'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 1
  4. Научная статья № 81

Просмотры  107 просмотров

Бахарев Д.В., Вартик Г.Р.

  


ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТИЯ «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено понятие «межбюджетные отношения», используемое в законодательстве Российской Федерации. На основе исследования основных этапов исторического становления данного правового института в нормах бюджетного права России и доктринальных позиций различных ученых предлагается авторское определение понятия «межбюджетные отношения», которое предлагается включить в Бюджетный кодекс Российской Федерации и использовать как правовой базис для дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования межбюджетных отношений   

Ключевые слова:
межбюджетные отношения; бюджетное право; бюджет; трансферты; Российская Федерация   


Проблематика межбюджетных отношений на протяжении всей современной истории бюджетного законодательства Российской Федерации представляется достаточно актуальным вопросом для научных исследований. В частности, учеными была выявлена тенденция к увеличению роли межбюджетных отношений в моменты нехватки соответствующих материальных ресурсов, а также в периоды проведения серьезных государственных реформ. В соответствии с их мнением, это вызвано призванием межбюджетных отношений разрешать самые сложные вопросы, касающиеся необходимости устранений межтерриториальных и межуровневых диспропорций, а также осуществлением ими функций по реализации социальных гарантий [9, с. 79]. Определение «межбюджетные отношения» является достаточно непростым и многосоставным, что вызывает образование разнообразных споров и дискуссий по определению его смысла, которые создают реальные проблемы для дальнейшего совершенствования всей нормативной базы, регулирующей межбюджетные отношения, так как данное понятие определяет весь их правовой смысл. Но можно с уверенностью отметить, что от правильности закрепления в соответствующих нормативных правовых актах основополагающих терминов реально зависят формы и способы их воплощению в правоприменительной практике. В связи с этим данная правовая категория обуславливает необходимость в дополнительном, более глубоком анализе ее сущностных черт. В современной истории Российской Федерации впервые на законодательном уровне понятие межбюджетных отношений было определено в статье 129 первоначальной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В частности там регламентировалось, что: «Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» [1]. Также в этой главе были определены основополагающие принципы этих отношений (распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований, выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности и иные). Не обращая вниманиена спорные вопросы, возникающие с его правоприменительной реализацией, приведенный выше термин находился в БК РФ до 2004 г., называя межбюджетными отношениями подавляющее число вопросов, касающихся кооперирования работы на уровне государственных и органов местного самоуправления. В 2004 году в БК РФ были внесены существенные изменения, одни из которых имели целью уточнить термин «межбюджетные отношения» по вопросам их образования. В настоящее время статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Полагаем, что, несмотря на сделанную попытку улучшить формулировку данного понятия, оно до настоящего времени не очень верно отражает суть процессов межбюджетных отношений. В частности, на сегодняшний день недостаточно точно изложены состав субъектов межбюджетных отношений, цель, а также не отражены некоторые иные вопросы, имеющие к ним непосредственное отношение. Также следует обратить внимание на понятие бюджетные правоотношения, изложенное в статье 1 БК РФ, которые определяются в качестве отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Исходя из этого следует, что основания возникновений межбюджетных отношений в этом ракурсе являются достаточно расширенными, охватывая почти все группы бюджетных отношений

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бахарев Д.В., Вартик Г.Р. ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТИЯ «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 190 - 193. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/509 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/509



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.