'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  128 просмотров

Вершинина Е.И., Новиков А.В.

  


ОБЗОР ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие транспортно-логистической отрасли. Рассматриваются возможные цифровые решения, изменения в международной торговле, роботизация бизнес процессов, искусственный интеллект, изменение динамики внутренних рынков и изменения, связанные с внедрением новой техники. Также приводится оценка изменений в логистике после внедрения рассмотренных решений на примерах российских и зарубежных компаний   

Ключевые слова:
логистические системы, тенденции развития, цифровизация, интернет вещей, транспортный коридор, роботизация, программные решения, онлайн-коммерция   


УДК 658.8

Вершинина Е.И.

магистрант кафедры управления транспортом

Волжский государственный университет водного транспорта

(Россия, г. Нижний Новгород)

 

Новиков А.В.

к.т.н., доцент кафедры экономики и менеджмента

Волжский государственный университет водного транспорта

(Россия, г. Нижний Новгород)

 

ОБЗОР ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие транспортно-логистической отрасли. Рассматриваются возможные цифровые решения, изменения в международной торговле, роботизация бизнес процессов, искусственный интеллект, изменение динамики внутренних рынков и изменения, связанные с внедрением новой техники. Также приводится  оценка изменений в логистике после внедрения рассмотренных решений на примерах российских и зарубежных компаний.

 

Ключевые слова: логистические системы, тенденции развития, цифровизация, интернет вещей, транспортный коридор, роботизация, программные решения, онлайн-коммерция.

 

Транспортно-логистическая отрасль требует постоянных изменений, направленных на сокращение времени транспортировки и хранения груза, улучшение качества обслуживания, снижение потерь на всех этапах транспортно-логистического обслуживания. Согласно отчёту, подготовленному транспортно-логистической практикой PricewaterhouseCoopers (PwC) в Центральной и Восточной Европе, выделяется пять факторов, оказывающих влияние на развитие транспортно-логистической отрасли, в том числе городского транспорта.

Ниже рассматриваются результаты влияния каждого из пяти факторов на работу российских и зарубежных предприятий.

  1. Под цифровизацией транспортно-логистической отрасли понимается: упрощение внутренних процессов за счёт более широкого применения цифровых решений, взаимодействие с клиентами с использованием новейших коммуникационных технологий, снижение финансовых рисков за счёт осуществления онлайн-платежей, снижение стоимости обслуживания клиентов и удовлетворение потребностей клиентов посредством совершенно новых услуг. Ожидается очень сильный эффект от применения цифровых решений, уровень зрелости этого фактора очень высокий, время выхода на рынок занимает от 1 года.

На рис. 1. наглядно показаны ожидаемые выгоды от инвестиций в цифровые технологии (по данным исследования PwC). Ожидается увеличение выручки на 54%, увеличение прибыли на 16% и улучшение качества обслуживания на 11% [3].

 

 

Цифровые решения уже нашли широкое применение в транспортной отрасли. В качестве одного из примеров можно привести самую масштабную площадку для онлайн-торговли Amazon. На складах компании уже функционируют умные системы, которые анализируют данные о каждом заказе, разрабатывают оптимальный маршрут и способ доставки. Внедрение данных технологий позволяет компании доставлять в срок 99,9% заказов. Компания считает оправданными затраты на собственный парк «Боингов» и дронов. В будущем они должны будут вытеснить водителей автомобилей, что позволит сократить затраты и время на доставку продукции.

Цифровизация в России развивается не такими быстрыми темпами по сравнению с передовыми странами, но зато показывает очень неплохую скорость в смене подхода. Традиционные железные дороги уходят в прошлое. ОАО «РЖД» намерено последовательно внедрять программу «Цифровая железная дорога», которая предполагает использование технологий промышленного интернета вещей, Big Data и др. Планируется пломбировать товарные составы, устанавливая на контейнеры специальные датчики. Это даст возможность отслеживать движение грузов в реальном времени и сократить бумажный документооборот до минимума. Таможенные и налоговые операции станут проще.

