'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  263 просмотров

Шаваев Р.Х., Бабанов А.Б.

  


ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНДИТЕРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в статье исследуются факторы конкурентоспособности кондитерского предприятия. Рассмотрено понятие конкурентоспособности с точки зрения структурного, функционального и ценностно-сетевого подходов. Выявлены внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия кондитерской отрасли. Оценено влияние данных факторов на кондитерское предприятие   

Ключевые слова:
конкуренция, конкурентоспособность, фактор, отрасль, кондитерское предприятие, внешняя среда, продукция, рынок   


УДК 339.137.22

Шаваев Р.Х.

магистрант ЮРИУ РАНХиГС

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

Бабанов А.Б.

канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики

ЮРИУ РАНХиГС

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

КОНДИТЕРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Аннотация: в статье исследуются факторы конкурентоспособности кондитерского предприятия. Рассмотрено понятие конкурентоспособности с точки зрения структурного, функционального и ценностно-сетевого подходов. Выявлены внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия кондитерской отрасли. Оценено влияние данных факторов на кондитерское предприятие.

 

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, фактор, отрасль, кондитерское предприятие, внешняя среда, продукция, рынок.

 

Рынок кондитерских изделий, как и все рынки продуктов питания, находится под влиянием ускоряющейся динамики внешней среды и изменений в моделях потребительского поведения [1]. В таких условия повышается важность оценки факторов, которые влияют на предприятия в данной отрасли.

Конкурентоспособность является такой категорией, которая не имеет однозначного толкования. Развитие данной категории порождало постоянно все новые и новые определения. При этом изначально конкурентоспособность трактовалась как соперничество двух и более лиц.  На сегодняшний день можно выделить три основных подхода к этой категории. Во-первых, это структурный подход, при котором на первое место выступает анализ рынка и возможность влияния предприятия на общий уровень цен на конкретном рынке. Предприятия ведут борьбу не друг с другом за конкурентные преимущества, а пытаются оказывать воздействие на рынок, в котором ведут деятельность. В таких условиях возникает рынок совершенной конкуренции. Рынок кондитерских изделий в России представляет собой олигополию: безусловно существуют главные игроки, владеющие большими долями рынка, которые и определяют направление рынка в целом. Но также выделяются и маленькие компании, как правило, действующие в рамках региона [2]. 

Во-вторых, это функциональный подход. Представители данного подхода рассматривают конкуренцию с научно-технического прогресса, т.е. одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Именно в данный период возникла модель М. Портер, которая учитывает не только конкуренцию внутри рынка, но и влияние на предприятие появления новых конкурентов; предприятий, производящих аналоги или заменители продукции; поставщиков и покупателей. Так, например, производитель мучной кондитерской продукции должен учитывать при производстве не только широту ассортимента, качество и вкусовые характеристики, но и ценовую политику, так как при росте цен на продукцию потребитель может перейти на заменитель, например, шоколадную кондитерскую продукцию.

В-третьих, исследователи выделяют также ценностно-сетевой подход, сущность которого можно определить, как борьба за вступление в наиболее высоко конкурентную, надежную, мощную цепочку создания ценностей, а также борьбу за место в этой цепочке. В кондитерской отрасли это проявляется как конкуренция между крупнейшими производителями данной продукции, которые занимаются также экспортными поставками. При этом покупатель в данном случае, приобретая товар или продукцию, ставит оценку не столько конечному продавцу, сколько всей отраслевой цепочке.

Уровень конкурентоспособности предприятий кондитерской отрасли зависим от множества различных факторов внешней и внутренней среды [3].

Факторы внешней среды включают:

  • Меры государственного воздействия. В первую очередь сюда можно отнести налоговую политику страны. В структуру системы налогообложения России входят: все налоги, страховые взносы и сборы, которые приняты в стране согласно налоговому законодательству. Путем налогообложения в стране определяется позиция между предпринимателями, предприятиями разных форм собственности с местными и национальными бюджетами, главенствующими организациями и банками. Рост ставок на налоги влечет за собой повышение налоговой нагрузки предприятий кондитерской отрасли. Риск ужесточения законодательства является риском, на который невозможно повлиять, однако надо быть готовым к изменениям и быть в курсе всех будущих нововведений в сфере законодательства.
  • Экономические факторы. К ним относятся темпы инфляции, уровень безработицы, снижение доходов населения. Влияние экономических факторов можно различными путями. При падении доходов населения необходимо направить продажи на продукцию, которая пользуется наибольшим спросом. Кроме того, можно развивать различные программы лояльности, усиливать культуру и скорость обслуживания, тем самым привлекая покупателей. При росте безработицы предприятия кондитерской отрасли могут направить усилия на набор новых сотрудников из числа безработных, разработать для них программу обучения и адаптации.
  • Технологические факторы. Изучение технологий кондитерским предприятием позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции [5]. Создание новых технологий кондитерских изделий сейчас базируется на оригинальных технологических решениях и использовании нетрадиционных сырьевых ингредиентов, которые позволяют изменять структуру готовой продукции [4].
  • Международные факторы. Большинство крупных предприятий действуют на международном рынке. Экспортируя различные товары за границу, предприятия начинают работать на дополнительном рынке сбыта. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность полностью реализовывать изготовленную продукцию. Стоит заметить, что экспорт зачастую приносит даже больший доход, чем продажа этой же самой продукции внутри страны. Вывозя товары за рубеж, предприятия получают в качестве платы за товар валюту, которая успешно применяется для того, чтобы закупать другую продукцию на внешнем рынке.

