'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  199 просмотров

Матюшкин Д.А.

  


РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ХМАО-ЮГРА И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) *

  


Аннотация:
малое предпринимательство в рыночной экономике является неотъемлемой частью экономической системы и выполняет в ней ряд функций, которые не могут быть выполнены какой-либо другой категорией хозяйствующих субъектов. В строительном секторе возможности для малого бизнеса не полностью реализованы, в то же время использование потенциала малых предприятий в сотрудничестве с крупными может обеспечить разнообразие и индивидуализацию строительной продукции, в частности исходя из интересов конкретных клиентов. Но не стоит забывать о важности государственной поддержки предприятий малого бизнеса в строительной сфере. Именно поддержка помогает малым строительным компаниям существовать и быть конкурентоспособными   

Ключевые слова:
малый бизнес, строительство, государственная поддержка, субъекты РФ   


УДК 33

Матюшкин Д.А.

студент 2 курса магистратуры

Московский инновационный университет

(г. Москва, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

ХМАО-ЮГРА И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

 

Аннотация: малое предпринимательство в рыночной экономике является неотъемлемой частью экономической системы и выполняет в ней ряд функций, которые не могут быть выполнены какой-либо другой категорией хозяйствующих субъектов. В строительном секторе возможности для малого бизнеса не полностью реализованы, в то же время использование потенциала малых предприятий в сотрудничестве с крупными может обеспечить разнообразие и индивидуализацию строительной продукции, в частности исходя из интересов конкретных клиентов. Но не стоит забывать о важности государственной поддержки предприятий малого бизнеса в строительной сфере. Именно поддержка помогает малым строительным компаниям существовать и быть конкурентоспособными.

 

Ключевые слова: малый бизнес, строительство, государственная поддержка, субъекты РФ

 

Малые и средние предприятия занимают важное место в экономике любого государства и играют важную роль в решении экономических и социальных проблем - это сохранение рабочих мест, обеспечение дополнительной занятости, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, стабильность налоговых поступлений и др.

Исследованию проблем развития малого бизнеса и его социально-экономической значимости посвящены труды как зарубежных (И. Кирцнера, Л.фон Мизеса, Й. Шумпетера, Я. Корнаи, М. Питерса, Р. Хизрича и др.), так и отечественных ученых (Л.И. Абалкина, А.Н. Асаула, М.В. Беспалова, А.В. Виленского, А.В. Галаган, Н.Е. Егоровой, В.С. Кабакова, Л.А. Колесниковой, М.Г. Лапусты, В.Д. Мамонтова, Ю.Б. Рубина, Ц.В. Шварцбурда, А.Д. Шеремет, Б.Г. Ясиной идр.).

В то же время следует признать, что, несмотря на наличие значительного объема исследований по развитию региональной экономики, как отечественных, так и зарубежных исследователей, проблема выявления возможностей для активизации малого бизнеса в регионе связана с выявлением Приоритетными направлениями его развития остается еще малоизученная научная область, например, совершенствование механизма оценки социально-экономической эффективности развития малого бизнеса.

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике государства и играют важную роль в решении экономических и социальных проблем - это сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, а также стабильность налоговые поступления и др.

Малые предприятия в Российской Федерации начали развиваться особенно сильно с 1988 года - с 1990 года. Малые предприятия выросли в 2003 году, а в 2008 году насчитывалось 882,3 тысячи малых предприятий. Этому способствовал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в который затем были внесены необходимые корректировки (изменения и дополнения).

Малые предприятия в Российской Федерации сегодня составляют 10-12% ВВП, на них занято более 7,5 млн. Человек, а с точки зрения индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. Человек, что составляет около 17% от общего числа занятых в экономике.

Ключевым критерием, определяющим отношение предприятий различных правовых форм к малому бизнесу, является среднесписочная численность работников, занятых в бизнесе за отчетный период. Объекты малого бизнеса включают предприятия, которые работают в относительно небольшой группе людей или предприятиях, управляемых одним владельцем. Кроме того, критерии классификации бизнеса как показатели использования малого бизнеса, такие как: объем оборота (прибыль, доход), стоимость активов, размер зарегистрированного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, согласно которым компании относятся к малым предприятиям.

Малые компании - это торговые организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов, различных объединений и фондов не превышает 25%. Кроме того, доля юридических лиц, которые не являются малыми предприятиями, составляет не 49%. Численность работников в таких организациях за отчетный период не превышает установленных нормативов (уровней малого бизнеса):

- 100 человек в промышленности;

- 100 человек в строительстве;

- 100 человек на транспорте;

- 60 человек в сельском хозяйстве;

- 60 человек в научно-технической сфере;

- 50 человек в оптовой торговле;

- 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения;

– 50 человек в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности.

Деление на категории малых и средних компаний осуществляется по двум основным критериям: численность работников и полученные доходы.

