'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  181 просмотров

Хамракулов Ё.М., Абдукаримов Ш.У.

  


НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены планирование затрат на ремонт карьерных автомобилей. Определены существующие нормативы расхода запасных частей, текущая и прогнозируемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта   

Ключевые слова:
карьерные самосвалы, техническое обслуживание, капитальный ремонт, запасные части, себестоимость   


УДК 1

Хамракулов Ё.М.

Кафедра «Инженерия транспортных средств»

Джизакский политехнический институт

(Джизак, Узбекистан)

 

Абдукаримов Ш.У.

Магистрант специальности «Наземные транспортные системы»

Джизакский политехнический институт

(Джизак, Узбекистан)

 

НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ

 РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

 

Аннотация: в статье рассмотрены планирование затрат на ремонт карьерных автомобилей. Определены существующие нормативы расхода запасных частей, текущая и прогнозируемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта.

 

Ключевые слова: карьерные самосвалы, техническое обслуживание, капитальный ремонт, запасные части, себестоимость.

 

В сложных горно-техни­ческих условиях наиболее эффектив­ным видом транспорта для ведения горных работ является автомобиль­ный. Для поддержания парка карьер­ных автосамосвалов в рабочем со­стоянии и обеспечения максимально высокого коэффициента технической готовности, который должен быть не менее 0,92-0,95, необходимо свое­временное проведение технических обслуживании и ремонтов, а для это­го требуется соответствующее фи­нансирование.

По нормам, преду­смотрены амортизационные отчисле­ния не только на финансирование полного восстановления стоимости самосвалов к концу срока их исполь­зования, но и на выполнение капи­тальных ремонтов (КР). Отчисления для автосамосвалов грузоподъемно­стью 25 т и выше формировались из расчета 0,5 % (на полное восстанов­ление) и 0,46 % (на капитальный ре­монт) от стоимости машин на 1000 км пробега и с применением поправоч­ного коэффициента 1,3.

При этом в нормах амортизацион­ных отчислений на капитальный ре­монт подвижного состава учитыва­лись затраты на модернизацию, про­водимую одновременно с КР, на средний ремонт, проводимый с пе­риодичностью свыше одного года, за­траты на перевозку и монтаж-демонтаж ремонтируемого оборудования.

 

Таблица 1

Структура парка карьерных самосвалов

№ п/п

Предприятие

Марка

Кол-во

1

НГМК

БелАЗ-75473, БелАЗ-75481

САТ-785, НВ1200

2 4 4

2

АГМК

БелАЗ-754831 БелАЗ-7555 БелАЗ-75473, БелАЗ-75125

БелАЗ-75131,Unit Rig MT3300DC

Haulpak D-510E

40 2

 

Итого:

 

646

 

В настоящее время в основе пла­нирования затрат на ремонт лежат существующие нормативы расхода за­пасных частей, текущая и прогнози­руемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта. При этом ориен­тиром при осуществлении финанси­рования служат показатели, достигну­тые за прошедший период, скоррек­тированные с учётом инфляции, т. е. используется принцип «от достигнуто­го».

Таким образом, для оперативного планирования            финансирования ремонтов карьерного автотранспорта, необходим укрупнённый интеграль­ный показатель, амортизацион­ным отчислениям на капитальный ре­монт, учитывающий реалии настояще­го времени.

Как известно, под системой плано­во-предупредительных          ремонтов (ППР) подразумевается совокупность организационных и технических ме­роприятий, направленных на преду­преждение преждевременного износа деталей и узлов, а так же на повыше­ние надежности оборудования. В данном случае под оборудованием подразумеваются карьерные самосва­лы.

Сущность системы ППР заключа­ется в том, что на оборудовании по­сле определённой наработки выпол­няются техническое обслуживание (ТО) и различные виды плановых ре­монтов (ПР1, ПР2). Основной метод осуществления ППР - метод периодического ремон­та. При этом очередные плановые ремонты проводятся в заранее уста­новленные сроки по наработке определённого количества мото-часов. Содержание ремонта уточняется в процессе технического осмотра в за­висимости от состояния деталей и уз­лов.

Основным содержанием системы ППР является обязательное выполне­ние правил эксплуатации и техниче­ского обслуживания, а так же свое­временное и качественное проведе­ние плановых ремонтов [1].

Система ППР лежит в основе по­ложений о техническом обслужива­нии технологического автотранспорта и автотранспорта общего пользования [1], [2], [3], [4], [6].

Для импортных карьерных само­свалов действуют требования руко­водств по эксплуатации, разработан­ные фирмами - изготовителями, кото­рые в отношении ремонтов и обслу­живании согласуются с нормативными документами для отечественного транспорта.   Отличия   данных   руководств от отечественных в том, что в зависимости от марки машины меня­ется периодичность или вводится до­полнительное техническое обслужи­вание.

Регламентированные ремонты, предусмотренные нормативными документами [1], [2], как самостоя­тельный вид в большинстве ГОКов не проводятся, а распределены по видам ТО.

Несмотря на разные условия в ГОКах, во всех рассматриваемых подразделениях используется система планово-предупредительных ремон­тов.

