'
Шакирьянова Э.И.
МОТИВАЦИОННОЕ И НЕМОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
разработка и внедрение успешных мероприятий по мотивированию труда персонала
Ключевые слова:
мотив; мотивация; мотивирование; принципы мотивации труда
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивация - это процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей. В материальноймотивации трудовойдеятельности, как основнойформе дохода работников, заработная плата имеет ведущую роль. Во-первых, высокий уровень заработной платы способствует снижению текучести кадров, формирует стабильныйтрудовойколлектив. Благодаря снижению текучести персонала работодатель имеет возможность сократить расходы на его наем и обучение, а высвобожденные средства направить на развитие производства, что, в свою очередь, обеспечит повышение конкурентоспособности продукции. Во-вторых, проведения политики высокойзаработнойплаты дает возможность отобрать на рынке труда наиболее подготовленных, опытных, инициативных, ориентированных на успех работников, производительность труда которых потенциально выше среднего уровня, отразится на успешнойдеятельности предприятия. Бонусы и премии являются достаточно мощными и важными стимулами мотивации, однако, для того, чтобы премирования дало ожидаемыйрезультат, каждыйработник должен понимать, за что он получает бонус и новые задачи позволят ему рассчитывать на повторное получение премии в будущем. В другом случае материальное вознаграждение воспринимается как элемент выигрыша, а, следовательно, не влияет на повышение мотивации. Мотивация как основа действийличности - это совокупность движущих сил, задают границы и формы деятельности и придают этойдеятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. С точки зрения управления мотивация это, «во-первых, функция руководства, создает у подчиненных стимулы к труду с максимальнойприбылью для предприятия. Во-вторых, прямое и косвенное влияние на персонал для изменения его ориентации и интересов, формирования относительного мотивационного ядра и развития на этойоснове трудового потенциала». По экономическоймотивации, то целесообразно рассматривать как систему мотивов и направленности человека, которые способствуют повышению эффективности трудовой деятельности в конкретных социально- экономических условиях с учетом характера побудительных механизмов. В мотивации труда следует отличать систему и механизм. Система мотивации труда включает цепи, в которых мотивы группируются по их признакам. Параметры системы мотивации являются устойчивыми. Что касается механизма мотивации труда, то он включает в себя комплекс экономических рычагов и средств социального и моральнопсихологического характера, являются мотивами, которые побуждают к труду и усиливают их. Для создания эффективного мотивационного механизма нужно предусмотреть примерно одинаковую степень побуждения для руководителейи подчиненных. Итак, эффективный мотивационный механизм должен опираться прежде всего на действующую систему материального и нематериального стимулирования, а также быть согласованным со стратегиейразвития предприятия. Бесспорно, высокая оплата труда как мотивационныймеханизм позволит повысить производительность труда персонала. Но все же постоянное увеличение уровня оплаты труда не способствует увеличению трудовойактивности, а наоборот со временем персонал привыкает к такому рода мотивации. Рекомендуется использовать повышение оплаты труда как краткосрочныйметод мотивации. Поэтому в последнее время руководители начали осваивать нематериальные методы мотивации. Нематериальную мотивацию разделяют на нормативную, принудительную и стимулирование. Так, нормативная мотивация - это поощрение человека к определенному поведению путем идейно - психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения. В свою очередь принудительная мотивация, основанная на использовании власти, применение угроз в случае невыполнения работником соответствующих требований. А стимулирование - это действие непосредственно на лицо, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, толкающих рабочего к определенному поведению. Нормативная и принудительная мотивация являются прямыми методами мотивации, потому что предполагают непосредственное влияние на работника, а стимулирование является косвенным методом, поскольку воздействие на человека осуществляется с помощью стимулов и выступает не как непосредственныйповод, а лишь как предпосылка к действию
Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1
Ссылка для цитирования:
Шакирьянова Э.И. МОТИВАЦИОННОЕ И НЕМОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 183 - 184. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/505 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*