'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  162 просмотров

Бурков В.П., Григорьева А.Е.

  


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ *

  


Аннотация:
данная работа предполагает изучение актуальных проблем превышения должностных полномочий и пути их решения, а также предлагает некоторые внесения в уголовное законодательство   

Ключевые слова:
полномочия, превышение должностных полномочий, поправки   


УДК 343

Бурков В.П.

студент магистратуры

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

(Россия, г. Якутск)

 

Григорьева А.Е.

к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и процесса

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

(Россия, г. Якутск)

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕВЫШЕНИЯ

ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

 

Аннотация: данная работа предполагает изучение актуальных проблем превышения должностных полномочий и пути их решения, а также предлагает некоторые внесения в уголовное законодательство.

 

Ключевые слова: полномочия, превышение должностных полномочий, поправки.

 

В наше время очень актуальна проблема превышения должностных полномочий. Правоохранительные органы являются стабилизаторами политической и социально-экономической системы Российской Федерации. В связи с этим повышаются требования к обеспечению и соблюдению ими законности и правопорядка. При этом известно не мало случаев, когда сами сотрудники правоохранительных органов выступают субъектами преступлений при исполнении должностных обязанностей, превышая свои должностные полномочия.

Из статьи 286 УК РФ следует, что превышение должностных полномочий  это «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» [2]. Иными словами - это преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления.

Данные преступления являются наиболее опасными, так как они направлены против личности, общества и государства в целом. Также, с точки зрения морального аспекта такие преступления ослабляют авторитет органов власти.

В последние годы уголовные дела, основанные на превышении должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, рассматриваются все чаще. По статистике судебного департамента число этих дел ежегодно растет. В 2021 году, количество осужденных составляет на 51% больше, чем в прошлом году [3]. При этом надо учесть, что в большинстве случаев, особенностью преступлений по превышению должностных полномочий является их высокая латентность. Из-за чего расследование таких уголовных дел связано с определенными трудностями различного характера.

Так, например, вышестоящие должностные лица часто «покрывают» своих подчиненных, совершивших какие-либо преступления. Также процесс раскрытия таких преступлений усложняет тем, что должностные лица обладают значительными знаниями в уголовном законодательстве. Кроме того превышения полномочий должностных лиц нередко приравнивают к должностным проступкам.

 Помимо этого, следует отметить проблему расследования подобных преступлений на секретных и закрытых территориях особого режима в вооруженных силах, где исключается присутствие свидетелей.

Затрудняет расследование преступлений, связанных с превышением должностных полномочий и отсутствие единой трактовки разного рода признаков и элементов данного состава преступлений.

Федеральный закон № 424-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции", который был подписан 21 декабря 2021 г., значительно расширяет полномочия сотрудников полиции. Нужно отметить, что по статистике [3] именно сотрудники полиции, у которых и без такого Федерального закона имелись большие полномочия, чаще всего совершают преступления по превышению должностных полномочий.  И, как следствие, из вышесказанного, некоторые ученые юристы предлагают выделить в качестве самостоятельного состава преступления «Превышение должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов», с целью обеспечения большей ответственности сотрудниками за свои полномочия, которыми они наделены.

Согласно статье 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1]. Защита прав и свободы человека и гражданина подразумевает наиболее строгую ответственность, когда превышение полномочий влечет за собой причинение вреда социально-уязвимым категориям лиц. Помимо этого, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах различные категории конституционных прав (право на жизнь, достоинство личности и др.).

Так, можно выделить, что необходимо добавить в квалифицированные виды превышения должностных полномочий:

-совершение действий должностного лица, выходящих за пределы его полномочий и повлекших значительное нарушение конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению.

Также стоит отметить проблему квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, так как постановление Верховного Суда РФ не предоставляет определенности в выделении данных деяний.

Статьи злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий в уголовном праве сходные, но при этом абсолютно различные. Из-за чего действия должностных лиц часто трактуется неверно и поэтому преступное деяние может быть неправильно квалифицированно.

В практике также известны случаи переквалификации преступлений со статьи 285 УК РФ на статью 286 УК РФ, что указывает на проблему дифференциации составов злоупотребления полномочиями и превышения полномочий по их объективной стороне.

Таким образом, разграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий осуществляется именно по объективной и субъективной сторонам преступления. Так как состав данных преступлений имеет общие объект преступления и субъект, т.е. должностное лицо.

Для решения данных проблем предлагается основательно контролировать дисциплину должностных лиц и правоохранительных органов в целом, проводить своевременные проверки. Так же осуществлять различные меры для предупреждения должностных преступлений. Например, организационные меры, направленные на совершенствование практики подбора кадров; меры экономического характера, которые улучшают материальную обеспеченность должностных лиц в целях повышения их ответственности и сокращения преступлений; совершенных в корыстных целях; меры по повышению качества законодательства. Меры нематериального стимулирования (различные награды за безупречную службу, доски почета и прочее).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 19.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Статистика судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79

Федеральный закон от 21.12.2021 № 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112210029?index=0&rangeSize=1

 

Burkov V.P.

graduate student

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova

(Russia, Yakutsk)

 

Grigorieva A.E.

Candidate of Law, Associate Professor of the

Department of Criminal Law and Procedure

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova

(Russia, Yakutsk)

 

ABOUT SOME PROBLEMS OF EXCEEDING AUTHORITY

 

Abstract: this work involves the study of topical problems of abuse of office and ways to solve them, and also suggests some amendments to the criminal legislation.

 

Keywords: power, exceeding authority, amendments.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бурков В.П., Григорьева А.Е. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ // Вестник науки №12 (45) том 4. С. 162 - 166. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5081 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5081



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.