'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  277 просмотров

Карасюк Д.В., Пищёлко А.В., Чижова Е.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается феномен буллинга и его различные проявления. Проведено эмпирическое исследование, в котором изучалось насколько различны проявления подросткового буллинга у разных гендеров. С помощью опросника Басса-Дарки было изучено, какие виды враждебности и агрессии используются разными гендерами   

Ключевые слова:
буллинг, травля, гендер, поведенческие нарушения, агрессия   


УДК 159.99

Карасюк Д.В.

Студент 5 курса

Кафедра клинической психологии, институт гуманитарных наук,

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

(Россия, г. Барнаул)

 

Пищёлко А.В.

Студент 5 курса

Кафедра клинической психологии, институт гуманитарных наук,

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

(Россия, г. Барнаул)

 

Чижова Е.А.

Студент 5 курса

Кафедра клинической психологии, институт гуманитарных наук,

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

(Россия, г. Барнаул)

 

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен буллинга и его различные проявления. Проведено эмпирическое исследование,

в котором изучалось насколько различны проявления подросткового буллинга у разных гендеров. С помощью опросника Басса-Дарки было изучено, какие виды враждебности и агрессии используются разными гендерами.

 

Ключевые слова: буллинг, травля, гендер, поведенческие нарушения, агрессия.

 

С буллингом (травлей) может столкнуться любой человек, в любом возрасте и любом сообществе, будь то колледж или элитная гимназия, и то что с ним регулярно сталкиваются разные слои населения, лишь пример распространённости явления [2]. Пиковой точкой принято считать период 12-14 –14-16 лет, в котором происходит интенсивные психические изменения и физиологическое развитие. Ситуации травли в школе происходят всё чаще. Более сильные подростки начинают травить более слабых, чувствуя своё превосходство. Подобные нападки помимо физической или вербальной агрессии проявляются в форме вымогательства, морального унижения, приводя к отчуждению и изоляции жертвы.

Один из первых на проблему и профилактику буллинга пролил свет Dan Olweus в конце 70 – х годов (1978) [7]. И многие последующие исследования в этой области дали понимание механизма поведения жертв, агрессоров и свидетелей, а также факторов, влияющих на это. В 1974-1988 гг. подробно освещал феномен буллинга британский исследователь Д. А. Лэйн, сделавший акцент на структурное устройство буллинга, из-за которого как бы запускается сам процесс травли, способствует проявлению. В своих работах Д. Лэйн дал свою трактовку определению буллинга. По его мнению, булинг – это длительное физическое или психологическое насилие со стороны булли или их целого группового состава, в отношении индивида, который, в данный момент и в данной ситуации не способен защитить. D. Olweus выделял следующие виды буллинга: физический, вербальный, направленный на социальную изоляцию, клевета [1,2].

Российский исследователь буллинга С.В. Кривцова с соавторами в своей статье «Школьный буллинг: прояснение понятий» различает два понятия «буллинг» и «агрессия», «насилие» и «виктимизация», которые, как она утверждает часто путают.  Для этого приводится феноменологический анализ агрессии и ее разновидностей в зависимости от типа переживаемой угрозы. Агрессия понимается как рефлексоподобная (протекающая «слепо», автоматически) защитная копинговая реакция с эффектом ситуативного преодоления.

Опыт некоторых исследований (Griezel L. 2012) показывает, что и мальчики, и девочки в равной степени являются участниками буллинга, но отличается сам стиль ведения травли, и методы, которые для этого используются [6]. Мальчики склонны демонстрировать более открытую, прямую агрессию, а девочки – косвенную и вербальную агрессию. У девушек также над всеми видами травли преобладает моральное, вербальное унижение, то, которое приводит к отчуждению и изоляции жертвы. Здесь уже сильное влияние играет пол и гендер. Применение прямой физической агрессии противоречит стереотипному женскому образу и паттернам поведения. В основном, буллинг у девочек – сплетни, интриги, косвенная агрессия, вербальные оскорбления, подстрекательство, манипуляции. Это типичные формы буллинга. И это поведение безусловно обусловлено – гендерной идентичностью, социокультурных контекстом, стереотипами при воспитании. Мальчики же, опять же в зависимости от культуры воспитания – обычно, сторонники культа силы, если говорить про наш социокультурный контекст.