Рассмотренные выше структуры затрат показывают, что при планиро­вании финансирования ТО и ремон­тов самосвалов с достаточной степе­нью точности можно опираться на ус­тановившееся соотношение между расходами на запасные части и на обеспечение проведения ремонтов.

Чтобы определить затраты, необ­ходимые для финансирования прове­дения ремонтов, предлагается уста­новить норматив отчислений:

- для АГМК и НГМК (самосвалы, г/п 91 -136 т), равный удвоенному нормативу расходования запасных частей в про­центах от контрактной стоимости са­мосвала; то есть: R = 2Z

где R - норматив отчислений на про­ведение ремонтов с учётом приобре­тения запасных частей, в руб.; Z – норматив расходования запасных час­тей в процентах от контрактной стоимости самосвала, в руб.;

- для а/б №1 АГМК и НГМК (самосвалы г/п 42-45 т), R = 3,5Z*

где R - норматив отчислений на про­ведение ремонтов подвижного соста­ва с учётом приобретения запасных частей, в руб.; Z* - норматив расходо­вания запасных частей для самосва­лов БелАЗ г/п 42-45 т плюс норма­тив расхода запасных частей для транспорта общего пользования, в руб.

С точки зрения планирования средств нет разницы между капиталь­ным и текущим ремонтами. Основная задача ремонтных воздействий -обеспечить работоспособность маши­ны.

Для осуществления более эффек­тивного планирования и финансиро­вания системы ремонтов предлагаем:

В настоящее время проходят апробацию разрабо­танные нормативы на финансирова­ние системы ремонтов. Очевидно, что вопрос оперативного и объективного планирования затрат актуален и для других горнодобывающих предпри­ятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

O’zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi qarori “Avtomobillarni gaz bilan to‘ldirish kompressor stansiyalari va avtomobillarga gaz quyish stansiyalari shoxobchalarini rivojlantirish hamda avtotransport vositalarini suyultirilgan va siqilgan gazga bosqichma-bosqich o‘tkazish chora-tadbirlari”, VM 30-son, 10.02.2007.

Yusuf Rashidov “Gaz ta’minoti tizimi”, “Yangi nashr” nashriyoti T.– 2010, 96-bet.

Murtazaqulovich, H. Y., & Qo’Chqorovna, Y. M. (2021). GAZ BALLONLI AVTOMOBILLARGA TEXNIK XIZMAT KO ‘RSATISH ISHLARINI TIZIMLI TASHKIL ETISH ORQALI XAVFSIZLIKNI OSHIRISH. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(2).

Murtazakulovich, H. Y., & Qo’Chqorovna, Y. M. (2021). Yer usti trаnsport tizimlаridа tаshishni tаshkil etishdа yuksiz qаtnovlаrni optimаl rejаlаshtirish. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(1).

Mansurovna, M. L., & Eshquvvatovich, I. S. (2021). Study of the influence of operating factors of a vehicle on accident by the method of expert evaluation. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 10-17.

Умиров, И. И. Ў., & Ҳамрақулов, Ё. М. (2020). Автомобиллардан чиқаётган газсимон чиқиндиларнинг атмосферага аралашиши. Academic research in educational sciences, (1).

Эрназаров, А. А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26.

Odilov, N. (2020). The analysis of the development of gas cylinder supply system. Academic research in educational sciences, (3). Nurmukhammad, O. (2021). Safety methods at gas filling stations for cars. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 27

Murtazakulovich, H. Y., & Qo’Chqorovna, Y. M. (2021). Yer usti trаnsport tizimlаridа tаshishni tаshkil etishdа yuksiz qаtnovlаrni optimаl rejаlаshtirish. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(1).

Islomov, S. (2020). РЕСПУБЛИКАМИЗДА АВТОМОБИЛЬ СЕРВИСНИНГ ИСТИҚБОЛИ. Архив Научных Публикаций JSPI.

Eshquvvatovich, I. S., & Abdurakhimovich, P. U. (2021). The importance of the level of motorization in the development of vehicle maintenance. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 18-26.

Islomov, S. (2020). KICHIK QUVVATLI ATKLARDA TEXNIK XIZMAT KO’RSATISH SAMARADORLIGINI OSHIRISH. Архив Научных Публикаций JSPI.

 

Khamrakulov E.M.

Department of "Vehicle Engineering"

Jizzakh Polytechnic Institute

(Jizzakh, Uzbekistan)

 

Abdukarimov Sh.U.

Master's degree in Land Transport Systems

Jizzakh Polytechnic Institute

(Jizzakh, Uzbekistan)

 

THE STANDARD FOR CAPITAL AND CURRENT

REPAIR OF QUARRY DUMP TRUCKS

 

Abstract: the article discusses the cost planning for the repair of quarry cars. The existing standards for the consumption of spare parts, the current and projected operating time of machines, the known cost of spare parts and the estimated cost of repairs are determined.

 

Keywords: quarry dump trucks, maintenance, overhaul, spare parts, cost.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хамракулов Ё.М., Абдукаримов Ш.У. НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ // Вестник науки №1 (46) том 1. С. 141 - 146. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5116 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5116



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.