Интернет вещей и Big Data используются в железнодорожной отрасли по всему миру, Россия планирует последовательно перенимать подобные практики.

  1. Изменения в международной торговле. Важной составляющей в развитии международной торговля является привлечение транзитных грузопотоков. Необходимо создать благоприятные условия для иностранных грузовладельцев, что осложняется негибкой системой тарифов на перевозку и недостаточной чёткостью выполнения логистических операций, связанных с транспортировкой.

 В течение следующих нескольких лет будет наблюдаться быстрый рост объёмов железнодорожных перевозок по транспортным коридорам между Китаем и ЕС в рамках инициативы «Один пояс и один путь». Планируемые инвестиции по инициативе «Один пояс и один путь» указаны на рис. 2. Инвестиции будут направлены на строительство новых и совершенствование уже существующих терминалов и логистических центров, а также на улучшение транспортной инфраструктуры.

Предполагается повышение интереса к новым направлениям перевозок, которые не использовались из-за высоких логистических затрат. Это повлечёт за собой новые торговые соглашения. Возникнет необходимость модернизации транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, логистических центров и крупнейших транспортных узлов.

 

«Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» предусматривается развитие международного транспортного коридора «Восток-Запад».

Велико значение Транссибирской железнодорожной магистрали, которая может привлечь грузы Республики Кореи, Японии, а также северных и северо-восточных районов Китая со странами Европы.

Есть большой потенциал у коридора «Запад-Восток», на который могут быть привлечены контейнерные грузы с морского участка. Возможные объёмы контейнерных перевозок по этому коридору на сегодняшний день можно оценить в 250-450 тыс. TEU [2].

Лидерами по объему грузооборота в год (TEU) на 2018 г. согласно данным Alphaliner стали компании Maersk (Дания), Maditerranean Shg Co (Швейцария), COSCO Group (Китай), CMA CGM Group (Франция), Hapag-Lloyd (Германия). ТОП-50 завершает компания Log-In Logistica (Бразилия). Ни одна российская компания не вошла в ТОП-50.

Развитие новых торговых путей имеет очень высокий уровень зрелости и  достаточно сильный эффект. Первый положительный результат возможно получить в среднем через 2 года.

  1. В течение следующих нескольких лет будут активно развиваться программные решения. Глобальный рынок интеллектуальных транспортных систем должен превысить 72,3 млрд. долларов США к концу 2022 года [4].

Произойдут изменения в основных процессах, которые будут связаны с внедрением систем управления грузоперевозками, и интеллектуальных транспортных систем. Роботизация бизнес-процессов сможет решить проблемы, связанные с человеческим фактором (ошибки в повторяющихся технологических процессах), ускорить обработку претензий и упростит процедуру отслеживания грузов, снизить затраты на обслуживание оборудования и транспорта. Это потребует внесение изменений в транспортную и складскую инфраструктуру.

Применение искусственного интеллекта уже рассматривается компанией Uber Technologies Inc. Использование беспилотных грузовиков сможет повысить эффективность и сократит время доставки грузов за счёт сокращения времени простоев.

Все крупнейшие компании используют адаптированное под их деятельность программное обеспечение, которое повышает производительность труда сотрудников и упрощает поиск нужной информации в базе данных.

Для наглядного представления эффективности внедрения нового программного обеспечения на предприятии можно рассмотреть Цифровую Систему Управления Производством (ЦСУП). Внедрение ЦСУП оказывает косвенное положительное влияние на объём реализации продукции за счёт контроля и оптимизации себестоимости, повышения дисциплины и соблюдения сроков, персонализации ответственности и повышения уровня качества. В табл. 1 представлен возможный экономический эффект от внедрения ЦСУП и диапазоны влияния (оптимизации) на разные статьи затрат.