В России темой исследования травли и буллинга занимались в разное время И. С. Кон, С. Н. Ениколопов, В. С. Собкин, С. В. Кривцова, А. А. Бочавер, К. Д. Хломов. [3,4].

Эмпирическая база исследования

В исследовании приняли участие 64 человек в возрасте от 18 до 22, Мсред = 18,76. Из них, 30 (46.88%) респондентов мужского пола, и 34 (53.12%) женского пола. Исследование проводилось анонимно, в качестве персональных данных указывался только пол и возраст.

Методы и методики исследования

Опросник агрессивности Басса – Дарки (вариант Цукерман, 40 вопросов) – данный опросник предназначен для выявления агрессивности респондентов.

Вопросник Сандры – Бэм по изучению маскулинности – фемининности (мужественность – женственность). Данный вопросник направлен на диагностику психологического пола и позволяет определить степень маскулинности, фемининности, андрогинности личности.

Шкала Буллинга – Н.А. Польская.

Математико-статистические методы исследования

Описательные статистики, корреляционный анализ Спирмена. Анализ результатов исследования осуществлялся с помощью статистического пакета SPSS – 22 for Windows (частотное распределение, корреляционный анализ Спирмена)

Анализ и интерпретация результатов исследования

Частотное распределение ответов по шкале буллинга (таблица 1)

№ п/п

 

Пункты шкалы

Частота Выбора

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Всегда

1

 

Когда мне надо было идти в школу, у меня портилось настроение

4(6.9%-)

16 (27.6%)

24(41.4%)

13(22.4)

1(1.7)

2

В классе я чувствовал себя напряженно

8(13.8%)

19(32.8%)

21(36.2%)

9(15.5%)

1(1.7)

3

В классе я чувствал себя одиноко

17(29.3%)

15(25.9%)

18(31)%

7(12.1)

1(1.7)

4

Когда я шёл в школу, я испытывал беспокойство

14(24.1%)

23(39.7%)

16(27.6%)

4(6.9%)

1(1.7)

5

Перед школой у меня что-то болело, и я плохо себя чувствовал

10(17.2%)

25(43.1%)

21(36.2%)

2(3.4%)

0(0%)

6

Мне сложно было найти общий язык со своими одноклассниками

24(41.4%)

18(31%)

8(13.8%)

5(8.6%)

3(5.2%)

7

Мои одноклассники считали меня неудачником

40(69%)

15(25.9%)

1(1.7%)

2(3.4%)

0(0%)

8

В классе никому неб было до меня дела

32(55.2%)

14(24.1%)

6(10.3%)

6(10.3%)

0(0%)

9

В классе у меня не было настоящих друзей

41(70.7%)

5(8.6%)

5(8.6%)

6(10.3%)

1(1.7)

10

Мои одноклассники вызывали у меня чувство страха

46(79.3%)

7(12.1%)

3(5.2%)

1(1.7)

1(1.7)

11

Я мечтал быстрее закончить школу и забыть про всех

20(34.5%)

11(19%)

11(19%)

11(19%)

5(8.6%)

12

На переменах я предпочитал быть в стороне от толпы

27(46.6%)

15(25.9%)

7(12.1%)

6(10.3%)

3(5.2%)

13

Были ситуации, когда я чувствовал(а) ненависть со стороны одноклассников

24(41.4%)

21(36.2%)

12(20.7%)

1(1.7%)

0(0%)

14

Были ситуации, когда я чувствовал(а) себя в классе «один против всех»

35(60.3%)

12(20.7%)

10(17.2%)

1(1.7%)

0(0%)

15

Некоторые из моих одноклассников могли меня толкнуть или ударить

48(82.8%)

8(13.8%)

3(5.2%)

0(0%)

0(0%)

16

Некоторые мои одноклассники только и искали возможность, чтобы оскорбить меня

47(81.0%)

