'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 1
  4. Научная статья № 17

Просмотры  160 просмотров

Коковин Д.Н., Калинина Д.А.

  


РАЗРАБОТКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности разработки законодательства о выборах во Всероссийское учредительное собрание в 1917-1918 гг., анализируется его значение в период работы Временного правительства в России, а также влияние на современное избирательное законодательство Российской Федерации   

Ключевые слова:
государство, выборы, история, Учредительное собрание, законодательство   


УДК 340.1

Коковин Д.Н.

Студент 3 курса

Волго-Вятский институт (филиал) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

(Россия, г. Киров)

 

Калинина Д.А.

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Волго-Вятский институт (филиал) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

(Россия, г. Киров)

 

РАЗРАБОТКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ

В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности разработки законодательства о выборах во Всероссийское учредительное собрание в 1917-1918 гг., анализируется его значение в период работы Временного правительства в России, а также влияние на современное избирательное законодательство Российской Федерации.

 

Ключевые слова: государство, выборы, история, Учредительное собрание, законодательство.

 

Современное российское избирательное законодательство основывается на опыте прошлых поколений. Практика выборов в Учредительное собрание также является ценной компетенцией, еще одним шагом по пути формирования современного избирательного права. Анализ основных проблем, с которыми столкнулся законодатель во время проведения данной избирательной кампании, является важным для дальнейшего развития российского парламентаризма.

Разработка темы выборов в Учредительное собрание была проведена учеными на разных этапах российской истории. Работы современников рассматриваемых событий: Ф. Ф. Кокошкина, [13] А. Ф. Керенского, [12] В. В. Водовозова [5] и В. М. Гессена [7, 8], Ф. И. Дана [9] – были направлены на анализ сути теории учредительной власти.

После 1917 г. интерес к теме заметно упал. Первой попыткой комплексного исследования данной темы стала работа Н. А. Шавеко [22]. В 1930-е гг. выходит серия трудов, в рамках которых поднимается и вопрос об Учредительном собрании [20]. Крупнейшим исследованием рассматриваемой проблемы в 80-е гг. ХХ в. стал труд Е. А. Скрипилева, в котором большое внимание было уделено организационно-технической подготовке выборов [21]. 

Среди современных исследователей стоит упомянуть труды Л. Г. Протасова, который утверждал, что главная проблема – создание основанной на гражданском консенсусе государственной власти так и не была решена из-за разгона Учредительного собрания [19]. Несмотря на существование значительного числа работ, по теме исследования, подавляющее большинство из них посвящено изучению отдельных вопросов поднятой проблемы.

Отречение Николая II в пользу брата Михаила кардинальным образом сказывалось на политической ситуации в стране. В связи с этим, на заседании Временного комитета Государственной Думы в ночь с 1 на 2 марта 1917 г. было принято решение о созыве Всероссийского Учредительного собрания [12; с. 144]. На следующий день, 3 марта 1917 г. Михаил Александрович отрекся от престола в пользу Временного Правительства, которое должно было организовать созыв Учредительного собрания [1]. В этот же день Декларацией Временного правительства была провозглашена подготовка к предстоящим выборам в Собрание [10].

В мае 1917 г. произошел созыв Особого совещания Временного Правительства для разработки Положения о выборах в Учредительное собрание под председательством одного из основоположников конституционного права России Ф. Ф. Кокошкина. В состав совещания вошли также наиболее видные государственные деятели и профессора права: В. М. Гессен, Н. И. Лазаревский, Б. Э. Нольде, Н. Н. Авинов и В.В. Водовозов. При этом членами Особого совещания оказались представители всего политического спектра, что, вызвало множество споров в ходе разработки законодательства о выборах в Учредительное собрание [19; с. 102].

Первоочередной задачей, стоящей перед Особым совещанием, было определение основных принципов избирательного права. Идеи свободы и равенства, заложенные во французской Декларации прав человека и гражданина, сподвигли Особое совещание почти единогласно установить основные принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое и тайное голосование, [17] что являлось значительным шагом в развитии электорального права России. Люди настолько не верили в узаконение данных идей, что Временному Правительству приходилось отвечать в обращениях, что всеобщее право действительно всеобщее [16].