В начале 2019 года на российском рынке работало 276 900 человек. строительные организации, в том числе 268,0 тыс. малых предприятий, из которых 87,2% - микропредприятия со среднесписочной численностью работников до 15 человек. Предприятия немалого бизнеса выполнили 40,1% объема работ, в основном это результат работы крупных организаций. Участие средних организаций составило около 6,6% объема работ. Более 95% общего объема работ за последние годы выполнено частными строительными организациями.

За последние 5 лет загрузка мощностей в строительстве колебалась на уровне 58-65%. Значительная доля выручки (43,8%) в 2017 году была сконцентрирована у относительно небольшого числа крупных строительных компаний, объем выручки каждой из которых превышал 2 млрд. руб. Не многим более (44,3%) пришлось на долю, доминирующих на рынке по количеству, малых застройщиков, с объемом выручки до 800 млн.руб.в год.

Уровень конкуренции строительного рынка существенно зависит от регионов. По результатам расчета коэффициента концентрации конкуренции можно заключить, что высококонкурентными регионами в нише производства строительных работ по возведению зданий являются примерно половина регионов Российской Федерации (например, Московская, Ленинградская области, ХМАО-Югра и т.д.)

Рассмотрим меры поддержки, оказываемой субъектам малого предпринимательства в строительном бизнесе на примере г. Санкт-Петербург, Ханты-мансийского автономного округа и Краснодарского края.

В Санкт-Петербурге оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, информационной, консультационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со Стратегией экономического и социального развития до 2035 года является одной из приоритетных задач, выполнение которой необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста.

В 2018 году государственная поддержка МСП в городе осуществлялась в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года № 554 [1].

Реализация Подпрограммы направлена на увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике города, а также изменение отраслевой принадлежности субъектов МСП в сторону увеличения производственных компаний. Ответственным органом государственной власти за реализацию Подпрограммы и предусмотренных ею мероприятий является Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

В истекшем году в рамках Подпрограммы осуществлялось предоставление субсидий по 6 специальным программам, а также реализовывались программы косвенного субсидирования. На протяжении ряда последних лет наблюдалось сокращение числа форм косвенной и, в особенности, прямой поддержки, что обусловлено, как процессом совершенствования системы мер поддержки, так и снижением объема финансирования соответствующих программ [1].

В ХМАО-Югра развитию субъектов малого предпринимательства способствуют принятые законы и программы регионального уровня, увязанные с показателями стратегического социально-экономического развития территории [3]. Например, основными целями реализации государственной политики развития субъектов малого предпринимательства муниципальных образований ХМАО-Югры являются: рост числа субъектов малого предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности и поддержка конкурентной среды в экономике; обеспечение благоприятных условия для развития и занятости населения; оказание помощи в продвижении выпускаемых ими товаров;  увеличение удельного веса выпускаемых товаров в объеме ВВП; увеличение удельного веса налогов субъектов малого предпринимательства.

Муниципальные программы по развитию субъектов малого предпринимательства, в основном, направлены на поддержку в сферах, отнесенных к вопросам местного значения. Однако вклад субъектов малого предпринимательства в экономику России остается незначительным по сравнению с другими странами.  Наиболее полно реализуются мероприятия по совершенствованию нормативно - правовой базы и обучению кадров. На практике отставание индикативных показателей программных мероприятий происходит из-за недостаточного финансирования. Доступ к государственным и муниципальным заказам для обеспечения бюджетных нужд, решает проблему недофинансирования, дает возможность развиваться субъектам малого предпринимательства [3].

В Ханты-Мансийском автономном округе субъекты малого предпринимательства, в основном, относятся к группе массового сектора, а также играют важную роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды проживания местного населения. Доля малых предприятий в строительной отрасли ХМАО-Югра в 2018 году составляла 30%.

В настоящее время в регионе существуют комплексные программы поддержки малого предпринимательства: «Выращивание» и «Сопровождение». Данные Программы направлены на оказание комплекса услуг, направленного на развитие существующего предприятия или реализации нового проекта. Под комплексом понимается набор уже действующих мер поддержки всех уровней (федерального, регионального, муниципального).

Для каждого предприятия составляется индивидуальная карта развития предприятия (ИКР).

Целью и показателем достигнутого результата являются создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений, увеличение выручки предприятия.

Наиболее часто применяемые меры поддержки [4]:

- Льготные кредиты

- Льготный лизинг

- Компенсация процентной ставки по кредиту

- Компенсация лизинговых платежей

Участник программы должен отвечать следующим требованиям [4]:

- быть действующим субъектом МСП;   

- быть зарегистрированным и осуществлять деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- быть зарегистрированным в Едином реестре субъектов МСП;

- осуществлять  деятельность субъекта МСП – вне производства и реализации подакцизных товаров;

- не находится в процессе ликвидации и/или банкротства;

- не иметь просроченной задолженности по налогам.