8(13.8%)

3(5.2%)

0(0%)

0(0%)

17

Были ситуации, когда одноклассники угрожали мне

49(84.5%)

8(13.8%)

1(1.7%)

0(0%)

0(0%)

18

Мои одноклассники предпочитали высмеять меня, чем поддержать

39(67.2%)

15(25.9%)

2(3.4%)

2(3.4%)

0(0%)

19

В классе есть несколько человек, которые оскорбляли и давили на меня

43(74.1%)

10(17.2%)

3(5.2%)

2(3.4%)

0(0%)

20

Мои одноклассники просто издевались надо мной

53(91.4%)

3(5.2%)

2(3.4%)

0(0%)

0(0%)

 

Частотное распределение ответов по шкале буллинга показало, что от 1,7, до 19% респондентов выбрали ответ «часто», «всегда» в утверждениях № 10,13,14,15,16,17,19,20, имеющих прямую связь с буллингом (оскорблением, угрозами, моральным давлением и физической агрессией). Здесь также можно отметить, что многие не сталкивались с травлей

 

Таблица 2. Средние значения проявления агрессий у юношей и девушек (опросник Басса-Дарки)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Юноши

4,9

4,3

3,7

2

2,7

4,9

6,9

5,2

Девушки

3,9

5,3

5,9

2,8

3,8

6,4

7,9

6,9

прим. (1-физическая агрессия; 2-косвенная агрессия; 3-раздражительность; 4-негативизм;5-обида;6-подозрительность;7-вербальная агрессия;8-чувство вины)

 

В данной таблице представлены средние значения проявления агрессивности юношей и девушек. Исходя из данных отображённых в таблице, мы видим, что в данной выборке значение проявления всех видов агрессии, кроме физической – выше у девушек. Наиболее сильные различия проявлений агрессивности между юношами и девушками зафиксированы по раздражительности, вербальной агрессии, чувству вины.

Теперь представим проявление агрессии у каждого пола в процентном соотношении, чтобы нагляднее видеть выраженность различных видов.

 

Таблица 3. Уровень выраженности агрессии у юношей в (%)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Высокий

13,33

26,67

10

13,33

10

6,67

13,33

23,33

Средний

80

50

66,67

63,34

50

76,66

76,67

60

Низкий

6,67

23,33

23,33

23,33

40

16,67

10

16,67

прим. (1-физическая агрессия; 2-косвенная агрессия; 3-раздражительность; 4-негативизм;5-обида;6-подозрительность;7-вербальная агрессия;8-чувство вины)

 

Исходя из данных таблицы, мы видим, что практически все виды агрессии, кроме косвенной и обиды находятся на среднем уровне выраженности. У 8 парней (26,67%) косвенная агрессия на высоком уровне, и у 7 (23,33%) на низком. Также обида, у 3 (10%) на высоком уровне, у 15 (50%) на среднем, и у 12 (40%) на низком – это говорит о нехарактерном проявлении обиды для юношей.

Далее посмотрим уровень выраженности агрессивности у девушек в процентном соотношении

 

Таблица 4. Уровень выраженности агрессии у девушек в (%)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Высокий

11,43

37,14

14,29

34,29

28,57

31,43

31,43

45,72

Средний

65,71

54,29

77,14

60

71,43

65,71

60

42,86

Низкий

22,86

8,57

8,57

5,71

0

2,86

8,57

2,86

прим. (1-физическая агрессия; 2-косвенная агрессия; 3-раздражительность; 4-негативизм;5-обида;6-подозрительность;7-вербальная агрессия;8-чувство вины)

Как видно из таблицы 4, все виды агрессии, кроме чувства вины, у большинства девушек выражены на среднем уровне. Чувство вины сильно выражено у 16 девушек (45,72%). Менее всего девушкам свойственна раздражительность и физическая агрессия. Девушки не склонны использовать физическую силу в свою защиту или против кого-то, также, как и не готовы проявлять резкость, грубость при малейшем возбуждении.

