'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  264 просмотров

Мелконян А.М., Мороденко Е.В.

  


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА *

  


Аннотация:
в настоящее время в России происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается влияние двух глобальных тенденций. Во-первых, усиливается глобальная тенденция динамизма социальных процессов, что способствует формированию общества нового типа, ориентированного на будущее. Во-вторых, происходит трансформация культуры как контекста национальных и общечеловеческих ценностей, тематического содержания формирования личности и тематической деятельности. Эта статья может помочь родителям, воспитывающим подростков, понять, как успешно войти в общество своих детей   

Ключевые слова:
семья, воспитание, социализация, родительское поведение, тип детско-родительских отношений, институт социализации   


УДК 159.9.01

Мелконян А.М.

Филиал КузГТУ в г. Прокопьевске

(Прокопьевск, Россия)

 

Научный руководитель:

Мороденко Е.В.

доцент, к.псх.н.

Филиал КузГТУ в г. Прокопьевске

(Прокопьевск, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА

 

Аннотация: в настоящее время в России происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается влияние двух глобальных тенденций. Во-первых, усиливается глобальная тенденция динамизма социальных процессов, что способствует формированию общества нового типа, ориентированного на будущее. Во-вторых, происходит трансформация культуры как контекста национальных и общечеловеческих ценностей, тематического содержания формирования личности и тематической деятельности. Эта статья может помочь родителям, воспитывающим подростков, понять, как успешно войти в общество своих детей.

 

Ключевые слова: семья, воспитание, социализация, родительское поведение, тип детско-родительских отношений, институт социализации.

 

С самого рождения человек входит в общество. Он растет, развивается, умирает в нем. На развитие человека влияет множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Основным социальным фактором, влияющим на формирование личности, является семья.

Для того чтобы сделать семью объектом социальной работы и сложной социальной системой, необходимо учитывать ее влияние на личность[2]. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений между семьей и родом, и в целом взаимоотношений с окружающими людьми, человек видит мир как положительно, так и отрицательно, формирует собственное мнение, развивает отношения с окружающими. Семейные отношения также влияют на то, как человек будет строить карьеру в будущем. На современном этапе общественного развития институт семьи претерпел серьезные изменения: усилилось расслоение по доходам, увеличилось количество разводов, разрушена традиционная структура семьи, изменился общепринятый кодекс поведения и характер супружеских отношений, усилилась опасная тенденция многих родителей уходить от родительских обязанностей.

Наряду с семьями с одним родителем существует большое количество нестабильных и конфликтных семей. По всей стране из-за разводов более 70 миллионов детей ежегодно остаются без одного родителя, а 50 миллионов рождаются в браке (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях разлад порождает иронию, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях являются сиротами вместе с родителями. Все это крайне негативно сказывается на социализации подростков[3].

Социализация - это сложный процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Понятие "социализация" имеет множество определений. В социальной педагогике социализация - это непрерывное совершенствование обществом на протяжении всей жизни социальных норм, моральных ценностей и моделей поведения, которые способствуют успешному функционированию личности в этом обществе[1]. В подростковом возрасте социализация чаще всего является наиболее трудной из-за физической и психической перестройки организма.

Если вы посмотрите на подростка, то можете заметить изменения во внешности: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений [4]. В то же время подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, связанных с построением отношений со сверстниками, усвоением набора моральных принципов и приобретением чувства социальной ответственности. Также формируются постоянные модели поведения и характера, которые определяют будущую жизнь, физическое и психическое состояние индивида[5].

Для того чтобы процесс социализации личности подростка был успешно осуществлен, родители должны быть для ребенка всемерной поддержкой и образцом для подражания. Они должны помочь подростку справиться с проблемами, возникающими в подростковом возрасте, создать благоприятные условия для социализации и, следовательно, формирования его личности. Реализация этих родительских обязанностей осуществляется через воспитание[6].