Роботизация бизнес процессов в настоящее время используется следующими зарубежными организациями: Walmart, Dell, Vanguard, Pitt Ohio, Global Business Travel и др.

 

Таблица 1 - Возможный экономический эффект от внедрения ЦСУП

и диапазоны влияния (оптимизации) на разные статьи затрат

Статьи затрат

Возможный диапазон влияния

Счёт бухгалтерского учёта

1

Расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления

2-10 %

20

2

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и инженерно-технических работников

2-3 %

26

3

Материалы

3-6 %

20

4

Комплектация

2-5 %

20

5

Расходы на кооперацию

2-5 %

20

6

Расходы на содержание и ремонт оборудования

1-5 %

20

7

Инструмент и оснастка

3-6 %

20

8

Потери от брака

2-5 %

21

 

В настоящее время внедрение роботизация производства осуществляется российским предприятием «Группа ГАЗ», занимающаяся производством автомобилей. На предприятии уже задействовано более 600 промышленных роботов, участвующих в сварке кузовов и кабин коммерческих автомобилей. В данном случае роботизация позволяет получить высокое качество работы и экономию времени.

Рассматривается возможность применения искусственного интеллекта при перевозках грузов морем. Предполагается, что морские суда будут беспилотными, а все происходящие на нём изменения будут поступать через средства связи в специализированный центр на берегу. Это позволит сократить затраты на оплату труда членов экипажа и исключит ошибки, связанные с человеческим фактором. На данный момент искусственный интеллект может применяться не в любой точке мира, т.к. не везде есть устойчивая связь.   

  1. Изменение динамики внутренних рынков. В связи с последними мировыми изменениями крупным компаниям и владельцам брендов стала особо интересна возможность продажи своих товаров через онлайн-каналы. Наличие интернет-магазина для крупных торговых корпораций является их неотъемлемой частью. В сфере электронной коммерции уже работают такие крупные компании, как Amazon, Otto Group, ASOS.

По официальным данным крупнейшей компании по торговле электроникой и бытовой техникой «Группа М.Видео-Эльдорадо» за первое полугодие 2020 г. онлайн-продажи составили большую часть оборота компании (56%). Онлайн-продажи компании выросли на 97,5% в сравнении с предыдущим годом до 116,8 миллиарда рублей (с НДС) и составили 56,1% от общих продаж компании [5].

Значительный толчок для развития онлайн-каналов сбыта продукции дала ситуация с новой коронавирусной инфекцией, когда люди не имели возможности посетить магазины. Стали популярны такие интернет-магазины как Ozon и Wildberries, появилось множество приложений по доставке всех необходимых товаров.

Приведённые данные наглядно показывают, что освоение онлайн-каналов для торговли положительно сказывается на товародвижении и увеличении прибыли компаний. Развитие онлайн-коммерции влияет на развитие логистики, увеличивая масштабы перевозок и строительства распределительных логистических центров.

Плюсами развития онлайн-каналов для потребителей товаров и услуг являются: экономия времени, возможность покупки почти из любой точки мира, а также возможность совершения покупки нескольких товаров в одном месте.

Организации, занятые в онлайн-коммерции, разрабатывают свои системы и условия доставки товаров, оплаты, документооборота и др. Кроме собственных разработок для продвижения и сбыта товаров они также активно используют социальные сети (Instagram, Вконтакте и др.).

  1. Изменения в основных процессах, связанных с внедрением новой техники. Данные изменения направлены на повышение эффективности складского хранения за счёт применения роботизации схем складского хранения. Они позволяют решить проблему нехватки квалифицированных специалистов (т.к. некоторые процессы выполняются роботами), обеспечить дальнейшую роботизацию доставки на участке «последней мили», которая приведёт к повышению надёжности, скорости и эффективности. А также появится возможность дальнейшего внедрения высокоскоростных железнодорожных магистралей, электромобилей и т.д.

