'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  119 просмотров

Андрющенко К.Д.

  


СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРЕКОВ СЕВЕРНОГО ПРИАЗОВЬЯ (КОНЕЦ XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX СТ.) *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности свадебных традиций греков Северного Приазовья в конце XVIII – первой половине XIX вв., анализируются ритуалы, которые существовали в культуре греков   

Ключевые слова:
греки Северного Приазовья, свадебные традиции, сватовство, сюрпа   


УДК 392.51

Андрющенко К.Д.

учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа №25

(Россия, пос. Ильинский)

 

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРЕКОВ СЕВЕРНОГО

ПРИАЗОВЬЯ (КОНЕЦ XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX СТ.)

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности свадебных традиций греков Северного Приазовья в конце XVIII – первой половине XIX вв., анализируются ритуалы, которые существовали в культуре греков.

 

Ключевые слова: греки Северного Приазовья, свадебные традиции, сватовство, сюрпа.

 

История греков Приазовья в последние годы приобрела популярность среди исследователей. Греки всегда жили замкнутой общиной, что не всегда было понятно окружающим ее народам. Прежде всего это было связано с тем, что греки в рассеянном или компактном виде не только составляли одно из многочисленных этнических сообществ на территории Украины, но и имеют в своей истории мариупольскую и нежинскую волны колонизации. Все эти факторы позволили грекам сохранить их самобытность и этнические особенности, которые в первую очередь относились к повседневной жизни быту.

Историографию работы составляет специальная литература, которая разделена на следующие группы: труды советских ученых, работы современных украинских исследователей, работы краеведов. Советские ученые занимались исследованием добрачных знакомств греческой молодежи (А.Н. Ксенофонтова-Петренко) [1]. С.А. Лукьянова в своем труде [2] раскрывала основные семейные обряды греков Приазовья и определяла их значимость в формировании этнического самосознания будущего поколения. Одним из основательных работ по проблеме исследования состояния женщин-гречанок является труд мариупольской исследовательницы С.С. Арабаджи [3].

Источниковая база исследования представлена источниками личного происхождения и актовыми документами. В сборнике Г. Бадасена [4] опубликованы воспоминания и статьи о родном поселке Ялта, его жителях, родных автора. В воспоминаниях К. Хаджинова [5] описывались свадебные обычаи греков. М. Кечеджи-Шаповалов [6] вспоминал об отношении родителей невесты к свадьбе. «Высочайше конфирмированный план раздач в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению» [8] свидетельствует об особенностях свадьбы, развода и о женском образовании в Северном Приазовье.

Свадьба всегда была важнейшим праздником, проводимым с почестями, и носила в себе морально-социальное содержание. Созданию семьи в народе всегда придавалось особое значение. Началом свадебной игры было сватовство. Если юноше понравилась девушка, он сообщал о своем намерении жениться самой девушке или ее родителям. В доме девушки немедленно собирался семейный совет из родственников, разбиравших семью жениха. Если родители девушки признавали эту семью достойной их дочери, они извещали родителей парня, что готовы принять старост.

Родственники жениха приходили в дом родителей невесты. Происходил традиционный обмен подарками. Мать жениха приносила большой шелковый платок, золотое (серебряное) кольцо, золотой крест. Обязательно приносили сладости. На большом сватовстве определялся день свадьбы.

Интересными ритуально-магическими моментами была покупка невесты женихом у семьи и подруг, умыкание ее в течение первого дня свадьбы по предварительной договоренности с девушками и снова ее покупка, что указывает на рудиментарные формы первоначальных браков [9, с. 269].

После вступления в брак молодые шли в дом жениха [10].

В греческих селах молодые брачную ночь проводили в доме мужа. На другой день праздник продолжался. Обязательным блюдом в этот день был бульон из баранины – сюрпа.

После свадьбы начиналась жизнь молодой в новой семье. Ее знакомили с домашней обстановкой, с работой дома. Невестка первое время не должна была разговаривать со свекровью и свекром. Впоследствии свекровь дарила невестке золотую монетку и начинала разговаривать с ней. Позже свекровь говорила невестке, что она может заговорить со свекром [10].

Итак, греческую свадьбу можно рассматривать как комплекс ритуалов – сакральных и социально-юридических договоров, своеобразно упорядочивающих мир человека во время женитьбы на духовном и материальном уровнях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ксенофонтова-Петренко О.Н. Семейные обряды в селе Сартана // Культурно бытовые процессы на Юге Украины. – М.: Наука, 1979. С.173-184.

Лукьянова С.О. Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного воспитания // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).  – М.: Буки-Веди. 2014. С. 280-282.

Арабаджи С.С. Повседневная жизнь гречанки Приазовья в конце ХІХ –  начале ХХ ст. // «Гілея (науковий вісник)»: Збірник наукових праць. К. 2009. С. 4-11.

Бадасен Г.В. Обряды // По страницамистории села Ялта (Извоспоминаний о родинемоей и моихпредков). – Мариуполь. 2007. С. 147-149.

Хаджинов К. Зарисовки из семейного альбома, или не мои воспоминания // Хронос. 2005. № 3. С. 4-5.

Кечеджи-Шаповалов М.В. Старый и Новый Мариуполь //  – Мариуполь: Эл.-типография Бр. Гольприн. 1919. 30 с.

Фирман турецького султана Мустафы митрополиту Гелеону на Крымскую епархию. 1759 // Калоеров С.А. От Крыма до Мариупольского греческого округа (1652-1783). – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд». 2008. С.19-24.

Высочайше конфирмованный план раздач в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению 1764 г. Марта 22. // Калоеров С.А. От Крыма до Мариупольского греческого округа (1652-1783). – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд». 2008. С. 32-39.

Вейс Г. История культуры народов мира // Г. Вейс. – М.: Свет. 2004. 960 с.

Князева Т.М. Этнопсихологические аспекты семейно-родовой жизни греков Приазовье [Электронный ресурс]. URL: http://vuzlib.com/content/view/1555/62. 

 

Andryushchenko K.D.

History and Social Science Teacher

Municipal educational institution Ilyinskaya secondary school №25

(Russia, settlement Ilyinsky)

 

WEDDING TRADITIONS OF THE GREEKS

OF THE NORTHERN AZOV

(LATE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURY)

 

Abstract: this article examines the peculiarities of the wedding traditions of the Greeks of the Northern Azov region at the end of the 18th - first half of the 19th centuries, analyzes the rituals that existed in the culture of the Greeks.

 

Keywords: Greeks of Northern Azov region, wedding traditions, matchmaking, surprise.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Андрющенко К.Д. СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРЕКОВ СЕВЕРНОГО ПРИАЗОВЬЯ (КОНЕЦ XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX СТ.) // Вестник науки №1 (46) том 1. С. 19 - 22. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5094 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5094



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.