'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 28

Просмотры  176 просмотров

Перетятькина В.В., Максименко А.Н.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК *

  


Аннотация:
результативность осуществления государственных закупок оказывает значительное влияние на формирование социально-экономического развития страны. Государственные закупки регулируются нормативно правовой базой, а также отдельными правовыми актами, необходимыми для практической реализации данной деятельности. В настоящей статье рассматриваются отдельные проблемы правового регулирования государственных закупок, возникающие при их осуществлении, и возможность их совершенствования   

Ключевые слова:
государственные закупки, заказчик, проблема, нормативно правовая база   


УДК 4414

Перетятькина В.В.

магистрант 1 курса гр. АМЗЮ 11

Донской государственный технический университет

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

Научный руководитель:

Максименко А.Н.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика»

Донской государственный технический университет

 (г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

 

Аннотация: результативность осуществления государственных закупок оказывает значительное влияние на формирование социально-экономического развития страны. Государственные закупки регулируются нормативно правовой базой, а также отдельными правовыми актами, необходимыми для практической реализации данной деятельности. В настоящей статье рассматриваются отдельные проблемы правового регулирования государственных закупок, возникающие при их осуществлении, и возможность их совершенствования.

 

Ключевые слова: государственные закупки, заказчик, проблема, нормативно правовая база.

 

Прогрессирующая система государственных закупок неразрывно связанна с успешным развитием рыночной экономики. Современные формы государственных закупок стимулируют экономическое развитие страны. Если государство выигрывает от повышения эффективности закупок, то коммерческие структуры, имея возможность добиться присуждения контракта в условиях честной конкуренции, получают дополнительный импульс к развитию. И то и другое выгодно обществу.

В настоящее время задачами органов государственной власти является решение образующихся проблем в различных областях жизни общества, Одним из решений государственной политики, направленной на успешное разрешение имеющихся трудностей, являются национальные проекты в различных областях деятельности общества, которые реализуются в рамках государственных закупок.

Помимо прочего, объем государственных закупок для обеспечения нужд Заказчиков, постоянно возрастает. Только за 2021 год на официальном сайте Единой информационной системы закупок (ЕИС), в реестре контрактов было опубликовано более 3,3 млн. контрактов, а за истекший 2020 год заключено более 2,6 млн. контрактов, что показывает рост на 1,2%.

Для обеспечения государственных и муниципальных нужд требуются значительные материальные ресурсы, которые они получают в результате проведения государственных закупок. Эффективность организации процесса госзакупок оказывает колоссальное влияние на рациональное использование выделяемых бюджетных средств для реализации национальных проектов, нужд Заказчика, что в конечном итоге влияет на развитие российской экономики.

Учитывая вышеизложенное, а также сложности, возникающие при организации государственных закупок, постоянно развивающаяся нормативно правовая база в сфере осуществления госзакупок, исследование процесса регулирования государственных закупок в нашей стране, а следовательно, и тема статьи, является актуальной.

В настоящее время сфера государственных закупок регулируется:

− Конституцией Российской Федерации;

− Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 08.11.2011 г. с последующими изменениями и дополнениями;

− Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. с последующими изменениями и дополнениями;

− свыше 110 Постановлений Правительства Российской Федерации, принятых после 2017 г.;

− действующими правовыми актами федеральных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

Конституция РФ:

− гарантирует единство экономического пространства на всей территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

Федеральным законом № 223-ФЗ устанавливается:

− Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг;

− Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральным законом № 44-ФЗ регулируются:

       − Принципы контрактной системы в сфере закупок;

       − Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами;

       − Осуществление закупок.

       Рассматривая процесс нормативного регулирования государственных закупок в историческом контексте, глобальными изменениями в экономической сфере являются события, произошедшие в 90-е годы. Первыми государственными нормативными актами, регламентирующими процессы материального обеспечения являются:

− Указ Президента РСФСР от 15 октября 1991 г. № 143 «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году»;

− Постановление Совета Министров РСФСР от 23 октября 1991 г. № 558 «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году».

       Данные документы предполагали изменение системы материального обеспечения государственных предприятий, товарами, работами и услугами, необходимыми для выполнения их функций.

Действующая система материального обеспечения на основе распределения необходимых ресурсов заменилась системой, основанной на договорных отношениях между поставщиками и заказчиками, которые предусматривали взаимную экономическую выгоду для обеих сторон.        В сложившихся условиях органы государственной власти не смогли создать новую систему материального снабжения товарами, необходимыми для удовлетворения потребностей предприятий, соответственно добиться выполнения уже принятых обязательств по государственным поставкам.

В 90-е годы нормативное регулирование процесса государственных закупок носило неполный характер. Кроме того, в процессе регулирования рынка госзакупок не был учтены некоторые особенности, такие как:

1) субъектом отношений является не собственник средств – государство, а его представитель;

2) финансовое положение этого представителя мало зависит от эффективности закупок;

3) должностное лицо, непосредственно принимающее решение, может действовать в собственных интересах, несовпадающих с интересами учреждения.

Учитывая то, что основными целями управления закупками для обеспечения государственных нужд являются:

  1. Эффективное удовлетворение государственных (федеральных и региональных) и муниципальных нужд.
  2. Сокращение расходов бюджетных средств.
  3. Предотвращение коррупции.

Из чего следует, что принятые документы не обеспечивали в полной мере достижения поставленных целей.

