'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 1
  4. Научная статья № 18

Просмотры  117 просмотров

Мальцева Г.В.

  


АННУЛИРОВАНИЕ И ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ КОНТРАКТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается порядок признания торгов по определению поставщика товаров (работ и услуг) недействительным, а также случаи признания контракта недействительным   

Ключевые слова:
торги, контракт, ФЗ № 44, определение поставщика, участники, недействительность контракта   


УДК 34.07

Мальцева Г.В.

студентка магистратуры кафедры гражданского

и международного частного права

ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ имени А.С. Пушкина»

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

АННУЛИРОВАНИЕ И ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ КОНТРАКТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ

В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается порядок признания торгов по определению поставщика товаров (работ и услуг) недействительным, а также случаи признания контракта недействительным.

 

Ключевые слова: торги, контракт, ФЗ № 44, определение поставщика, участники, недействительность контракта.

 

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - ФЗ № 44-ФЗ) - это свод правил и норм, которые регламентируют порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение.

В соответствии с нормами ФЗ № 44-ФЗ закупка товаров, работ и услуг начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Специфика закупок для государственных и муниципальных нужд состоит в строгой регламентации процесса заключения сделок на торгах и предоставления повышенных гарантий их участникам. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на торгах происходит конкурентным способом, которыми являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных ФЗ № 44-ФЗ, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1ФЗ № 44-ФЗ, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион[ст. 24 ФЗ № 44-ФЗ].

Одной из гарантий в проведении конкурентных процедур закупок для участников выступает право участника оспорить результаты торгов, если порядок их проведения был нарушен. Однако не всегда возможность признать торги недействительными станет эффективным средством для восстановления нарушенного права.

Согласно статьи 47 ФЗ № 44-ФЗ в случае нарушения положений главы 3 ФЗ № 44-ФЗ, регламентирующей определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица. Данное правило перекликается с положениями ст. 449 ГК РФ, в силу которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, а также контракт, заключенный по итогам таких торгов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а также с нормами ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой нарушение требований Закона является основанием для признания судом соответствующих закупочных процедур и заключенных по их результатам контрактов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа [8].

К заинтересованным лицам относятся участники правоотношений, складывающихся при осуществлении конкретной закупки, однако такое ограничительное толкование явилось бы несправедливым по отношению к тем лицам, чьи права были нарушены проведенными торгами. Лицо, обращающееся с требованием о признании закупок или торгов недействительными, должно доказать наличие у него защищаемого субъективного гражданского права, а также возможность восстановления нарушенного права способом, отраженным в предмете искового требования (ст. 4 АПК РФ, ст. 11 и 12 ГК РФ).

Для того чтобы признать торги недействительными, необходимо наличие определенных условий. Так в соответствии с и. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в следующих случаях:

-        кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

-        на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

-        продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

-        были допущены иные "существенные нарушения" порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

-        были допущены "иные" нарушения правил, установленных законом.

Арбитражные суды, удовлетворяя требования о признании торгов недействительными, исходят из того, что существенные нарушения порядка проведения торгов, такие как нарушение срока внесения изменений в конкурсную или аукционную документацию, нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, неверное определение цены государственного контракта, незаконный отказ в допуске лица к участию в конкурсе или аукционе, приводят в итоге к неправильному определению победителя закупки или цены контракта. Однако в силу того, что перечень оснований признания торгов недействительными является не исчерпывающим, в судебной практике нередки случаи, когда иск о признании торгов недействительными основан на любом формальном несоответствии закону и предъявлен недобросовестным лицом с целью уклонения от исполнения обязательств по такому договору и избежание ответственности.

Признание торгов недействительными влечет недействительность контракта, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, а также с нарушением норм ФЗ № 44-ФЗ. Кроме того, признание торгов недействительными, а также конфликт интересов между заказчиком и участником закупки влечет недействительность контракта. В любом случае для принятия решения суд учитывает конкретные обстоятельства, например, повлияли ли нарушения процедуры на определение победителя, является ли добросовестной сторона контракта, заявляющая о его недействительности, затронуты ли публичные интересы или права третьих лиц, можно ли восстановить нарушенные права.

