'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (45) том 4
  4. Научная статья № 33

Просмотры  111 просмотров

Жуманов Р.М.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ ВЕДУЩИХ МОСТОВ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ *

  


Аннотация:
статья содержит актуальную информацию о влиянии технического состояния ведущих мостов на безотказность и долговечность автомобиля. Проведенный анализ научно-технической литературы и сведений об условиях эксплуатации грузовых автомобилей основан на системном подходе к оценке технического состояния автомобиля   

Ключевые слова:
грузовой автомобиль, ведущий мост, температурный градиент, тепловая подготовка, зимняя эксплуатация, тепловая карта, отказ узла, подогревательное устройство   


УДК 629.113

Жуманов Р.М.

Преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств»

Джизакский политехнический институт

(г. Джизак, Узбекистан)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ ВЕДУЩИХ

МОСТОВ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

 

Аннотация: статья содержит актуальную информацию о влиянии технического состояния ведущих мостов на безотказность и долговечность автомобиля. Проведенный анализ научно-технической литературы и сведений об условиях эксплуатации грузовых автомобилей основан на системном подходе к оценке технического состояния автомобиля.

 

Ключевые слова: грузовой автомобиль, ведущий мост, температурный градиент, тепловая подготовка, зимняя эксплуатация, тепловая карта, отказ узла, подогревательное устройство.

 

Эксплуатационные условия эксплуатации автомобильного транспорта в нашей стране являются одним из важнейших факторов, существенно влияющих на эффективность перевозок. Одним из методов решения данной проблемы является тепловая подготовка автомобилей к началу эксплуатации, обеспечивающая приемлемый рабочий режим при запуске двигателя и начале движения. Однако по ряду причин такая подготовка носит избирательный характер и распространяется только на силовой агрегат, реже – на отдельные узлы (аккумуляторную батарею, коробку передач). Механизмы трансмиссии начинают работу в режиме холодного старта, что не способствует безотказности и долговечности деталей. Кроме того, может быть оказано негативное влияние на ряд эксплуатационных свойств автомобиля [5].

Авторами статьи исследованы вопросы теплообмена узлов трансмиссии автомобиля с окружающей средой в зимних условиях эксплуатации, обеспечения рациональных тепловых режимов работы ведущих мостов грузового автомобиля за счёт применения внешних и бортовых устройств подогрева. Исключение влияния перечисленных негативных факторов может в существенной мере снизить вероятность отказов автомобилей на линии из-за поломок деталей и неисправностей механизмов трансмиссии.

Вопросам теплообмена узлов автомобиля с окружающей средой и реализации мероприятий по уменьшению отрицательного воздействия низких температур воздуха посвящен ряд работ отечественных учёных. Чаще всего основное внимание уделяется тепловому состоянию двигателя и его подготовке к запуску в холодное время года [7]. Наибольшее значение для исследования теплового состояния трансмиссии имеет изложенная в перечисленных работах информация о нагруженности деталей и последствиях холодного запуска. Можно предположить, что механизм воздействия окружающей среды остается неизменным и при рассмотрении его применительно к ведущему мосту и другим узлам автомобиля.

Тепловой процесс взаимодействия с окружающей средой может быть описан с помощью математической модели теплового баланса главной передачи при подготовке к началу эксплуатации [13]:

 

где

Wn – потребная мощность бортового подогревательного устройства;

Q1 – количество теплоты, требуемое для нагрева деталей главной передачи и части деталей ведущего моста;

Q2 – количество теплоты, требуемое для нагрева трансмиссионного масла в картере главной передачи;

Q3 – количество теплоты, расходуемое при нагреве главной передачи на теплообмен с окружающей средой;

Q4 – количество теплоты, расходуемое в неучтенных процессах теплообмена с окружающей средой и деталями автомобиля;

tmn – время подогрева.

 

При расчете количества теплоты, затрачиваемой в том или ином процессе, необходимо учитывать влияние посторонних факторов, существенно изменяющих равновесное состояние. При определении составляющей Q1 необходимо принимать поправку на рассеивание тепловой энергии и нагрев смежных деталей трансмиссии, при нахождении составляющей Q2 следует принимать во внимание эффективность работы нагревательного устройства, при расчёте Q3 учитывать скорость ветра.

 

Исследования теплового состояния среднего и заднего мостов производились при различных режимах нагружения (в груженом и порожнем состоянии), при различных значениях технической скорости, температуры и подвижности атмосферного воздуха, времени в пути. Загрузка производилась строительным песком в пределах номинальной грузоподъемности. Оценка температурных градиентов проводилась с применением тепловизора Hotfind DX.

