'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  93 просмотров

Ерофеева В.Б., Хасанова О.С.

  


СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАЗИНА В.А. *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности функционирования сравнительных конструкций в произведениях югорского писателя Мазина В.А., а также специфика репрезентации концептуального пространства Югры с помощью таких конструкций   

Ключевые слова:
сравнение, концептуальное пространство, концепт, Югра, репрезентация   


УДК 82.0

Ерофеева В.Б.

магистрант 2 года обучения

Нижневартовский государственный университет

(Россия, г. Нижневартовск)

 

Хасанова О.С.

магистрант 2 года обучения

Нижневартовский государственный университет

(Россия, г. Нижневартовск)

 

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

В ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАЗИНА В.А.

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности функционирования сравнительных конструкций в произведениях югорского писателя Мазина В.А., а также специфика репрезентации концептуального пространства Югры с помощью таких конструкций.

 

Ключевые слова: сравнение, концептуальное пространство, концепт, Югра, репрезентация.

 

Мазин В.А. - известный югорский писатель, чьи произведения основаны на фольклоре хантов - коренного народа ХМАО-Югры. Именно поэтому творчество писателя представляет собой уникальный источник информации о жизни, нравах и быте хантыйского народа. Образность, метафоричность и красота языка позволяет выявить лексические черты, благодаря которым перед читателем явственно открывается образ такой неизведанной, холодной, но манящей Югры.

Создавая образ своей малой Родины автор прибегает к использованию большого количества тропов: эпитеты, метафоры, метонимия, гипербола и другие. Однако наиболее точно концептуальное пространство Югры передают сравнительные конструкции.

Сравнение выступает важнейшим средством познания мира, получающим выражение в языковой картине мира народа, носителя языка. Явления, предметы сравниваются познающим субъектом по разным качествам, которые актуализируются в его практической деятельности. Говоря о языке художественного произведения, необходимо сказать о такой важной функциональной особенности сравнений, как экспрессивность, образность характеристик персонажей, ситуаций, явлений природы.[c.2]

Сравнение лежит и в основе других средств выразительности – это метафоры, компаративные конструкции, сравнительные наречия с образной семантикой, в связи с чем оно является универсальным приемом литературного творчества для многих мастеров слова. В художественной картине мира сравнение занимает важное место, поскольку, являясь средством художественной выразительности языка, дает возможность автору произведения показать свою призму мировидения.

Выделяют три группы сравнений:

  • Сравнения, существующие в готовой форме (всем известные сравнительные обороты);
  • Интерпретация готовых форм сравнений;
  • Индивидуально – авторские сравнение.

Рассмотрим несколько примеров. «Заря в обской воде устало брезжит, последний луч искрится на волнах, туман крадется вдоль по побережью, и я лечу, как птица в облаках.» [с. 116] В данном предложении можно увидеть следующую сравнительную конструкцию: «лечу, как птица». Такое сравнение относится к группе сравнений существующих в готовой форме, такие сравнения наиболее употребительны и зафиксированы в «Большом словаре сравнений».

«Льда стоны, будто звоны хрусталя, ласкают слух большими переменами.» [с. 117] А в этом предложении мы можем наблюдать интерпретацию готовой формы сравнения, поскольку по данным словаря, сравнивая что-либо с хрусталём актуализируется признаки чистоты и яркости, а Мазин В.А. сравнивает стоны льда со звуками хрусталя.

Особый интерес представляют индивидуально- авторские сравнения, поскольку именно в них выявляется авторский идиостиль и картина мира конкретного писателя. Примером подобного сравнения является «Молчаливо побреду урезонивать обиды возле пристани родной, где, как оборотень – идол, кедр у заводи речной, опрокидывая время, на притихшую волну, потешается над всеми, не торопится ко дну…» [с. 27]. Подобное сравнения в словаре не числится, а значит принадлежит автору.

Ниже приведена диаграмма, в которой проанализированы различные виды сравнений в произведениях Мазина В.А. Анализируя данные диаграммы, можно сказать, что сравнения в готовой форме преобладают в его лирических произведениях. Однако индивидуально – авторские сравнения, показывающие картину мира автора и являющиеся частью концептуального пространства составляет не менее многочисленную группу.

Таким образом, прибегая к сравнению как к тропу, Мазин В.А. ярко и красочно доносит до зрителей красоту природы своей малой Родины, переживаемые им эмоции, всплывающие в его памяти образы.

Особенно ярко сравнения реализуется в стихотворениях на тему природы, поскольку именно в них автор выражает трепетное отношение ко всему живому, ко всему, что населяет его родной край. Это единственная тематическая группа, в которой преобладают индивидуально – авторские сравнения, что говорит о высокой эмоциональной вовлеченности автора в описываемые события.

Творчество Мазина В.А. – большая база для изучения сравнений, а также концептуального пространства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бардина, Т. К. Особенности грамматических средств построения сравнительных конструкций в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" / Т. К. Бардина // Гуманитарные исследования. – 2019. – № 3(71). – С. 11-17.

Бубен и скрипка : избранная лирика / В. А. Мазин ; [авт. предисл. Л. Ханбеков ; худож. Ю. Бычков]. – Москва : Моск. Парнас, 2001. – 208 с. : ил.

 

Erofeeva V.B.

2-year undergraduate student

Nizhnevartovsk State University

(Russia, Nizhnevartovsk)

 

Khasanova O.S.

2-year undergraduate student

Nizhnevartovsk State University

(Russia, Nizhnevartovsk)

 

SPECIFIC FUNCTIONING OF COMPARATIVE

STRUCTURES IN LYRIC WORKS MAZIN V.A.

 

Abstract: this article examines the features of the functioning of comparative constructions in the works of the Ugra writer V.A.Mazin, as well as the specifics of the representation of the conceptual space of Ugra with the help of such constructions.

 

Keywords: comparison, conceptual space.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ерофеева В.Б., Хасанова О.С. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАЗИНА В.А. // Вестник науки №1 (46) том 1. С. 35 - 39. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5097 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5097



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.