Принцип всеобщности выборов касался и военнослужащих, что было мировым прецедентом, так как ни в одной стране до этого такое не практиковалось [15]. Осознавая то, что в России проживает множество кочевых народов, при этом происходит массовая миграция населения, бегущего с фронтов Первой Мировой войны, было принято решение об отмене ценза оседлости, что значительно увеличивало количество голосующих.

Противоречия среди членов Особого совещания возникали при решении вопроса о типе избирательной системы. За введение пропорционализма выступал профессор Н. М. Коркунов, который подчеркивал, что степень соответствия представительства составу избирателей находится в прямой зависимости от числа избирателей, тем самым устраняется возможность большинству получить представителей меньше, чем у меньшинства, при этом маленькие и незначительные партии в дальнейшем смогут объединиться, что соответствует идее народного представительства [14; с. 21-25, 84–85, 93–94]. Поддерживал данную точку зрения и Л. А. Велихов, указывавший, что идея пропорциональной системы является наиболее своевременной и совершенной в силу усиления роли партий в России [2; с. 6–9]. Сторонником пропорционального представительства на выборах в Учредительное собрание выступал также М.В. Вишняк, полагавший, что данное нововведение приведет к росту политического сознания и развитию политической системы общества, при этом позволит сгладить различные местные условия, дополняя тем, что любая система представляется непонятной, сложной и затруднительной только сначала [4; с. 18, 20–21].

Вышеуказанным идеям противопоставлялись представления о сохранении мажоритарной избирательной системы. Отстаивал данную позицию ученый-правовед В. М. Гессен, полагавший, что пропорциональная система лишает кандидатов, не состоявших в партиях, возможности пройти в парламент. При этом, сам парламент оказывается раздробленным ввиду большого количества незначительных партий [8; с. 316-321]. Идеи В. М. Гессена были поддержаны публицистом и юристом В. В. Водовозовым, который считал, что пропорциональная система может действовать эффективно только в небольшой и плотно заселенной стране, [5; с. 16-17; 28-52] что не соответствовало огромным территориям Российской империи, где проживало множество кочевых народов. Возражения высказывал и профессор права А.А. Жилин, полагавший, что пропорциональные выборы являются малопонятными, тем самым, они способствуют понижению сознательного отношения избирателя к выборным операциям [11; с. 317].

По итогу обсуждений пропорциональная система выборов была установлена, но с некоторыми оговорками. Во‑первых, голосование должно было проводиться по нескольким многомандатным округам, а не по единому избирательному округу [20]. Это объясняется тем, что было намного проще создать отдельный избирательный округ, который соотносился территории губернии, чем формировать единый избирательный округ, требующий гораздо больше средств для успешного функционирования. Во-вторых, используя практику иностранных государств, было введено использование связанных списков.

Серьезные разногласия проявились в ходе обсуждения возрастного ценза. Меньшевики требовали установления возрастного ценза в 20 лет. Ф. И. Дан аргументировал это тем, что в данном возрасте человек способен понимать общественные настроения и его нужды, при этом готов бескорыстно заниматься общественными делами [9; с. 16-17]. Этот возрастной ценз был установлен в избирательном законе Швейцарии. Нужно учесть, что Положение о выборах в Учредительное собрание дублировало многие идеи из избирательной системы Швейцарии.

В противовес этому мнению большевики настаивали на введении возрастного ценза в 18 лет. Данная идея была аргументирована тем, что именно в таком возрасте человек достигает своей политической (революционной) зрелости. Большевиками двигал не электоральный альтруизм, а расчет на то, что за них проголосуют военные и революционно настроенная молодежь.

Также была предложена идея о введении ценза в 21 год. Концепция была предложена партией кадетов, по замыслу которых гражданская дееспособность должна была приравниваться к политической. Комиссар министерства юстиции Временного правительства В.А. Маклаков объяснял это тем, что невозможно доверить решение столь важных вопросов лицам, которые не могут распоряжаться своим имуществом и совершать иные гражданско-правовые действия [3; с. 266]. При этом, кадеты приводили в подтверждение примеры из «более демократических» государств: Франции и США, которые действовали по такому же методу, приравнивая гражданскую и политическую зрелость [6; с. 169]. В итоге был установлен возрастной ценз в 20 лет, а для военнослужащих 18 лет, что позволило привлекать большее количество граждан к голосованию.

