'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  243 просмотров

Миннуллина Р.Ф., Александрова К.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены особенности применения интерактивного обучения у младших школьников. Дана характеристика четырех этапов при использовании технологии интерактивного обучения. А также делается вывод об интерактивном обучении, которое позволяет каждому ученику почувствовать свою успешность и потребность поисковой деятельности   

Ключевые слова:
интерактивное обучение, поисковая деятельность, младший школьный возраст   


УДК 1

Миннуллина Р.Ф.

к.п.н, доцент

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет

(Казань, Россия)

 

Александрова К.А.

Студент

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет

(Казань, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: в статье рассмотрены особенности применения интерактивного обучения у младших школьников. Дана характеристика четырех этапов при использовании технологии интерактивного обучения. А также делается вывод об интерактивном обучении, которое позволяет каждому ученику почувствовать свою успешность и потребность поисковой деятельности.

 

Ключевые слова: интерактивное обучение, поисковая деятельность, младший школьный возраст.

 

На сегодняшний день в России создаются условия для перехода к гуманитарному, личностно-ориентированному обучению, направленному на формирование духовно богатой личности, с возможностями раскрытия потенциальных способностей каждого человека. Стремительное развитие технологий ставит перед образованием новые задачи, требующие пересмотра содержания образования, форм, методов, приемов обучения. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения.

Одним из основных инноваций в области образования является интерактивные технологии обучения. Обучение должно быть направлено не только и не столько на усвоение готовых научно-практических знаний, а на возможность выработки новых знаний, на развитие креативности, гибкости мышления, на моделирование новых способов деятельности и т.д. [1, с. 74].

Применение интерактивных технологий обучения в учебном процессе позволит развивать основы нестандартного мышления обучающихся, отклониться от стереотипности в мышлении, развивает воображение, навыки коммуникативного общения, интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы личности. Традиционные образовательные технологии и формы занятий должны претерпеть качественные изменения. Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы на деятельностный подход. Главная цель учителя, работающего по ФГОС, организовать деятельность детей на уроке [6, с. 9]. Самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока. Интерактивный метод делает обучающегося и педагога субъектами учебного процесса, педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации учащихся. Образовательный процесс проходит в групповой совместной деятельности.

Уроки должны захватывать учеников, пробуждать в них интерес и мотивацию, обучать самостоятельному мышлению и действиям. Применение технологии интерактивного обучения выдвигает определенные требования к структуре уроков, которая, состоит из четырех этапов (Е.В. Коротаева):

- подготовительный;

- интраактивное общение;

- интерактивное общение;

- рефлексивный [4, с. 27].

Цель подготовительного этапа - сфокусировать внимание обучающихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая дает возможность обучающимся осознать, что они сейчас начнут изучать другой (после предыдущего урока) предмет, что перед ними другой учитель и совсем другие задачи. Кроме того, каждую тему, которую планируется освоить с обучающимися, в соответствии с фундаментальными положениями теории философского познания, можно реально считать усвоенным, если она стала основой для развития у субъекта собственных новообразований: в его когнитивной сфере, сознания, эмоционально-ценностной сфере и тому подобное.

Следовательно, субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личностную, собственную заинтересованность, осознавать, что и зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих мотивов учения мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания. Здесь могут быть использованы приемы, создающие проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, интерес к содержанию знаний, процессу их получения, подчеркивают парадоксальность явлений и событий. Как указывает Е.В. Коротаева, итог данного этапа - быстрое включение в ситуацию нестандартного обучения, осознание поставленной учебной задачи, готовность к ее решению [].

Цель интраактивного общения - обеспечение понимания обучающимися содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь на уроке, чего от них ждет учитель. Формулировка результатов учителем при проектировании урока является обязательной процедурой. В интерактивной модели обучения это чрезвычайно важно, поскольку построение технологии обучения невозможна без четкого определения дидактической цели. Правильно сформулированные, а потом достигнутые результаты составляют девяносто процентов успеха.

Цель интерактиного элемента урока - дать ученикам достаточно информации для того, чтобы на ее основе они могли выполнить практические задания за минимально короткое время. Это может быть мини – лекция, чтение текста учебника, ознакомление с раздаточным материалом, освоения информации с помощью технических средств обучения или других видов наглядности. Для экономии времени на уроке, для достижения максимального эффекта урока можно давать ученикам информацию заранее для предварительного ознакомления в домашних условиях. Эта часть урока занимает около десяти - пятнадцати процентов времени.