 

 

Юноши

Девушки

Маскулинность

50

0

Фемининность

13,3

70,6

Андрогинность

36,7

29,4

Таблица 5. Выраженность ендерного пола у юношей и девушек (в %)

 

У 15 юношей (50%) – выражена маскулинность, у 11 (36,7%) – андрогинность и у 4 (13,3%) – фемининность. У девушек 0 (0%) выражена маскулинность, у 10 (29,4%) – андрогинность и у 24 (70,6%) – фемининность.

Здесь нет каких-то значений нормы, но исходя из социокультурного контекста и социальной среды того места, где проводилось исследование – результаты, примерно соответствуют ожиданиям. Но не стоит забывать погрешность выборки. Данное исследование, проведённое в другой среде, могло бы дать немного иные данные.  Из результатов данной выборки следует, что немалое количество, а именно 11 юношей – наделены чертами и маскулинности и фемининности, т.е. выражена андрогинность. Вероятнее всего, такие данные по выраженности фемининности проявляются из-за более нейтрального в последнее время воспитания и социокультурный контекста, потихоньку начинает становиться нейтральным. Немного сдают позиции установки «мужчина – защитник, добытчик» Идея воспитания больше всего начинает формироваться на основе свободного выбора ребёнка.

 

Таблица №5. Гендерные особенности проявления агрессивности.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Маскулинность

5,8

3,7

3,9

3,2

2

4,8

6,3

4,7

Фемининность

4,2

5,2

5,7

2,8

3,9

5,7

6

6,4

Андрогинность

4,7

4,4

4,3

3

2,9

5

7,2

5,5

прим. (1-физическая агрессия; 2-косвенная агрессия; 3-раздражительность; 4-негативизм;5-обида;6-подозрительность;7-вербальная агрессия;8-чувство вины)

 

Как мы видим из таблицы физическая агрессия выражена больше всего у маскулинного гендера и менее всего выражена у фемининного. И наоборот, косвенная агрессия больше всего выражена у фемининного, а менее всего у маскулинного. Раздражение аналогично, больше выражено у фемининного гендера.   Обида – характерна выражена для фемининности. Подозрительность выражена для фемининности, менее выражена для маскулинности. Вербальная же агрессия наиболее присуще для андрогинности. Чувство вины, выше у фемининности.

На шкале «Чувство вины» проще всего объяснить эти различия, и они будут понятны для всех. Наибольшая выраженность у фемининности, фемининность в данной выборке характерна и наиболее выражена у девушек. Девушки, как показывает социокультурный опыт наиболее чувствительны, сентиментальны. Далее андрогинность – это как бы смесь, если можно сказать - нейтральный гендер, с сочетанием характеристик разных гендеров. Соответственно у этого гендера чувство вины меньше выражено. И менее всего выражено у маскулинности. И опять же как показывает социокультурный контекст и опыт – юноши чуть менее выразительны в чувстве вины.

Обобщив результаты, можно сделать вывод, что физическая агрессия и негативизм больше всего выражены у маскулинных людей. Косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, чувство вины – выражены у людей с феминностью. Вербальная агрессия – выражена у людей с андрогинностью.

Теперь выясним есть ли взаимосвязь, между гендерными особенностями и проявлением агрессии в ситуации буллинга.

Для поиска корреляции использовалась программа SPSS-22 и корреляционный критерий (Пирсона, Спирмена)

 

В таблице №6 представлены прямая и обратная зависимости

1

2

3

4

5

6

7

8

0,276

-0,185

-0.184

0.378

-0.252

0.112

0,197

-0,312

p = 0,05

-

-

-

p =0.05

-

-

p =0,05

-0,270

0,309

-0.312

-0.179

0.182

0.168

-0,098

0,355

-

p = 0,05

-

-

-

-

-

p =0,01

-0,327

0,338

0.280

-0.079

0.320

0.201

0,225

0,461

p = 0,05

p = 0,05

p =0.05

-

p = 0.01

-

-

p =0,01

прим. (1-физическая агрессия; 2-косвенная агрессия; 3-раздражительность; 4-негативизм;5-обида;6-подозрительность;7-вербальная агрессия;8-чувство вины)