Несмотря на колоссальную работу Особого совещания, было допущено множество пробелов в праве. Касались они в основном предвыборной агитации и регистрации кандидатов. Так, например, не были установлены законодательные сроки и порядок проведения агитации, а также допустимые источники финансирования. Пробел был также допущен в регулировании регистрируемых кандидатов. Отсутствовала норма, по которой кандидат должен предоставлять одинаковую информацию о себе во всех избирательных округах. Исходя из этого, кандидат мог спокойно указать наиболее подходящую информацию о себе в определенном округе, чтобы получить наибольшее количество голосов.

Так или иначе, раздел I «Положения о выборах в Учредительное собрание» [18] был принят 20 июля 1917 г., а окончательный вариант в сентябре того же года. Несмотря на все проблемы, с которыми встретились разработчики, был совершен огромный шаг в развитии избирательного права и парламентаризма в целом. Раздираемое множеством противоречий Особое совещание сумело создать свой труд в кратчайшие сроки, используя современные правовые теории и прогрессивные идеи. 

Решение созыва Учредительного собрания стало реальной возможностью создать передовое и прогрессивное законодательство, что стало новым шагом в развитии российского избирательного права. Особым совещанием была проведена колоссальная работа. Были реализованы многие прогрессивные идеи иностранных ученых и мыслителей, таких как В. Дондт, Дж. Милль, Г. Друп и Э. Гогенбах-Бишоф.

Положение о выборах в Учредительной собрание было адаптировано под современные реалии, в которых главная роль отводилась партиям и их свободам. Именно постоянный рост влияния партий предопределил внедрение новой для России пропорциональной избирательной системы. Демократичность нового законодательства подтверждается тем, что при голосовании все граждане были равны между собой. При этом не учитывался имущественный ценз, тем самым, принципы прямого, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании лишь укрепляли свое положение в современных реалиях. Был установлен возрастной ценз в 20 лет, а для военнослужащих 18 лет, что позволило привлекать большее количество граждан к голосованию.

Несмотря на все противоречия членов партий, состоявших в Особом совещании, работа была доведена до конца, причем в максимально сжатые сроки. Но всё же данные факторы не позволили до конца отрегулировать пробелы в праве, связанные с регистрацией кандидатов и порядков проведения предвыборной агитации.

Созданное Положение предопределило развитие избирательного права в России, а современное российское законодательство во многом активно использует и перенимает опыт прошлых поколений, попутно реформируя российское избирательное право.

Современное российское избирательное законодательство переняло многие аспекты, установленные в Положении о выборах в Учредительное собрание. В частности, это касается основных принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Идеи пропорционализма также сохранились в современных электоральных реалиях. В России уже давно практикуется идея совмещения мажоритарной и пропорциональной системы, что значительно увеличивает соответствие выбранных кандидатов мнению граждан. При всем при этом современное законодательство в значительной степени заполнило пробелы в праве. Это коснулось и установление сроков предвыборной агитации, источников финансирования, а также порядка регистрации кандидатов и предоставляемой ими информации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Акт об отречении великого князя Михаила Александровича от престола. Петроград, 3 марта 1917 г. [Электронный ресурс]. URL: http://romanovy.rusarchives.ru/nikolay-ii/akt-ob-otrechenii-velikogo-knyazya-mihaila-aleksandrovicha-ot-prestola  (дата обращения: 06.05.2021);

Велихов, Л.А. Сущность и системы пропорциональных выборов. – Пг.: изд. Л. А. Велихова. 1917. 466 с.;

Вишняк, В.М. Дань прошлому. – М.: Директ-медиа. 2016. 409 с.;

Вишняк, В.М. Учредительное собрание и пропорциональные выборы. – Пг.: ЦК Партии социалистов-революционеров. 1917. 31 с.;

Водовозов, В. В. Всеобщее избирательное право и его применение в России [Электронный ресурс]. URL: http://lawlibrary.ru/article1113144.html (дата обращения: 06.05.2021);

Выборы во Всероссийское Учредительное собрание в документах и воспоминаниях современников / Под общ. науч. ред. Ю. А. Веденеева и И. Б. Борисова. – М.: РОИИП, 2009. 831 с.