 

В ходе испытаний установлены значения температурных градиентов, возникающих при работе ведущих мостов в различных климатических условиях. Подтверждена правомерность выделения критических зон, влияющих на тепловое состояние ответственных деталей. Определены эмпирические коэффициенты, используемые в математической модели теплового баланса главной передачи.

Целесообразность проведения предстартовой и текущей тепловой подготовки ведущих мостов подтверждается данными дорожных испытаний. Рациональный уровень теплового воздействия устройства подогрева должен определяться в результате расчета теплового баланса ведущих мостов для наиболее вероятных условий эксплуатации.

Предложенное в ходе теоретических исследований математическое обоснование условий возникновения температурных градиентов в критических зонах главной передачи получило подтверждение в результатах дорожных испытаний. Обоснована необходимость контроля теплового состояния главной передачи для обеспечения безотказности и долговечности ведущего моста. Данный контроль должен осуществляться как при начале эксплуатации, так и на протяжении маршрута доставки груза.

Дана количественная и качественная оценка составляющих теплового баланса ведущего моста, которые определяются режимом работы трансмиссии, внешним влиянием дороги и окружающей среды, уровнем теплового воздействия подогревательного устройства.

Установлена необходимость совершенствования предложенной математической модели для повышения степени универсальности, например, в случаях загрязнения трансмиссионного масла или образования слоя атмосферных осадков на поверхности моста.

Обеспечение эффективной и безопасной работы автомобильного транспорта в регионах России с низкими температурами зимнего периода эксплуатации имеет большое практическое значение. Поэтому реализация мероприятий по повышению безотказности и долговечности узлов трансмиссии грузовых автомобилей, используемых в междугородных перевозках, является весьма актуальной. Для создания рациональных температурных условий работы ведущих мостов грузового автомобиля необходима разработка методики выбора способа тепловой подготовки, осуществляемой в том числе в течение выполнения перевозок грузов по заданному маршруту.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Азаматов Р. А., Дажин, В. Г., Кулаков А. Т., Модин А. И. Восстановление деталей автомобилей КамАЗ. – Вологда: ПФ «Полиграфист», 1994. – 215 с.

Антонец Д. А. Надежность подшипников качения трансмиссий и ходовых частей тракторов в зонах холодного климата // Вестник ИрГСХА. –2011. – № 45. – С. 75–78.

Анисимов И. А., Белов А. Г. Повышение эффективности использования автомобилей в низкотемпературных условиях эксплуатации // Экологическая безопасность регионов России и риск от техногенных аварий и катастроф: материалы Всероссийского постоянно действующего семинара. – Пенза: ПДЗ, 2004. – С. 86–88.

Барыкин А. Ю., Тахавиев Р. Х. К вопросу ограниченности принципа Парето – эффективности при проведении АВС – анализа номенклатуры автомобильных запасных частей // Автомобильная промышленность. – 2015. – № 9. – С. 24–25.

Долгушин А. А., Курносов А. Ф., Шведов С. П. Выбор трансмиссионных масел для зимней эксплуатации автомобилей // Механизация и электрификация сел. хоз-ва. − 2011. − № 11. − С. 10−12.

Долгушин А. А., Ляпин В. Г., Шведов С. П. Обоснование мощности СВЧ-нагревателя для КПП автомобиля КАМАЗ // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. − 2011. − № 1 (22). − С. 112–118.

Эрназаров, А. А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26.

Калимуллин Р. Ф. Эффективность предпускового подогрева автомобильного двигателя // Вестник Сибирской автомобильно-дорожной академии. – 2015. – № 1. – С. 11–17.

 

Zhumanov R.M.

Lecturer of the Department of "Vehicle Engineering"

Jizzakh Polytechnic Institute

(Jizzakh, Uzbekistan)

 

STUDY OF THE WORKLOAD

OF THE PRESENTERS TRUCK BRIDGES

 

Abstract: the article contains up-to-date information about the impact of the technical condition of the drive axles on the reliability and durability of the car. The analysis of scientific and technical literature and information about the operating conditions of trucks is based on a systematic approach to assessing the technical condition of the vehicle.

 

Keywords: truck, drive axle, temperature gradient, thermal preparation, winter operation, heat map, node failure, heating device.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (45) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жуманов Р.М. ИССЛЕДОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ ВЕДУЩИХ МОСТОВ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ // Вестник науки №12 (45) том 4. С. 199 - 204. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5087 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5087



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.