Технологии роботизации уже внедряются на складах крупных организаций как за рубежом, так и в России. Они применяются при контроле качества продукции, сортировке, перемещении груза по территории склада, комплектации, погрузке и разгрузке, доставке.

Некоторые компании уже провели тестирование складских роботов, которые в данный момент используются для перемещения транспортных пакетов по территории склада. За счёт датчиков роботы могут «чувствовать» преграды на своём пути, а возможность заранее задать точку назначения позволяет доставлять груз до нужного стеллажа [1].

В «Домодедово», на складе временного хранения багажа, проходят испытания  складские роботы Vanderlande. Снабжённый RFID-метками багаж захватывается манипуляторами роботов и перемещается на отдельной платформе, это уменьшает вероятность повреждения или утери багажа.

В настоящее время находят своё применение устройства с технологией дополненной и смешанной реальности. Они позволяют моделировать рабочий процесс, а также используются при обучении персонала.

В следующие пять лет будет уделено особое внимание программам оптимизации доставки на участке «последней мили». Они умеренно повлияют на развитие транспортно-логистической отрасли и в основном будут реализованы для организаций, осуществляющих доставку на локальном уровне. Одним из таких нововведений является использование постаматов для получения товаров, заказанных через онлайн-платформу OZON.

В данной статье были рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие транспортно-логистичской отрасли. Были приведены примеры существующих зарубежных и российских компаний, которые уже начали применять в своей работе рассмотренные мероприятия. Реализовать данные решения в кратчайшие сроки не всегда представляется возможным, что-то уже активно применяется российскими компаниями, а что-то находится на стадии апробации.

В целом все изменения должны привести к положительной динамике в развитии транспорта и логистики. Но также следует обратить внимание на то, что роботизация, внедрение программных решений, использование новой техники и т.д. приводят к минимизации участия человека в транспортно-логистических процессах, что влечёт за собой рост безработицы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Афанасенко И.Д. Цифровая логистика: учебник для вузов / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова, - СПб.: Питер, 2019. С. 98-107

Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). – М.: Институт экономики РАН, 2018. С. 42-44.

Как будут развиваться транспорт и логистика в ближайшем будущем? Обзор тенденций и факторов развития отрасли на основе ежегодного опроса топ-менеджеров зарубежных компаний, проведённого PwC [Электронный ресурс]. АвтоГРАФ URL: https://glonassgps.com/kak-budut-razvivatsa-transport-i-logistika-v-blizajsem-budusem (дата обращения 21.11.21)

Медведев В.А. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок: учебное пособие / В.А. Медведев, А.С. Присяжнюк, - СПб: Университет ИТМО, 2016. С. 155-159

Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году [Электронный ресурс]. Readkong URL: https://www.pwc.ru/ru/transportation-logistics/assets/obzor-tendentsiy-razvitiya-transporta-i-logistiki-v-2019.pdf (дата обращения 14.11.21)

 

Vershinina E.I.

Master's student of the Department of Transport Management

Volga State University of Water Transport

(Russia, Nizhniy Novgorod)

 

Novikov A.V.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the

Department of Economics and Management

Volga State University of Water Transport

(Russia, Nizhniy Novgorod)

 

TRENDS AND PROSPECTS OF TRANSPORT

AND LOGISTICS DEVELOPMENT

 

Abstract: this article examines the factors influencing the development of the transport and logistics industry. Digital solutions, changes in international trade, robotization of business processes, artificial intelligence, changes in the dynamics of domestic markets and changes associated with the introduction of new technology are considered. It also provides an assessment of changes in logistics after the implementation of the considered solutions.

 

Keywords: logistics systems, development trends, digitalization, Internet of Things, transport corridor, robotization, software solutions, online commerce.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Вершинина Е.И., Новиков А.В. ОБЗОР ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ // Вестник науки №12 (45) том 3. С. 173 - 183. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5046 (дата обращения: 19.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5046



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.