 

Данные корреляции могут позволить сделать следующий вывод:

Обнаружена прямая связь между физической агрессией и маскулинностью (0,276; p=0.05) и обратная (-0,327; p=0.05), т.е., чем выше маскулинность, тем выше физическая агрессия, и чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия.  Также выявлена прямая взаимосвязь между косвенной агрессией (0,338; p=0,05), чем выше выражена фемининность, тем выше выражена косвенная агрессия. Существует обратная связь между маскулинностью и обидчивостью (-0,252; р=0,05) и прямая между (0,320; р=0,01) – это говорит о том, что чем выше маскулинность, тем ниже обидчивость, и чем выше фемининность, тем выше обидчивость. Далее есть прямая связь между фемининностью и чувством вины (0,461; р=0,01) и обратная связь между маскулинностью и чувством вины (-0,312; р=0,05), т.е. чувство вины наиболее свойственно людям с выраженным фемининным гендером и менее выражено для маскулинного. Корреляционные связи здесь довольно слабые, но они есть, и это факт.  Взаимосвязь между негативизмом, подозрительностью и выраженностью этими видами агрессии в каком-либо гендере – отсутствует.

Вывод. Исходя из данных полученных в ходе исследования можно сделать вывод, у лиц с маскулинными качествами выше физическая агрессия, а не свойственна им – чувство вины и обидчивость. И чем выше фемининность, тем выше раздражительность, обидчивость, чувство вины и косвенная агрессия, а физическая агрессия ниже

В ходе исследования было выявлено, что у юношей показания практически по всем видам агрессии ниже, кроме физической. Наибольший разрыв в показателях заметен в чувствах вины, подозрительности, враждебности, агрессивности.

На протяжении всего исследования прослеживалась явная тенденция средних показателей по уровню агрессии, лишь иногда выражался в большей или меньшей степени, какой-либо вид агрессии. Обосновать это можно тем, что на человека влияет среда и социокультурное окружение. И иногда бывают случаи, когда агрессия вынужденная реакция на стрессовую ситуацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Борисова И. В., Бирякина В. И. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек //Казанский педагогический журнал. – 2016. – №. 1 (114).

Буллинг как объект исследований и культурный феномен. [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.

Гусейнова Е. А., Ениколопов С. Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку //Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. – 2014. – Т. 6. – №. 2. – С. 246-256.

Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия //Образовательная политика. – 2016. – №. 3 (73).

Филатова В. О., Бутовская М. Л., Калиниченко О. В. Агрессия и буллинг в школьной среде: социокультурные факторы, гендерные и половые различия //Вопросы психологии. – 2019. – №. 4. – С. 51-67.

Griezel L. et al. Uncovering the structure of and gender and developmental differences in cyber bullying //The Journal of Educational Research. – 2012. – Т. 105. – №. 6. – С. 442-455.

Olweus D. Bullying: What we know and what we can do //Mental disorder and crime. – 1993. – С. 353-365

 

Karasyuk D.V.

5th year student

Department of Clinical Psychology, Institute of Humanities,

Altai State University

(Barnaul, Russia)

 

Pishchelko A.V.

5th year student

Department of Clinical Psychology, Institute of Humanities,

Altai State University

(Barnaul, Russia)

 

Chizhova E.A.

5th year student

Department of Clinical Psychology, Institute of Humanities,

Altai State University

(Barnaul, Russia)

 

FEATURES OF GENDER MANIFESTATIONS

IN A BULLYING SITUATION

 

Abstract: this article discusses the phenomenon of bullying and its various manifestations. An empirical study

was conducted in which it was studied how different the manifestations of adolescent bullying are in different genders. Using the Bass-Darkey questionnaire, it was studied which types of hostility and aggression are used by different genders.

 

Keywords: bullying, bullying, gender, behavioral disorders, aggression.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Карасюк Д.В., Пищёлко А.В., Чижова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА // Вестник науки №12 (45) том 4. С. 20 - 31. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5058 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5058



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.