проблемы правового статуса исследуемого должностного лица. В том числе актуальность данной темы подтверждается увеличивающимся в последние годы количеством научных публикаций отечественных правоведов.

Цель – определить основные особенности правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации.

Реформа сложившейся системы муниципального управления в России, направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в современных политико-правовых, финансово-экономических условиях, непосредственно учитывая национально-культурные и исторические особенности каждого конкретного муниципального образования.

Глава муниципального образования - центральная должность в системе органов местного самоуправления. Правовой статус главы муниципального образования представляет собой систему прав и обязанностей, законодательно закрепляемых государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности – основной исходный элемент правового статуса главы муниципального образования, так же элементами правового статуса являются гарантии и ответственность главы муниципального образования.

В отечественной юридической науке правовой статус главы муниципального образования, достаточно значим, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Такие видные ученые, как Бабичев И.В., Барабашев Г.В., Бондарь Н.С., Васильев В.И., Выдрин И.В., Игнатов В. Г., Кокотов А.Н. и другие занимались изучением общих вопросов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также внесли определенный вклад в разработку правовых основ статуса главы муниципального образования.

Термин «глава муниципального образования» был введен в 1995 году и отражен в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон содержал в себе только самые общие положения, связанные с определением правового статуса главы муниципального образования, поскольку изначально данная должность рассматривалась как возможная, а не обязательная в структуре органов местного самоуправления, и могла быть отражена в Уставе муниципального образования наряду с иными должностями муниципальной службы.

В настоящее время глава муниципального образования является важным звеном местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, которыми не обладает ни один другой муниципальный орган или должностное лицо.

С одной стороны, глава является единоличным (персонализированным) органом местного самоуправления (по смыслу ч. 1 ст. 34 ФЗ № 131), а с другой - высшим должностным лицом муниципального образования.

На сегодняшний день понятие главы муниципального образования можно назвать собирательной категорией, которая включает в себя соответствующие правовые статусы главы муниципального образования как отдельного должностного лица, наделяемого собственными полномочиями, как лица, возглавляющего представительный орган, и как главы местной администрации.

Получается, что в случае, если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, он, исходя из ст. 2 ФЗ № 131, обладает еще и статусом депутата, замещающего должность в представительном органе муниципального образования, - председателя представительного органа муниципального образования. Кроме того, исходя из логики законодателя, глава муниципального образования является еще и выборным должностным лицом местного самоуправления.

Отметим, что понятие «должностное лицо муниципального образования» встречается лишь по отношению к должности главы муниципального образования, вероятно, с целью подчеркнуть особое положение главы в системе органов местного самоуправления.

Как справедливо отмечает А.М. Багмет, главы муниципальных образований играют ключевую роль в системе местного самоуправления, не просто возглавляя деятельность по осуществлению местного самоуправления, а олицетворяя власть на местном уровне. Естественно, наделяя глав муниципальных образований большим объемом властных полномочий, органы государственной власти Российской Федерации закрепляли в законодательстве систему правовых мер, которые должны были обеспечить ответственность глав муниципальных образований.

В настоящее время глава муниципального образования может избираться посредством прямых выборов, представительным органом из своего состава, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При избрании главы муниципального образования из состава представительного органа, с одной стороны, можно считать, что данное решение также отвечает принципам демократического государства, так как представительный орган формируется путем избрания депутатов на муниципальных выборах, после чего сами народные избранники выбирают, главу муниципального образования», с другой стороны, федеральное законодательство позволяет формировать представительные органы муниципальных районов, городских округов городов федерального значения и городских округов с внутригородским районным делением из глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, которые входят в данные муниципальные образования. Такой порядок, как нам представляется, в большей степени отражает мнение населения, проживающего на определенных территориях, и депутаты несут большую ответственность за принятие решений в интересах муниципальных образований, от которых они избраны. Тем не менее, избрание депутатов вышеуказанных категорий муниципальных образований на прямых муниципальных выборах также отвечает требованиям демократизма. Использование данной модели позволяет главе муниципального образования исполнять полномочия председателя представительного органа или замещать должность главы местной администрации. Представляется, что в данном случае еще более усиливаются риски неподготовленности депутата к осуществлению исполнительно-распорядительных функций.

В случае избрании главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса, следует отметить, что в этом случае он, исходя из положений федерального законодательства, может занимать только должность главы местной администрации. С одной стороны, избрание главы из числа кандидатов, которые представляют в конкурсную комиссию соответствующие документы, характеризующие их личные и профессиональные качества, а также опыт работы позволяют членам комиссии оценить уровень его компетентности, стрессоустойчивости и принять решение о выборе лица, наиболее подготовленного для исполнения функций главы муниципального образования и местной администрации. Но, с другой стороны, в этом случае население лишается возможности участия в процессе избрания данного должностного лица, а конкурсная комиссия формируется не только представительным органом, но и половина членов назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, что может вызвать негативную оценку граждан, которые считают это прямым вмешательством в реализацию собственных полномочий местным сообществом со стороны государства.