Интерактивное упражнение - центральная часть занятия. Его целью является усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть урока должна занимать около пятидесяти – шестидесяти процентов времени на уроке. Обязательными является такая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения:

- Инструктирование - учитель рассказывает участникам о цели упражнения, правила выполнения, последовательность действий и количество времени, отводимое на выполнение заданий, спрашивает, все ли понятно участникам (2-3 мин).

- Объединение в группы и (или) распределение ролей (1-2 мин).

- Выполнение задания. При котором учитель выступает как организатор, помощник, ведущий дискуссии, стараясь предоставить участникам максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве друг с другом (5-15 мин).

- Презентация результатов выполнения упражнения (3-5 мин).

Как указывает Е.В. Коротаева, итог данного этапа - развитие аналитического, критического и креативного подходов в ситуации учебного сотрудничества [3, с. 58].

Рефлексия является естественным неотъемлемым и важнейшим компонентом интерактивного обучения на уроке. Она дает возможность ученикам и учителю осознать, чему они научились; увидеть реакцию учеников на процесс обучения; вспомнить детали своего опыта; оценить собственный уровень понимания.

Итог является важнейшей частью интерактивного урока. Именно здесь проясняется смысл проделанного, подводится итог усвоенных знаний и устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что еще должно совершенствоваться в будущем. Функции итогового этапа урока:

- объяснить содержание проработанного;

- сравнить реальные результаты с ожидаемыми;

- проанализировать, почему произошло так или иначе;

- сделать выводы;

- закрепить или откорректировать усвоенное;

- наметить новые темы для обдумывания;

- установить связь между тем, что уже известно, и тем, что нужно усвоить, чему научиться в будущем; осознать, чему они научились увидеть реакцию учеников на процесс обучения вспомнить детали своего опыта оценить собственный уровень понимания;

  - составить план дальнейших действий [5, с. 117].

Таким образом, интерактивное обучение - это специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет своей целью создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность и потребность поисковой деятельности.

Младший школьный возраст представляет собой важный сенситивный период в становлении личности ребенка. Ведущим видом деятельности в данном возрасте является ученик. В данный возрастной период активно происходит развитие всех психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, а также мышления. У младших школьников продолжают формироваться умения общения, к которым относятся умения слушать партнера, вырабатывать тактику общения, пользоваться невербальными средствами общения и средствами речевого этикета [2, с. 67]. Общение младших школьников в процессе обучения, воспитания и развития их имеет большой педагогический потенциал и должно целесообразно использоваться учителем в процессе решения задач учебного и воспитательного характера. И процесс интерактивного обучения – лучший способ, чтобы сформировать потребности поисковой деятельности у учеников начальной школы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Мн., 2005. – 160 с.

Кондратюк, А. Инновационные технологии в начальной школе / А. Кондратюк. – М.: Шк. Мир, 2018. – 250с.

Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003. – 230 с.

Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева. Министерство образования и науки. Уральский государственный педагогический университет. – М.: Academia, 2007. – 256 с.

Баханов, К.А. Инновационные системы, технологии и модели обучения в начальной школе / К. А. Баханов. – М.: Монография, 2016. – 160 с.

Побирченко, Н. Интерактивное обучение в системе новых образовательных технологий / Н. Побирченко // Начальная школа. – 2014. – № 10. – C.8–10.

 

Minnullina R.F.

PhD, Associate Professor

Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Yelabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

Alexandrova K.A.

Student

Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Yelabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

FORMATION OF THE SEARCH ENGINE NEED

ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

IN THE PROCESS OF INTERACTIVE LEARNING

 

Abstract: the article discusses the features of the use of interactive learning in younger schoolchildren. The characteristic of four stages when using interactive learning technology is given. And also a conclusion is made about interactive learning, which allows each student to feel their success and the need for search activity.

 

Keywords: interactive learning, search activity, primary school age.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Миннуллина Р.Ф., Александрова К.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №1 (46) том 2. С. 17 - 23. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5120 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5120



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.