Факторы внутренней среды включают:

  • Ценовая и сбытовая политика фирмы. Основной задачей предприятий кондитерской отрасли является максимизация прибыльности своего дела или же минимизация убытков от деятельности. Себестоимость в достижении этой цели играет далеко не последнюю роль, так как в зависимости именно от этого показателя формируется итоговая цена продукции. Исходя из тех расходов, которые потребовалось произвести для создания кондитерских изделий, предприниматель узнает в каких пределах ему надлежит устанавливать цену. Также и при существенном падении спроса на кондитерскую продукцию самым доступным способом сохранения прежнего размера доходности является снижение издержек производства. При резком повышении уровня спроса можно будет существенно увеличить ее доходность при правильно выстроенной стратегии финансового управления.
  • Человеческие ресурсы. Персонал предприятий кондитерской отрасли является ключевым элементом организации и оказывает существенное влияние на ее производительность и эффективное функционирование. Поэтому особое внимание нужно уделять именно кадрам. Высококвалифицированный и профессиональный состав сотрудников является основной для достижения стратегического успеха, а также представляет собой высокоэффективное направление вложения капитала. Кадровая политика предприятия, направленная на разработку новых социальных гарантий и методов стимулирования; формализацию кадровых процессов путем документирования и создания регламентов по приему и отбору персонала; созданию возможностей роста оплаты труда путем переаттестации сотрудников должна быть направлена на то, чтобы в повседневной работе учесть интересы и потребности всех категорий персонала.
  • Технический уровень оснащенности. Проблемы, возникающие вследствие недостаточности высокотехнологичного оборудования, отсутствия должного ухода за существующим оборудованием, не налаженной системой исправления недостатков и поломок оборудования, приводят к потере качества кондитерской продукции, простоям, а вследствие и к снижению объемов производства [3]. Крупные предприятия кондитерской отрасли все активнее осваивают новые технологии и работают по индивидуальным заказам, предлагая возможность производства кондитерских изделий с учетом требований каждого конкретного потребителя.
  • Маркетинговая политика предприятия.  Главная задача управления маркетинговой деятельностью предприятия проявляется в разработке путей преобразования потребностей и желаний покупателя или заказчика в прибыль организации. Кондитерские изделия удовлетворяют вторичные потребности, так как покупатели могут существенно сократить их потребление в случае отсутствия финансовой возможности совершить покупку. Поэтому задача маркетинга заключается в поиске новых способов привлечь потребителя. Для этого до выхода на рынок предприятия маркетинговая деятельность проводит оценку рынка, выявляет конкурентоспособность предлагаемого товара или продукции потребителю и какими характеристиками они должны обладать. Поэтому чем эффективнее построено управление маркетинговой деятельностью, тем предприятие будет более прибыльным.

Таким образом, можно сделать вывод, что кондитерские предприятия работают в высококонкурентной среде. На них оказывают значительное влияние внешние и внутренние факторы. Конкурентные отношения рынка делают все более актуальными применение гибких методов управления, которые позволяют быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Архипова Л. С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 104 с.

Иванова И. А.  Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 305 с.

Пармененков К. Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России: монография / К.Н. Пармененков. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 80 с.

Соловьева Ю. Н.  Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.

Шаститко А.Е. Конкуренция и конкурентная политика: на стыке будущего и прошлого / А.Е. Шаститко, А.А. Курдин, О.А. Маркова. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 68 с.

 

Shavaev R.H.

Master's student of RANEPA

(Rostov-on-Don, Russia)

 

Babanov A.B.

PhD in Economics,

Associate Professor, Department of World Economy

RANEPA

(Rostov-on-Don, Russia)

 

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF CONFECTIONERY

 

Abstract: the article examines the factors of competitiveness of the confectionery enterprise. The concept of competitiveness is considered from the point of view of structural, functional and value-network approaches. Identified external and internal factors of the competitiveness of the confectionery industry. The influence of these factors on the confectionery enterprise is assessed.

 

Keywords: competition, competitiveness, factor, industry, confectionery enterprise, external environment, products, market.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шаваев Р.Х., Бабанов А.Б. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНДИТЕРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №1 (46) том 2. С. 29 - 35. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5122 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5122



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.