'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  473 просмотров

Баяхметова Е.Е.

  


ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ) *

  


Аннотация:
в статье рассматривается толкование оберега, различные типы обереги казахского народа, их значение и употребление в жизни нашего народа   

Ключевые слова:
оберег, амулет, тумар, когти и перья филина, раковины каури, ювелирные украшения, серебро, различные камни, серьги, перстни, кольца, обряд «аластау»   


УДК 1

Баяхметова Е.Е.

Магистрант 2 курса факультет журналистики, специальность «Дизайн»

Казахский национальный университет Имени Аль-Фараби

(Казахстан, г. Алматы)

 

ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

(СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ)

 

Аннотация: в статье рассматривается толкование оберега, различные типы обереги казахского народа, их значение и употребление в жизни нашего народа.

 

Ключевые слова: оберег, амулет, тумар, когти и перья филина, раковины каури, ювелирные украшения, серебро, различные камни, серьги, перстни, кольца, обряд «аластау».

 

В первобытные времена люди заметили, что вещи и предметы могут оказывать различные воздействия на пространство и человека. Если некоторые предметы приносили счастье и фортуну, то другие негативно оказывали влияние на судьбу людей.

Каждый человек хочет избежать неожиданных ударов судьбы, и в этом ему может помочь оберег. В толковом словаре Ожегова дается такое определение: «Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь» [1].

А в терминологическом словаре одежды Орленко слово «оберег» толкуется так: «Оберег то же, что амулет, талисман; предмет, обладающий по суеверным представлениям колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Чаще всего это нательные кресты, ладанки и образки. Обереги использовали и как украшения; иногда это были настоящие шедевры прикладного искусства» [2].

Возникновению разных видов оберегов содействовала верование людей в их магическую силу, которая по понятию старинних могла спасти человека от влияния внешних недобрых сил, нападений врагов и животных.

В большинстве стран мира существуют такие суеверия, иначе связанные с неудачей, с дурным глазом и порчей. И у казахского народа имеются такие поверья, и в качестве оберегов от всевозможных жизненных бед, в первую очередь, использовали амулеты-тумары. «Амулет – это разновидность оберега – предмета, которому приписывали магическое свойство отвращать от человека несчастье и приносить удачу. Отличительная особенность оберега заключается в том, что он не только защищает, но и помогает: увеличивает силу, повышает улов рыбы, способствует удачной охоте, лечит» [3. С. 258–259].

Известный археолог Н. Веселовский так описывал назначение тумаров: «Амулеты – средство от сглазу и спасительное от всяких бед. Особенно почитаются в качестве амулетов молитвы, так как они, врачуя тело, спасают в то же время и душу» [4].

В большинстве случаев тумары бывали треугольной и цилиндрической формы. Тумары изготовливают из дорогой ткани или кожи, хотя последние годы встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета имеется что-нибудь одно из этих: сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык), шаманские заклинания. Треугольная форма амулета может привести к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

Второе, во всех регионах Казахстана в виде оберегов использовали когти и перья филина. Родственные народы, казахи и киргизы, признавали филина как священную птицу. По всей вероятности, это поверье имело взаимосвязь с осознанием роли филина как птицы, бодрствующей ночью, и способной защищать человечества от злых духов, действующих преимущественно в ночное время.

Доктор исторических наук Ш. Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров» пишет: «Сова осмысливалась казахами двойственно. С одной стороны, она воспринимается как представитель темных сил и поэтому считается способной противодействовать отрицательным явлениям, поскольку зло, причисляя ее к своему разряду, не причиняет ничего дурного тому, кто ею обладает. С другой стороны, сова обожествляется. На птиц-тотемов в быту казахов существовал запрет охоты, но, вместе с тем, повсеместно в Казахстане в ходу были обереги из когтей, перьев филина. Приходилось сову покупать у представителей тех родов, где тотемами выступали другие животные. Таким образом, люди не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту» [4].

Для устранения сглаза и порчи пучок перьев филина – үкі, как принято, подвязывали к колыбели новорожденного младенца. Из перьев филина изготовливали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер «түскиіз», а также подвешивали к домбре, чтобы спасти акынов от сглаза. Образ птицы у казахов, как у большинства народов мира, символизировал счастье, свободу и добро. Присвоенный мощным охранным качеством үкі играл значительную роль в свадебной церемонии «үкі тағу». Родство жениха в день сватовства родителей и близких людей невесты наделяли подарками, а невесте прикалывали к ее головному убору үкі, после чего она считалась засватанной. Традиция «үкі тағу» существует до сих пор, но с небольшими изменениями.

В третьих, эффективным оберегом считали и раковины каури. Их также именовали «жылан бас» – змеиная голова. Образ змеи и ныне можно встретить в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие. Раковинами каури и бусами «көзмоншақ», которые моделировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз. А в современном мире, с помощью «көзмоншақ» делают различные браслеты и булавки, которые оберегают от всех негативных влияний [5].