На Кубани доля малых и средних предприятий в валовом региональном продукте составила 33% в 2019 году. По мнению экспертов, Краснодарский край является одним из наиболее благоприятных регионов для развития малого и среднего предпринимательства во всех отношениях с точки зрения климата и географического положения [5].

По данным единого реестра малых и средних предприятий (МСП) на 10 января 2020 года, в Краснодарском крае зарегистрировано 276 897 малых и средних предприятий, на которых занято 539 273 человека и произведено 178 видов продукции. По сравнению с данными на 10 декабря 2019 года количество МСП уменьшилось на 1624.

В 2017 году в строительстве было занято 8,6% малых и средних предприятий Краснодарского края - это 2 место (1 место в потребительском секторе, 32,7%). В строительном комплексе преобладают малые предприятия с численностью до 100 человек [5].

Таким образом, доля малых строительных организаций в их общем количестве в 2017 году составила 95,5%.

Краснодарский край находится в ведении «Центра поддержки предпринимательства» или «Коворкинг». Это дорожная карта развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае.

Но, как и в любой отрасли, в сфере строительства малый бизнес рассмотренных регионов имеет проблемы. Для наглядности представим проблемы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в строительстве рассмотренных регионов в таблице 1.

 

Таблица 1 - Проблемы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в строительстве (на примере Санкт-Петербурга, ХМАО-Югра и Краснодарского края)

Регион

Проблемы

Санкт-Петербург

1. Неэффективность мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге, в том числе отсутствие эффективных мер государственной поддержки по увеличению доступности лизинговых программ для малого и среднего бизнеса.

2. Недостаточная осведомленность городских предпринимателей о текущих программах поддержки малых и средних предприятий.

3. Недоступность для малых предприятий участия в крупных государственных контрактах (особенно в области капитального и линейного восстановления и реконструкции капитала) из-за отсутствия большого оборотного капитала

 

Продолжение таблицы 1

Регион

Проблемы

ХМАО-Югра

1. Недостаточное финансирование программ поддержки субъектов малого предпринимательства

2. Высокая стоимость кредитных продуктов для субъектов малого бизнеса

Краснодарский край

1. Низкий уровень развития производственной и финансовой инфраструктуры;

2. Отсутствие достаточного капитала для открытия бизнеса;

3. Высокая стоимость кредитных ресурсов для малого бизнеса.

4. Действия правительства, препятствующие развитию малого бизнеса (монополизация рынка, приоритет крупного бизнеса)

 

Как видим из данных, представленных в таблице 1, наибольшее количество проблем поддержки малого бизнеса в строительстве существует в Краснодарском крае, на втором месте Санкт-Петербург, на третьем – ХМАО-Югра.

Решение описанных проблем на уровне каждого региона в отдельности и государства в целом позволит малому бизнесу в строительной отрасли выйти на новый уровень и составить конкуренцию крупным компаниям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Доклад о деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге в 2018 году - СПб. – 2019.

Киреев Н.Н. Ключевые направления повышения эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. 2015. No 7.

Кручинина В.А. Анализ динамики основных показателей развития субъектов малого предпринимательства в городе Сургуте ХМАО-Югры // Предпринимательство. УЭКС. – 2019. URL: http://uecs.ru/predprinematelstvo/item/5815-2019-12-30-08-48-47 (дата обращения 30.03.2020)

Портал малого и среднего предпринимательства Югры. URL: https://sb-ugra.ru/support/infosupport/comprehensive-programs/ (дата обращения 30.03.2020)

Сырма А. А. Оценка тенденций развития строительного комплекса города Краснодар // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-tendentsiy-razvitiya-stroitelnogo-kompleksa-goroda-krasnodar (дата обращения: 30.03.2020).

 

Matyushkin D.A.

2nd year master's student

Moscow Innovation University

(Moscow, Russia)

 

DEVELOPMENT OF SUPPORT FOR SMALL

BUSINESSES IN CONSTRUCTION

(THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG,

YUGRA AND KRASNODAR KRAI)

 

Abstract: small business in a market economy is an integral part of the economic system and performs a number of functions in it that cannot be performed by any other category of economic entities. In the construction sector, opportunities for small businesses are not fully realized, at the same time, using the potential of small enterprises in cooperation with large ones can ensure the diversity and individualization of construction products, in particular based on the interests of specific customers. But do not forget about the importance of state support for small businesses in the construction sector. It is the support that helps small construction companies to exist and be competitive.

 

Keywords: small business, construction, state support, subjects of Russian Federation

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Матюшкин Д.А. РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ХМАО-ЮГРА И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) // Вестник науки №12 (45) том 4. С. 124 - 134. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5075 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5075



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.