Глава муниципального образования в нашем представлении должен избираться населением непосредственно на муниципальных выборах и возглавлять местную администрацию. Такая схема управления в системе местного самоуправления представляется более эффективной, основанной на системе сдержек и противовесов между исполнительно-распорядительной и представительной властью. Кроме того, при избрании главы муниципального образования он будет иметь наибольшей степени легитимную власть, основанную на принципе демократизма, поскольку глава муниципального образования в этом случае будет нести прямую ответственность перед населением, его избравшим.

Также следует отметить, что, если принять за основу исключительную выборность главы муниципального образования на муниципальных выборах и то, что он будет возглавлять местную администрацию, следует передать полномочия по утверждению структуры местной администрации главе муниципального образования, поскольку законодатель закрепляет, что местная администрация действует на принципах единоначалия.

Будучи главой местной администрации, глава муниципального образования будет иметь больше возможностей организовать решение вопросов местного значения в целях создания максимально комфортных условий жизни на территории муниципального образования. В таком случае необходимость наличия должности главы местной администрации будет отсутствовать, поскольку глава муниципального образования и будет возглавлять администрацию.

Стоит отметить, что полномочия главы муниципального образования прописаны, как в федеральном законодательстве Российской Федерации, так и в региональном законодательстве каждого из субъектов Российской Федерации, но основные полномочия прописаны и закреплены в уставе конкретного муниципального образования, которые не должны противоречить, как федеральному, так и региональному законодательству.

Глава муниципального образования подотчетен и подконтролен, как представительному органу, так и населению, проживающему на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования может нести следующие виды муниципально-правовой ответственности:

- отзыв главы муниципального образования населением по результатам проведения голосования (основание: его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке),

- удаление в отставку представительным органом муниципального образования (в том числе по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ),

- отрешение от должности высшим должностным лицом субъекта Федерации.

Кроме того, главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа несут ответственность и перед Президентом Российской Федерации и прекращают свои полномочия досрочно в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации.

Данный вид ответственности наступает вследствие несоблюдения названными субъектами, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Наличие счетов в иностранных банках и иностранных финансовых инструментов у рассматриваемой категории граждан в период проведения муниципальных выборов, в которых они зарегистрированы как кандидаты, также будет основанием для утраты доверия Президентом Российской Федерации.

Глава муниципального образования может быть отозван населением по итогам голосования. Однако ФЗ № 131 не содержит конкретной процедуры проведения такого отзыва и перечня оснований, по которым глава муниципального образования покидает свой пост досрочно по данному основанию. Однако, особенно в вопросах наступления ответственности органов и должностных лиц, от законодателя хотелось бы конкретики в процедурных вопросах.

В заключение следует отметить, что ключевая роль главы муниципального образования, «возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования», обусловливает острую актуальность правовых аспектов статуса этой должности. Однако, ФЗ № 131, как справедливо отмечает В.И. Васильев, урегулировал статус выборного должностного лица местного самоуправления «чересчур кратко и с явными пробелами». Требует совершенствования правовое регулирование вопросов, которые связаны со статусом главы муниципального образования.

В федеральном законодательстве необходима конкретизация муниципально-правового статуса главы муниципального образования, особенно в части правовых ограничений и запретов, а также оснований возникновения и прекращений этого статуса. В связи с чем представляется возможным внесение изменений в статью 36 ФЗ № 131, добавить пункт 6.2 со следующим содержанием: «Полномочия главы муниципального образования, избранного из состава представительного органа, прекращаются на основании решения этого же представительного органа».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Багмет А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова. М.: Юнити-Дана, 2015. -711 с.

Багмет А.М., Бычкова Е.И. Некоторые аспекты совершенствования института ответственности главы муниципального образования // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 13 - 15.

Ирхин И.В. Правовой статус главы муниципального образования: актуальные проблемы поиска оптимума // И.В. Ирхин. – Журнал российского права. – 2016. – № 2. – С.123-126

Ирхин И.В. Правовой статус главы муниципального образования: актуальные проблемы поиска оптимума // И.В. Ирхин. – Журнал российского права. – 2016. – № 2. – С.123-126.

Михнева С.В. Понятие и структура правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации // С.В. Михнева, Е.С. Митячкина. – Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – С. 129-134

Суфянова Е.З., Правовой статус главы муниципального образования // Е.З. Суфянова, П.А. Коропятник. – Аллея науки. – 2018. – № 5 (21). – С. 37 – 48.

Шастина А.Р. Об установлении конкурсных требований к кандидатам для избрания на должность главы муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 3. С. 14 - 17.

Шугрина Е.С. Некоторые особенности правового статуса главы муниципального образования в материалах судебной практики // Юридическое образование и наука. 2018. № 10. С. 37 - 47.

 

Nosonova E.V.

Master of the Institute of Public Service and Management

Russian Academy of Public Administration

under the President of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

 

Scientific adviser:

Ovchinnikov I.I.

Doctor of Law,

Professor at the Institute of Civil Service and Management

Russian Academy of Public Administration

under the President of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

 

LEGAL STATUS OF THE HEAD OF THE MUNICIPAL

EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the article is devoted to the modern features of the legal status of the head of a municipal formation in the Russian Federation. The article highlights the main problematic aspects of the legal status of the head of a municipal formation.

 

Keywords: legal status, head of municipality, legal institution, legal status, government bodies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Носонова Е.В., Овчинников И.И. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 152 - 162. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5044 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5044



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.