Гессен, В. М. Основы конституционного права [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22186-gessen-v-m-osnovy-konstitutsionnogo-prava-pg-1917 (дата обращения: 06.05.2021);

Гессен, В.М. Теория конституционного государства [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/60691-gessen-v-m-teoriya-konstitutsionnogo-gosudarstva-lektsii-chitannye-studentam-ekonom-otd-spb-politehn-instituta-imperatora-petra-velikogo-spb-1914 (дата обращения: 06.05.2021);

Дан, Ф. И. Всенародное Учредительное Собрание [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/27772-dan-f-i-vsenarodnoe-uchreditelnoe-sobranie-b-m-1905 (дата обращения: 06.05.2021);

Декларация Временного правительства о его составе и задачах от 03.03.1917 [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5201 (дата обращения: 06.05.2021);

Жилин, А.А. Учебник государственного права Ч. 1. – Пг.: Тип. Б.М. Вольфа, 1916. 434 с.

Керенский, А.Ф. Россия на историческом переломе / А. Ф. Керенский [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Kerensky.pdf  (дата обращения: 06.05.2021);

Кокошкин, Ф. Ф. Учредительное собрание : [доклад, прочитанный 7 съезду партии Народной свободы 25 марта 1917 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/24771-kokoshkin-f-f-uchreditelnoe-sobranie-doklad-prochitannyy-7-sezdu-partii-narodnoy-svobody-25-marta-1917-g-pg-1917  (дата обращения: 06.05.2021);

Коркунов, Н. М. Пропорциональные выборы [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/58301-korkunov-n-m-proportsionalnye-vybory-spb-1896 (дата обращения: 06.05.2021);

Нольде, Б.Э. Далекое и близкое: Исторические очерки / Б. Э. Нольде [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22483-nolde-b-e-dalekoe-i-blizkoe-istoricheskie-ocherki-parizh-1930 (дата обращения: 06.05.2021);

Особые журналы Совета министров Российской империи. 1909–1917 гг. 1916 год / Федер. архив. агентство, Рос. гос. ист. архив, отв. сост., авт. введ. и примеч. Б.Д. Гальперина. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008 [Электронный ресурс]. URL:  http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/27600#mode/inspect/page/135/zoom/4 (дата обращения: 06.05.2021);

 Положение о выборах в учредительное собрание 1917. – URL: http://museumreforms.ru/node/13792 (дата обращения: 06.05.2021);

Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г. «Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание» от 20.07.1917 [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5411 (дата обращения: 06.05.2021);

Протасов, Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание история рождения и гибели. – М.: РОССПЭН, 1997. 368 с.;

Рубинштейн, Н. К. истории Учредительного собрания. –М.-Л.: Гос. соц. эк. изд., 1931. 128 с.;

Скрипилев, Е. А. Всероссийское учредительное собрание: Ист.-правовое исследование. – М.: Наука, 1982. 216 с.;

Шавеко, Н. А.  Октябрьская революция и Учредительное собрание. – М.: Московский рабочий, 1928. 256 с.

 

Kokovin D.N.

The 3rd course student of

Volgo-Vyatka Institute (branch)

of Kutafin Moscow State Law University

 

Kalinina D.A.

Associate professor of Theory and history of state and law Department,

Volga-Vyatka Institute (Branch) of Kutafin Moscow State Law University

 

DRAFTING LEGISLATION ON ELECTIONS

TO THE CONSTITUENT ASSEMBLY:

PROBLEMS AND ELECTORAL LEGACY

 

Abstract: the article examines the features of the development of legislation on elections to the All-Russian Constituent Assembly in 1917-1918, analyzes its significance in the work of the Provisional Government in Russia, as well as the impact on the modern electoral legislation of the Russian Federation.

 

Keywords: state, election, history, Constituent assembly, legislation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Коковин Д.Н., Калинина Д.А. РАЗРАБОТКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ // Вестник науки №1 (46) том 1. С. 91 - 100. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5108 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5108



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.