Контракт может быть признан недействительным в следующих случаях:

Наличие конфликта интересов при проведении конкурентной закупки. Такой конфликт присутствует, если руководитель заказчика или иные лица со схожими полномочиями, имеющие влияние на закупку, состоят в браке либо являются близкими родственниками с лицами, относящимися к участнику закупки. Это может быть физическое лицо - участник закупки, директор, президент, другие единоличные исполнительные органы либо члены коллегиального органа, другие органы управления юридического лица, а также выгодоприобретатели участника закупки (и. 9 ч. 1 ст. 31ФЗ №44- ФЗ), [п.З; 6] Контракт при наличии конфликта интересов ничтожен [и.9; 6].

Установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц. В этом случае действительность такого контракта может быть оспорена в суде согласно ч. 22 ст. 34ФЗ№ 44-ФЗ.

Неверно выбран способ определения поставщика. Самым распространенным основанием для признания контракта недействительным в суде является выбор в пользу неконкурентной процедуры определения поставщика, когда оснований для этого недостаточно. Контракт, заключенный с единственным поставщиком на основании и. 9 ч. 1 ст. 93ФЗ №44- ФЗ, может быть признан недействительным, если заказчик мог провести конкурентную процедуру.

Нарушения при проведении определения поставщика. Нарушение положений ФЗ № 44-ФЗ, регламентирующих проведение процедуры

определения поставщика, может привести к признанию такого определения недействительным по иску заинтересованного лица (ст. 47ФЗ № 44-ФЗ). А признание торгов, по итогам которых был заключен контракт, недействительными влечет и недействительность контракта (и. 2 ст. 449ГК РФ).

Суды при принятии решения оценивают, повлияло ли допущенное нарушение на результаты торгов, нарушены ли принципы открытости, прозрачности, ограничена ли конкуренция, а, следовательно, нарушаются ли публичные интересы и интересы третьих лиц. Так, к недействительности контракта ведет, например, неверное определение победителя из-за неправильного подсчета баллов при проведении конкурса, предоставление участником недостоверных сведений в заявке при условии, что это привело к заключению с ним контракта [и. 18; 5], [7].

5) Нарушение антимонопольных требований при закупке. Нарушение антимонопольных требований к конкурентным процедурам, установленных ст. 17ФЗ №135- ФЗ, является основанием для признания судом такой процедуры и контракта недействительными по ч. 4 ст. 17ФЗ № 135-ФЗ. Так, например, недействительным может быть признан контракт, заключенный без надлежащего обеспечения его исполнения, поскольку это создает участнику преимущественные условия в нарушение и. 2 ч. 1 ст. 17ФЗ № 135-ФЗ [и. 26, 5].

Но в ФЗ № 44-ФЗ есть и исключения не все нарушения данного закона могут повлечь недействительность контракта:

1) прямо указанное в законе нарушение, которое не влечет недействительности контракта, - непредставление исполнителем сведений о крупных соисполнителях по дорогостоящим контрактам. Информация о нарушении будет размещена в Единой Информационной Системе в сфере закупок, также по контракту могут последовать санкции, однако контракт на таком основании не может быть признан недействительным в соответствии с ч. 25 ст. 34ФЗ№44- ФЗ;

2) нарушения процедурных правил, которые не относятся к определению поставщика. Например, не является основанием для признания контракта недействительным ситуация, когда заказчик не направил сведения о контракте в реестр. Такое нарушение несет риск привлечения заказчика к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, Письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 N ОГ-Д28-9402, но недействительности контракта или не внесенного в реестр дополнительного соглашения к нему не повлечет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Утвержден Президиумом Верховного СудаРоссийской Федерации28 июня 2017 года, и. 26

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.09.2016 г.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.06.2020 N 310-ЭС19-26526 по делу N А84-2224/2018

Б.Е. Кошелюк Комментарий к ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный)// изд. Проспект, 2019 г.

 

Maltseva G.V.

Master's student

Leningrad State University named after A.S. Pushkin

(Russia, St. Petersburg)

 

CANCELLATION AND INVALIDATION OF A CONTRACT

CONCLUDED AS A RESULT OF VIOLATION

OF THE PUBLIC PROCUREMENT LAW

 

Abstract: this article discusses the procedure for recognizing a tender to determine a supplier of goods (works and services) invalid, as well as cases of invalidating a contract.

 

Keywords: bidding, contract, Federal Law 44, determination of supplier, participants, invalidity of contract.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мальцева Г.В. АННУЛИРОВАНИЕ И ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ КОНТРАКТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ // Вестник науки №1 (46) том 1. С. 101 - 107. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5109 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5109



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.