Как говорится выше, обереги применяли как ювелирные изделия, изредка это бывали настоящие шедевры прикладного искусства. «Еще в эпоху неолита появляются украшения из костей, зубов, клыков животных, всевозможных раковин и т. д., призванные придавать своему хозяину силу, ловкость зверя, ограждать его от возможных нападений и бед. Положительное восприятие магического значения изделий способствовало их эстетическому осмыслению и переводу в декоративную плоскость», – писала Шайзада Тохтабаева [6]. По сравнению с европейским, ювелирное искусство казахского народа концентрировалось на орнаментальном интерьере, а не на драгоценном материале. Обычно ювелиры использовали серебро. По старинным преданиям, оно могло не только исцелить людей, но и защитить их. «У казахов всегда ценились изделия из серебра. Они воспринимались как оберег. Мужчины надевали перстни с родовым знаком «тамга» – когда шли в военные походы. При купании новорожденных детей в воду клали серебряные украшения. Наукой доказано, что этот металл обладает бактерицидными свойствами, и в те далекие времена наши предки знали об этой особенности металла. Или, когда у человека простудное заболевание, изделие из серебра темнеет. И это не случайно», – говорил ювелир-художник Бахтияр Артыкбаев [7].

Особую роль имели и камни, которыми украшались изделия. В обществе они учитывались неким сторожащим оком, что охраняет своего владельца. Каждый камень обладал определенными свойствами и необычной силой: сердолик защищал от сглаза, жемчуг лечил бельмо, коралл спасал от порчи, бирюза приносила счастье. В перламутре видели частицу лунного света, а луна в казахской мифологии имела важное значение. Кроме всего этого, женщины казахского народа надевали перстни и кольца с целью оберегов и защиты, чтобы «очищать» приготовленную ими пищу. Есть поговорка «тамақ адал болу үшін, қолда жүзік болу керек», переводится дословно так: «чтобы еда была чистой, на руке должно быть кольцо». При помощи серебряного кольца очищали воду во время обряда «баланы қырқынан шығару». Помимо всего, кольца нельзя носить на мизинце и среднем пальце, по-иному умрет кто-то из близких. 

Защитными качествами казахский народ наделял и серьги, которые женщины носили всю жизнь. Потому что серьги считались оберегом, их носили постоянно, меняя в зависимости от статуса. Даже на смертном одре с покойницы не снимали серьги. Было такое суеверие, что без сережек в уши может заползти змея. Впрочем серьги носили не только дамы, но и мальчики, которые были наследниками и продолжателями рода. До пяти лет или всю жизнь мальчик носил серьгу, которая охраняла его от дурных глаз или внезапной смерти.

Несмотря на то что мужские ювелирные изделия представлены в казахской культуре намного меньше, чем женские, они также имели священное значение. Жизненной силой и охранными свойствами казахи украшали мужские пояса с серебряными бляхами, на которых были изображены значительные для его хозяина символы – например, солнце или мифических животных. Мужские пояса имели важное значение, что в случае смерти владельца их непременно вывешивали на шесте [7].

Также оберегом для маленького ребенка служили спички, нож. Их клали под подстилку в колыбели, а позднее – под матрас в кровать. Помимо этого, маленьким детям надевали «на удачу» браслеты из бисера и кололи булавки в одежду от сглаза. Когда ребенок был в гостях, или в мероприятии где народу много, приходя домой родители делал обряд «аластау» со спичкой или с солью.

Таким образом, оберег защищает людей от всевозможных бед, от различных бедствий. Много разновидности оберегов у казахского народа, что все они воспринимаются как само собой разумеющиеся, и в повседневной жизни и в ключевых ее моментах (рождение, смерть, в дальних дорогах, в доме, в военных походах и т.д.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. – М: А ТЕМП, 2006. – 944 с.

Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. М.: Легпромбытиздат, 1996. – 344 с.

Сурков Д.А. Определение понятий амулета и оберега в контексте традиционных культур Западной Сибири // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: материалы конф: в 6 т. Т.4: История. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 258–261.

Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

Символическое значение украшений-оберегов в мировоззрении казахского народа // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://ethnicskazakhstan.wordpress.com/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B1/

Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.

Обереги, мифология и исцеляющая сила: что таится в казахских украшениях? // https://the-steppe.com/razvitie/oberegi-mifologiya-i-iscelyayushchaya-sila-chto-taitsya-v-kazahskih-ukrasheniyah

 

Bayakhmetova E.E.

2nd year Master's student Faculty of Journalism, specialty "Design"

Al-Farabi Kazakh National University

(Kazakhstan, Almaty)

 

AMULETS OF THE KAZAKH PEOPLE

(SYMBOLS, SIGNS, PHILOSOPHY)

 

Abstract: the article discusses the interpretation of the amulet, various types of amulets of the Kazakh people, their meaning and use in the life of our people.

 

Keywords: amulet, amulet, tumar, owl claws and feathers, cowry shells, jewelry, silver, various stones, earrings, rings, rings, rite of "alastau".

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баяхметова Е.Е. ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ) // Вестник науки №1 (46) том 2. С. 4 - 10. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5118 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5118



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.