Воспитание - это комплексный фактор влияния семьи на ребенка, который существует в рамках процесса социализации. А.В.Мудрик описывает образование как "создание условий для целенаправленного и планомерного развития личности, которое происходит в процессе взаимодействия людей различных сфер жизни в системе социальных институтов"[7].

Можно согласиться с мнением Т.В.Драгуновой о том, что "семейное воспитание является практически всеобъемлющим, поскольку оно включает в себя не только предложения, но и все формы влияния на подростков"[8].

На сегодняшний день существует проблема распространенности неблагополучных в воспитательном отношении семей, в которых формирование отношений с подростками в неблагоприятных условиях происходит неправильно, происходят воспитательные ошибки, что приводит к социальным явлениям сознания и поведения подростков. Это негативно сказывается на его социализации. Педагогические ошибки, сложная психологическая атмосфера в семье могут привести к тому, что семья перестает быть основным институтом социализации для подростков, а другие институты социализации играют неблагоприятную роль[9].

Таким образом, окружающая социальная микросреда, социально-психологический климат семьи, условия воспитания, отношения с родителями, личность самих родителей и их авторитет зависят от характера подростка и его формирования.

Анализируя влияние семьи на социализацию подростков, можно сделать вывод, что семья - это социальный институт, оказывающий решающее влияние на формирование личности, вступающей во взрослую жизнь, и семья становится (или должна стать) первым домом, в котором подросток получает социальный опыт, поддержку, помощь и познает социальную жизнь. В процессе социализации семьи реализуется механизм выявления и укрепления, при котором семья может осуществлять комплексное социализационное воздействие на подростков, обеспечить эффективность результатов вхождения индивидов в общество. Главной задачей семьи с точки зрения социализации подростков является воспитание. В процессе семейного воспитания у подростков происходит формирование таких качеств как: личности, умений, ценностей, убеждений, моральных и нравственных норм, моделей и привычек поведения, без которых он не сможет чувствовать себя полноценным членом общества, которые должны помочь подростку определить жизненные цели, приоритеты, выработать собственную стратегию поведения, общения, взаимодействия в обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ковалёва А. И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. –2004. –№ 1. –С. 139–143

Ступакова, Л. В. Влияние семьи на социализацию ребенка / Л. В. Ступакова, В. В. Ильинский, М. Д. Масанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88).

Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования 2002 .№ 2

Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник Оренбургского государственного университета. –2014. –№7(168). –С. 185–190.

Соколова А. П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями // Вестник Таганрогского университета им. А. П. Чехова. –2016. –No 5. –С. 112–115

Кожевникова М. Н., Агафонова О. Н. Особенности влияния семьи на социализацию подростков // Проблемы педагогики. –2010. –№ 10(21). –С. 36–38.

Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990. –С. 289

Драгунова Т. В. Подросток // Возрастная и педагогическая психология. М., 2009. –С. 93–105.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –2-е изд. М.: Изд.центр «Академия»,2004.

 

Melkonyan A.M.

Branch of KuzGTU in Prokopyevsk

(Prokopyevsk, Russia)

 

Scientific adviser:

Morodenko E.V.

Associate Professor, Ph.D.

Branch of KuzGTU in Prokopyevsk

(Prokopyevsk, Russia)

 

FAMILY INFLUENCE ON ADOLESCENT SOCIALIZATION

 

Abstract: Now in Russia there are serious socio-economic changes affecting the formation of the personality. Affected by the influence of two global trends. First, the global trend of dynamism of social processes is strengthening, which contributes to the formation of a new type of society, oriented towards the future. Secondly, there is a transformation of culture as a context of national and universal values, thematic content of personality formation and thematic activities. This article can help parents raising teenagers understand how to successfully enter their children's society.

 

Keywords: family, upbringing, socialization, parental behavior, type of parent-child relationship, institution of socialization.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мелконян А.М., Мороденко Е.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА // Вестник науки №12 (45) том 4. С. 64 - 68. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5065 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5065



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.