'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  261 просмотров

Яковлева Ю.В.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена вопросам информационной безопасности и её взаимосвязи с информационной культурой личности. В ней рассмотрены особенности и элементы информационной культуры личности, способствующие формированию достаточно высокого уровня информационной безопасности и позволяющие при этом осуществлять эффективное взаимодействие с информационной средой   

Ключевые слова:
информационная безопасность, информационные угрозы, информационная культура, информационная компетентность, информационная среда, информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение   


УДК 37.01

Яковлева Ю.В.
магистрант психолого-педагогического факультета

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(г. Горно-Алтайск, Россия)

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Аннотация: данная статья посвящена вопросам информационной безопасности и её взаимосвязи с информационной культурой личности. В ней рассмотрены особенности и элементы информационной культуры личности, способствующие формированию достаточно высокого уровня информационной безопасности и позволяющие при этом осуществлять эффективное взаимодействие с информационной средой.

 

Ключевые слова: информационная безопасность, информационные угрозы, информационная культура, информационная компетентность, информационная среда, информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение.

 

Вопросы информационной безопасности имеют в настоящее время первостепенное значение. И это неудивительно, поскольку в современном информационном обществе от уровня информационной безопасности напрямую зависит степень развития общественных отношений и самого социума. Таким образом, все аспекты информационной безопасности сегодня довольно актуальны. К сожалению, большинство исследователей, рассматривавших проблемы, касающиеся информационной безопасности, обычно акцентируют внимание на технической или юридической стороне вопроса, упуская из виду многие психолого-педагогические и личностные моменты. Поэтому представляется необходимым восполнить данный пробел.

По определению Н.А. Северцова и А.В. Бецкова, информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества от разного рода информационных угроз, предполагающее невозможность нанесения вреда объекту безопасности [2, с. 92]. При этом под информационной средой социума понимается вся система общественных отношений, так и или иначе связанных с потреблением, преобразованием и созданием информации.

Таким образом, практически всё, что связано с информацией, входит в информационную среду общества и нуждается в обеспечении безопасности, т.е. информационная безопасность представляет собой глобальную проблему.

Особое значение информационная безопасность приобретает в сфере воспитания подрастающего поколения, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем информационной культуры детей и молодежи.

Следует отметить, что информационная культура личности представляет собой довольно сложное понятие, неоднозначное трактуемое в отечественной науке. Чаще всего под информационной культурой понимается такой уровень знаний, умений и навыков человека, который позволяет достаточно эффективно осуществлять взаимодействие с информационной средой. Причем, как справедливо отмечает А.В. Уразова, «информационная культура не может ограничиваться лишь системой знаний в области информационных процессов и технологий» [3, с. 154]. Действительно, информационная культура – это не только комплекс функционально значимых умений и способностей, но и мировоззрение, и система ценностных ориентаций, и общая концепция личностного развития.

Представляется, что уровень информационной культуры личности напрямую влияет на степень информационной безопасности. Так, чем выше уровень информационной культуры, тем выше и уровень информационной безопасности как отдельной личности, так и всего общества.

Здесь необходимо обратиться к понятию информационной компетентности, являющейся важнейшей составляющей частью информационной культуры. Итак, информационная компетентность, по утверждению С.И. Дуки [1, с. 102], представляет собой умение работать с большими объемами информации.

Без информационной компетентности формирование информационной культуры не представляется возможным, соответственно и степень информационной безопасности в таком случае может быть оценена как крайне низкая.

Выделим основные элементы информационной компетентности, позволяющие обеспечивать достаточную степень информационной безопасности.

Во-первых, это знание информационно-коммуникационных технологий и умение работать с ними.

Во-вторых, это комплекс знаний, умений и навыков, касающийся функционирования необходимого программного обеспечения.

В-третьих, это целевые установки и ценностные ориентации при работе с информацией, которые должны соответствовать не только нормам законодательства, но и правилам поведения, принятых в конкретном обществе, и мировоззренческим установкам личности.

Отметим, что последний элемент информационной компетентности довольно часто упускается исследователями из виду, а внимание акцентируется на первых двух, хотя именно последняя из указанных составляющих представляется наиболее важной, поскольку именно она является системообразующим фактором, способствующим формированию такого интегративного качества личности, как информационная компетентность.

В свою очередь информационная культура, базирующаяся на информационной компетентности, выступает в качестве такого личностного качества, которое позволяет существенно повышать уровень информационной безопасности. Это особенно важно в школьном возрасте, когда личность наиболее сензитивна к внешнему информационному воздействию, которое в силу несформированности системы ценностных ориентаций и мировоззрения личности подрастающего человека может нанести его психоэмоциональной сфере весьма существенный вред.

В этом отношении можно выделить несколько наиболее важных направлений формирования информационной культуры, наиболее важных для обеспечения информационной безопасности детей и молодежи:

– формирование понимания информационной среды не как дикого пространства, живущего по законам джунглей, а как логично организованной структуры;

– формирование критического отношения к информации, поступающей из различных источников, развитие способности оценивать степень её достоверности и качества;

– формирование исследовательского подхода как при работе с информацией, так и в отношении средств информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения.

Таким образом, информационная безопасность непосредственно определятся уровнем сформированности информационной культуры личности, благодаря которой человек получает возможность ориентироваться в информационных потоках, получать, перерабатывать, создавать и распространять информацию, осуществлять на достаточно высоком качественном уровне любую деятельность в информационной среде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Дука С.И. Информационная компетентность личности как условие развития современного общества // Инновации. 2011. № 1 (147). С. 102-104.

Северцов Н.А., Бецков А.В. Информационная безопасность и принципы ее обеспечения // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2018. Т.1. С. 92-96.

Уразова А.В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №71. С. 154-158.

 

Yakovleva Yu.V.

graduate student of the Faculty of Psychology and Pedagogy

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Gorno-Altaisk State University»

(Gorno-Altaisk, Russia)

 

THE RELATIONSHIP OF INFORMATION SECURITY

AND INFORMATION CULTURE

 

Abstract: this article is devoted to the issues of information security and its relationship with the information culture of a person. The features and elements of personal information culture, contributing to the formation of a sufficiently high level of information security and allowing for effective interaction with the information environment, are considered.

 

Keywords: information security, information threats, information culture, information competence, information environment, information and communication technologies, software.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Яковлева Ю.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №1 (46) том 1. С. 77 - 81. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5105 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5105



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.