В период с 1992г. по 2005 г. было принято 6 основных нормативных актов, регламентирующих процесс государственных закупок.

Новым этапом процесса нормативного регулирования госзакупок стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Данный закон позволил в полной мере создать план размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении государственных закупок.

Стержневой целью принятия данного закона являлось развитие конкурентной среды в Российской Федерации, обеспечения единства экономического пространства при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Тем не менее, некоторые положения закона не соответствовали регламенту других нормативных актам, из-за чего отдельные положения требовали истолкования при осуществлении практической деятельности в сфере государственных закупок.

Учитывая, что данный нормативный акт не регулировал этап планирования государственных закупок, что в свою очередь оказывало негативное влияние на эффективность государственных контрактов, которые предполагали экономию использования выделенных финансовых средств.

Этот недостаток был учтен при разработке Федерального закона № 44-ФЗ. Новым этапом в совершенствовании нормативного регулирования государственных закупок стало принятие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Данный документ содержал следующие новшества:

− принципы функционирования системы государственных закупок;

− регламентация процесса планирования государственных закупок;

− регламентирование единой информационной системы в сфере закупок.

Кроме того, Законом были отрегулированы следующие этапы процедуры государственных закупок:

− определение поставщиков (подрядчиков и исполнителей);

− заключение и исполнение контрактов и договоров;

− мониторинг, аудит и контроль в контрактной системе;

− учет специфики закупок отдельных видов товаров, работ и услуг;

− предусматривал антикоррупционные механизмы в сфере управления системой государственных (муниципальных) закупок.

С момента вступления документа в силу, он постоянно модернизировался. Наиболее значимыми изменениями на сегодняшний день, являются:

− перевод всех государственных (муниципальных) закупок в электронную форму, обеспечивающую их открытость и прозрачность;

− введение новой модели финансового обеспечения участия в закупках, предусматривающей дифференцированный размер обеспечения заявки, возможность предоставления банковской гарантии в электронной форме, а также размещение средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, на специальных счетах участника закупки в банке вместо их внесения на расчетный счет электронной площадки;

− функционирование электронных площадок, соответствующих установленным к ним единым и дополнительным требованиям, в том числе предусматривающим необходимость проведения минимального объема закупок на таких электронных площадках;

− стандартизация информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;

− упрощение доступа к закупкам для субъектов малого предпринимательства.

Однако, постоянное совершенствование процесса организации государственных закупок показало, что на практике их осуществление возникает ряд проблем:

− коррупция, которая приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а в ряде случаев, неисполнению поставщиками своих обязательств;

− осуществление закупок по завышенной цене, вследствие ограничения числа участников закупки;

− сложности, возникающие при размещении информации в ЕИС;

− недостаточно высокий профессиональный уровень участников закупки и др;

− ограничение уровня конкуренции, вследствие превышения выделенных лимитов на осуществление закупок у единственного поставщика.

В 2022 году ожидается введение следующих изменений:

1) сокращение числа конкурентных способов закупок (электронный аукцион, конкурс, запрос котировок в электронной форме),

2) исключение конкурсной документации с включением всех типовых условий и требований в извещение о закупке,

3) на всех этапах проведения закупочных процедур предусмотрен электронный документооборот.

4) сокращение сроков оплаты по контрактам;

5) произойдет увеличение процента закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Внесение новых оптимизационных изменений позволит повысить эффективность закупочной деятельности, что положительно повлияет на рациональное использование выделенных финансовых средств.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

 − становление сферы государственных закупок продолжает свое развитие;

− контроль за практикой осуществления закупок выявила ряд недоработок, устранение которых требует внесения изменений в нормативную базу;

− имеется ряд корректировок, которые будут внесены в действующее законодательство, регламентирующее данную сферу, в 2022 г.;

 − внесение указанных поправок позволит повысить эффективность закупочной деятельности.

 

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 08.11.2011 г. (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44- ФЗ от 05.04.2013 г. (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

Указ Президента РСФСР от 15 октября 1991 г. № 143 «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/279

Постановление Совета Министров РСФСР от 23 октября 1991 г. № 558 «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=45590

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (последняя редакция) – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/

Бехер В.В. Правовое регулирование государственных (муниципальных) закупок [электронный ресурс]: учебное пособие/ Бехер В.В., Лайченкова Н.Н. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 108 с. (дата обращения 07.12.2021) – Режим доступа. – URL: https://docplayer.com/83358038-Pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennyh-municipalnyh-zakupok.html

Обзор изменений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" редакция от 02.07.2021 г.( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022 года) [электронный ресурс]: – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328844/

 

Peretyatkina V.V.

1st year master student gr. AMZU11

Don State Technical University

(Rostov-on-Don, Russia)

 

Scientific advisor:

Maksimenko A.N.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

of the Department of Economics

Don State Technical University

(Rostov-on-Don, Russia)

 

LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT

 

Abstract: the effectiveness of public procurement has a significant impact on the formation of socio-economic development of the country. Public procurement is regulated by the regulatory framework, as well as by separate legal acts necessary for the practical implementation of this activity. This article discusses some problems of legal regulation of public procurement that arise during their implementation, and the possibility of their improvement.

 

Keywords: public procurement, customer, problem, regulatory framework.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Перетятькина В.В., Максименко А.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 163 - 172. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5045 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5045



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.